Цитата:
Принятие генералом Дитерихсом командования Восточным фронтом в разгар решающих боев 1919 г. сыграло значительную роль в военной истории Белого движения в России. Не будет преувеличением утверждать, что в случае успешного развития операций Восточный фронт мог бы вернуть себе ведущее положение в системе белых фронтов, сложившихся к лету 1919 г. В данной части книги использованы фрагменты из воспоминаний сослуживцев Михаила Константиновича - генерал-майора МЛ. Иностранцева (генерала для поручений в Ставке Верховного Главнокомандующего), начальника Штаба Верховного Главнокомандующего генерал-майора П.Ф. Рябикова, Командующего 3-й армией Восточного фронта генерал-лейтенанта К.В. Сахарова.
В книге публикуются многочисленные фактические свидетельства о зарождении и развитии добровольческого движения в Сибири летом-осенью 1919 г., в частности по истории создания Добровольческих Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени. "Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени" все же оставили свой заметный след в истории Белого движения в Сибири. Они явились последним сознательным и верным (хотя и совершенно необученным) пополнением, которое влилось в армию Адмирала Колчака уже в самый момент разразившейся катастрофы.
Некоторые из дружин, как самая первая - Омская, успели попасть на фронт, другие же, наоборот, присоединились к армии при ее отступлении через те города, где они формировались. Об их судьбе очень мало сведений. Так, командир 3-го Барнаульского стрелкового полка полковник Камбалин писал о том, что в момент выступления его полка из Барнаула в Сибирский Ледяной поход, третий батальон полка, собранный из только что призванных новобранцев, был распущен как ненадежный и заменен местной дружиной "крестовиков", которая проделала затем весь поход вместе с полком. Наверняка были и другие дружины, о которых мы ничего не знаем, поскольку, влившись в состав боевых частей, они к концу Сибирского Ледяного похода растворились в них без следа. Наиболее интересна в этом отношении судьба полковника Оренбургского Казачьего Войска Г.В. Енборисова. Он выехал из Омска на санях лишь со своей семьей и с членами своего Вербовочного отделения, но в Ново-Николаевске к нему присоединились почти все, находившиеся в городе Крестоносцы, в результате чего составился отряд более чем в 100 человек. Далее по дороге к этому отряду присоединялись как одиночные люди, так и целые части, в результате чего в Забайкалье Добровольческий отряд полковника Енборисова вышел довольно крупной, сплоченной и дисциплинированной частью. Крестоносцы составляли ядро этого отряда. В начале апреля в Чите этот отряд был переформирован в "Добровольческий Егерский отряд при штабе 3-го Отдельного Стрелкового корпуса" в составе 2-х стрелковых рот, пулеметной команды и Отдельной Конвойной сотни. Однако затем Енборисов вступил в конфликт с командиром 3-го корпуса генерал-лейтенантом В.М. Молчановым, и в результате 21 апреля его отряд был расформирован. Есть также сведения, что два башкирских конных дивизиона "Зеленого знамени" ушли вместе с Оренбургской армией атамана Дутова из Кокчетава в Семиречье. Жертвенный порыв "крестовиков" не был напрасным ...
Отряд г. Ишима
Омск. 6 августа. С разрешения Главнокомандующего Восточным фронтом генерала-лейтенанта Дитерихса, обществом домовладельцев Ишима сформирован на свои средства конный добровольческий отряд с наименованием Ишимский особый отряд для борьбы с большевиками.
Общество предполагает в короткий срок довести численность отряда до крупных размеров.
При отряде сформирован продовольственный комитет, ведающий продовольствием, обмундированием, снаряжением и участвующий в самом формировании отряда, состоящий исключительно из лиц торгового класса и домовладельцев Ишима. Запись приема добровольцев идет успешно. Торгово-промышленный класс Ишима самообложением в течение нескольких часов на содержание отряда собрал семьсот тридцать тысяч рублей, много лошадей, продовольствия и снаряжения. Открытая подписка пожертвований среди домовладельцев не торгового класса идет очень успешно. С большим сочувствием отнеслись городское самоуправление, уездные и волостные земства, ассигнующие авансы и производящие сборы среди сельского населения. Подъем духа чрезвычайно высок.
Главнокомандующий фронтом, начальник отряда и комитет выпустили воззвание к населению, производящее сильное впечатление на население.
Комитет командирует специальных информаторов по селам и уездам.
Сельская жизнь. Красноярск. №36. 9 августа 1919 г.
Что такое Дружины Святого Креста
9-19 августа во всех храмах г. Омска во время литургии и после ее на площадях будут произнесены проповеди как священниками, так и мирянами с призывом стать на защиту веры христианской и записываться тут же, в храмах, добровольцами в Дружины Святого Креста.
