В чем корни нередкого увлечения сатанинской символикой и прочей бесовщиной в среде рок-поп-музыкантов?
Не является секретом, что многие талантливые музыканты, фактически создатели современной поп-музыки в 60-70 гг., отличались эксплуатацией образа демонических сил. Можно привести пример Джима Моррисона (душа "индейца" или Mr. Mojo в LA Woman), Джимми Пейджа (увлечение А.Кроули), Хендрикса (Voodoo chile) или Джона Леннона ("высшее наслаждение – быть одержимым, медиумом"). Впоследствии настоящая волна увлечения откровенным демонизмом в музыке пришла с популярностью Slayer, AC/DC, Оззи Осборна, Элиса Купера, Iron Maiden, Cannibal Corpse и прочих "звезд". В последние десятилетия стали популярны откровенные сатанинские музыкальные направления, как например, дет-метал или языческий фолк-метал, воспевающий поклонение демоническим силам. Нельзя сказать, что и электронная музыка создается в рамках морали, не случайно ночные клубы считаются очагами распространения наркомании и алкоголизма.
В чем же корни этого явления, почему темная сторона у многих исполнителей современной музыки не просто не случайна, а зачастую является основополагающей частью творчества?
Вся современная популярная музыка, от Slayer до Мадонны, как продукт массовой коммерческой индустрии развлечений, выросла из рок-движения середины прошлого века. В свою очередь, западная рок-музыка уходит корнями в негритянскую музыку американского юга - религиозные гимны и песнопения, джаз, блюз, ритм-энд-блюз. Мало кому известно, что все эти музыкальные формы вышли из системы религиозных верований, известной как Voodoo или Hoodoo. Если музыка чернокожих американцев - это отец современного рока, то Вуду - его дедушка.
История связи этого культа с рок-музыкой подробно описана Майклом Бейджентом и Ричардом Ли в книге "Эликсир и камень", где они пишут:
В 16 веке первые рабы из Африки начали ввозиться на территорию, впоследствии названную Континентальными Соединенными Штатами. От старой жизни у рабов не оставалось ничего, кроме религиозных верований и обычаев. Эти верования были в основном анимистическими, основанными на шаманстве. На языке племени фон, который назывался "дахоми", для обозначения природного божества использовалось слово "Вуду". Религия племени фон пустила в Америке более глубокие корни, чем религия любого другого африканского племени. Возможно, самый зачаровывающий из религиозных аспектов Вуду – феномен "одержимости", когда бог входит в разум одного из верующих и тот становится богом в душе, поступках и речи. Стать одержимым богом или духом – основная задача обрядов Вуду. Это знак великого уважения, свидетельство того, что бог или дух сочтет индивидуума достойным вместилищем или сосудом для своей божественной имманентности. Для достижения состояния транса, или одержимости духами, использовались барабаны, танцы, ритмичные заклинания, а иногда и наркотики. Конечно же, именно Гаити в первую очередь ассоциируется с культом Вуду. Однако эта религия - под другими именами - пустила прочные корни по всей Америке. Вскоре культ Вуду был запрещен в британских колониях, но во французских владениях в Луизиане он не встретил серьезных преград. Новый Орлеан вскоре стал не только основным центром североамериканской работорговли, но также и "столицей" культа Вуду. К 1800 году культ укоренился там окончательно. Узы, связывающие музыку Вуду с самим культом, постепенно ослабевали. Музыка, никогда по-настоящему не забывавшая о своем религиозном происхождении, мало-помалу приобретала независимость. Африканские ритмы уже исполнялись на инструментах Западной Европы и Соединенных Штатов, что привело к появлению новоорлеанских медных духовых оркестров. Таким образом, по словам одного из комментаторов, "результатом векового созревания стало появление самых популярных в двадцатом веке музыкальных стилей – джаза, блюза, ритм-энд-блюза и рок-н-ролла". После принятия закона об отмене рабства и окончания Гражданской войны огромное количество освобожденных рабов переехали на север. Большинство переместилось из Нового Орлеана и дельты Миссисипи вверх по реке к Мемфису и Сент-Луису. Многие двинулись еще дальше на север, в Чикаго и Детройт. Именно в этих городах в конце девятнадцатого века произошло рождение блюза. До сих пор эти регионы считаются хранителями музыки в стиле блюз. Возможно, блюз в большей степени, чем остальные жанры негритянской музыки, был непосредственным родоначальником рока. И в большей степени, чем другие, блюз сохранил связи со своим прародителем, то есть культом Вуду. Эта музыка наполнена метафорами и образами, связанными с культом, иногда явными, иногда скрытыми под маской чистоты и невинности. Она появилась после многих лет рабства, и именно благодаря ей следы Вуду в музыке оставались незамеченными ничего не подозревающими белыми хозяевами. Такие образы-метафоры представляли собой некий диалект – что-то вроде "шифра", специального словаря, придуманного угнетенными и преследуемыми людьми для того, чтобы иметь возможность свободно общаться, не навлекая на себя гнев власть имущих. Так, например, в блюзе часто присутствует, причем с откровенно непристойным, но, с другой стороны, совершенно невинным подтекстом, "моджо" (Mojo), амулет Вуду, служащий талисманом. Один из самых значительных и зловещих образов Вуду - перекресток. Он символизирует врата, ведущие в невидимый мир, мир духов и богов. К этим вратам можно подойти, только произнося соответствующие молитвы и взывая к помощи сверхъестественных сил. Все ритуалы и обряды культа Вуду начинаются с приветствия бога, защищающего перекрестки, и пройти через них значит пройти посвящение в Вуду. Перекрестки часто упоминаются в музыке одного из самых загадочных и мрачных блюзовых певцов, Роберта Джонсона. Оказав огромное влияние на Мадди Уотерса и многих других музыкантов, записав в период между 1936 и 1937 годами двадцать девять песен, он затем бесследно исчез в возрасте 28 лет. Впоследствии выяснилось, что он умер в 1938 году от отравленного виски, который подарила ему подружка. Среди других знаменитостей он выделялся своим необычным образом посвященного в культ Вуду, нечеловеческой и внушающей страх магической силой, а его виртуозное умение играть на гитаре приписывалось сделке с дьяволом, заключенной "у перекрестка". Его Crossroad Blues на самом деле является одним из гимнов Вуду. Он начинается словами: "Я иду на перекресток, падаю на колени…" Каждый из последующих куплетов содержит один из образов, используемых в церемониях Вуду. От других песен Джонсона также веет демонической магией и проклятиями. Интересно, что большинство первых блюзовых певцов окружала фаустовская атмосфера. Один из них, Пити Уитстроу, называл себя "зятем дьявола и главным шерифом ада". Дьявол и демоническая магия остаются основными мотивами в блюзе и на сегодняшний день. Такие песни, как "Симпатия к дьяволу", выполнены в тех же тематических традициях. Нельзя назвать случайным то, что Rolling Stones сыграли несколько песен Роберта Джонсона и взяли название своей группы из одного из произведений Мадди Уотерса. (примечание - как известно, при выпуске Bridges To Babylon в 90-х гг. Rolling Stones бесплатно дарили покупателям диск с записями Роберта Джонсона, которого сам Ричардс называл в прессе не иначе как отцом-основателем современной музыки). Подобно Rolling Stones и другим исполнителям рока, блюзовые певцы включали в свою музыку элементы шаманских ритуалов, предназначенных для введения аудитории в состояние истерии. Так, например, Бесси Смит, которая начала записываться в 1925 году, регулярно вызывала у своих слушателей, как белых, так и черных, - состояние, описанное одним из комментаторов как "религиозная эйфория". То есть еще тогда можно было увидеть в действии те элементы и приемы, которые будут служить отличительным признаком рок-концертов тридцать пять лет спустя. Для Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса, Beatles, Rolling Stones и тех, кто пришел после них, было просто необходимо приправлять свои выступления сексуальными непристойностями, которые со временем становились все откровеннее. Сами исполнители, однако, хорошо понимали, какое психологическое, и даже невротическое, действие оказывают звук, голос, ритм, свет и гипнотические ритуалы на публику. По словам Кейта Ричардса: "Они боятся этого ритма. Это их возбуждает. И каждая звуковая вибрация действует и на тебя. Ты можешь создавать определенные шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках".
К чему же привело слияние музыки и африканской магии в самом феноменальном явлении массовой культуры 20 века - рок-н-ролле?
Один из красноречивых примеров - скандально известный кровавый концерт Rolling Stones в Сан-Франциско в 1969 году, на котором обезумевшей толпой совершались убийства, запечатленные на кинокамеру. Фактически, выступление музыкантов, находящихся под воздействием наркотиков, представляло собой не что иное, как мистический ритуал шаманов, где сцена заменяла магический круг - ограниченное пространство, внутри которого они творили свои заклятия, и вызывали силы, которые сами уже не могли контролировать. Откровенное заявление сделал тогда Джерри Гарсиа, гитарист Grateful Dead: "Все это спровоцировала музыка: когда Rolling Stones играли для толпы, драка продолжалась, а играли они "Симпатию к дьяволу", и я кое-что понял. Знаете, невозможно сделать что-то, что не сказалось бы на вас впоследствии".
Однозначно магическое воздействие оказывает творчество всех великих рок-музыкантов - Doors, Led Zeppelin, Bob Dylan и прочих, на компиляции наследия которых во многом и состоялась большая часть исполнителей современной популярной музыки. И если вульгарная поп-музыка за счет своей пошлости еще может быть не столь опасна для интеллектуально подготовленного человека, то этого нельзя сказать о лучших образцах рока. Преобладание в талантливо сделанной музыке агрессивных ударных инструментов, ритм-секции - самое настоящее шаманство, которое подавляет разум человека. Низменные животные страсти, облеченные в магические музыкальные формы, которые первую очередь направлены на преодоление внутренних преград увлеченного ими человека, воздействуют на душу с колоссальной разрушительной силой. Как некогда под звуки барабанов языческих жрецов, личность деградирует и становится одержимой идеями секса, эгоизма, жестокости, насилия и ненависти.
По заключению психиатров, современная поп-рок-музыка большей частью оказывает разрушающее действие на психику, известные психиатры М.Раферти, Г.Блейн, Б.Сейбл, Б.Райт, Т.Аллен отмечают, что рок-музыка несёт: - нервно-чувственное возбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию, галлюцинации; - депрессивное состояние вплоть до неврозов и психозов; - ослабление контроля над умственной деятельностью, волей, гипнотическое состояние, повышенную внушаемость, нарушение памяти и мышления; - сексуальную расторможенность; - влечение к разрушению, насилию, самоубийству. На таком фоне не выглядит случайностью трагический конец Мориссона, Джоплин, Хендрикса, Кобэйна или Стиви Рэя Воэна, а в русской музыке, например, Башлачева или Дягилевой. Психиатры утверждают о рок-музыке: "Это наркотик более смертоносный, чем героин, который отравляет жизнь нашей молодёжи". И, как показывают факты, революция рок-н-ролла вызвала на протяжении последних десятилетий такое глубокое разложение молодёжи, которое до сих пор не отмечалось в истории.
Известно мнение митрополита Иллариона, главы ОВЦС Русской Православной Церкви, известного богослова, доктора философии Оксфорда, историка, композитора, автора музыкальных произведений камерного и ораториального жанра: "Я считаю настоящей трагедией то, что среди молодых людей процент слушающих классическую музыку ничтожен, а большинство слушает дешевую попсу. Некоторые виды эстрадной музыки, особенно "тяжелый рок", "рэп", "металл", на мой взгляд, могут нанести серьезный духовный вред человеку. Музыка, основным содержанием которой является механический ритм, в которой постоянно звучат тяжелые электронные басы, вызывает в человеке агрессию, лишает его покоя, искажает его естественный внутренний ритм. Зависимость от этой музыки, как наркотическая или алкогольная зависимость, с трудом поддается лечению".
Остается только добавить, - специально для любителей слушать проповеди сатанизма или иные зажигательные тексты под заводную музыку с африканскими корнями, - не забывайте приведенные выше слова одного музыканта - "невозможно сделать что-то, что не сказалось бы на вас впоследствии".
Надеюсь, придет время занять рок-н-роллу со всеми его чудовищными порождениями - попсой, рэпом, тяжелым металлом и так называемым русским шансоном свое место на помойке истории.
|