С самого начала большевики показали себя врагами Христа и христианства; они открыли страшное гонение на церковь, стали истреблять священников, врываться в храмы, грабить их и осквернять. Видя это, избранный церковным Собором Патриарх Тихон в особом воззвании отлучил большевиков от церкви и запретил всем верным христианам вступать в какое-либо общение с Богоотступниками-большевиками. Над отлученным от церкви или преданным анафеме нельзя совершать никаких таинств и треб.
Но на самом деле они не остаются безнаказанными. Своими кощунствами они не разрушают, а только укрепляют религиозное чувство в народных массах, которые в Советской России поднимаются на защиту христианских святынь.
Настала и наша очередь встать на защиту своей веры.
Для этой цели и будут образовываться Дружины Святого Креста. Так эти Дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.
В Дружинах Святого Креста кроме обыкновенной воинской дисциплины должны быть особые порядки.
Брань, пьянство, нечестность не могут иметь место среди тех, которые приняли на себя крест. Не должно быть и грубых отношений между начальниками и подчиненными.
В таких отрядах при строгой дисциплине в них - все братья, и потому отношения между начальниками и подчиненными могут быть только братские.
В Дружины Святого Креста могут записываться все, как подлежащие мобилизации, так и не призываемые.
Могут записываться в них и стоящие на действительной службе солдаты и офицеры, но, разумеется, оставаясь в своих частях, чтобы в них с разрешения начальства образовывать свои крестоносные группы.
В Дружины Святого Креста могут записываться также и женщины для несения санитарной, хозяйственной, обозной службы.
В Дружины могут поступать все верующие христиане, к какому исповеданию они бы ни принадлежали.
В Дружинах Святого Креста они будут сражаться бок о бок с братьями по духу и потому могут быть спокойными, что не будут преданы или оставлены ранеными на поле битвы.
В Крестовой рати не будет ни воровства, ни мордобойства, ии предательства.
Наша газета. Омск. № 3. 19 августа 1919 г.
День Святого Креста
19 августа в Омске Братство Святителя Гермогена устроило день Святого Креста.
В храмах и на площадях во время и после литургии были произнесены как духовенством, так и мирянами (профессорами и общественными деятелями) речи, призывающие верующих русских людей в грозный час сплотиться вокруг Церкви на защиту христианства.
Святая Церковь - это единственный оплот русского народа, о который разбивались волны большевицкого насилия каждый раз, когда они пытались кощунственно прикоснуться к камню народной древней веры. Святая Церковь была последним прибежищем, куда притекали оскорбленные, смятенные души в дни гибели русского государства. Там они находили утоление народной печали, там они черпали силу для того, чтобы жить среди всеобщего одичания и озверения и противостоять бешеному напору враждебных дьявольских сил.
В то время, когда обезумевшие в большевизме люди поклонились Дьяволу и признали его власть соблазнителя сытостью и материальными благами, Святая Церковь Крестом Распятого напоминала об ином уделе человека. Она говорила ему, что душа его призвана к жизни Духа, что никакие силы, будь то даже сила оружия и смерти не в состоянии убить в нем духовный голод, побуждающий его поклоняться Честному Кресту и верить в благодатную животворящую силу.
Большевицкая религия сытости и скотского наслаждения жизнью духовно уже побеждена религией Духа - Христовой верой. Там, в сердце России, Москве, в огненном преображении воскресли русские души. И Рабочие, и крестьяне, и ученые, и интеллигенция - все пошли к Божьему храму, все встали под знаменем Животворящего Креста. Воскресла Святая Русь, воскресла в Духе и ждет того часа, когда освобождать ее из нечестивого плена придет Святая Русь с окраин, уже снявших с себя цепи и путы большевизма.
На нас лежит священный долг перед Святой Церковью и Родиной. Ведь и мы должны зажечься огнем преображения, чтобы воскреснуть в Духе и в силе.
Братство Святого Гермогена призывает всех русских людей вспомнить о том, что на них лежит долг Креста. Русские люди с крестом на груди и преображенной душой должны придти на помощь Церкви и Отечеству. Они призывают взять в руки оружие, чтобы верой и любовью освятить его и, покрывши его знамением Святого Креста, пойти на большевицкие рати в защиту Истины Христовой, за правду Божию.
Заблудшим братьям своим, но безумию или насильственно попавшим в красные бесовские рати, они понесут милость, но убежденным врагам Церкви Христовой - коммунистам и комиссарам, они понесут Божие возмездие и наказание.
С Крестом па груди, с пением церковных песен пойдут они в бой па большевиков с верой, что сила Святого Креста Господня непобедима, что "воскреснет Бог" земли русской и "расточатся враги Его".
Запись добровольцев шла успешно.
А.Б. Наша газета. Омск. №4.21 августа 1919 г.
Резолюция собрания представителей беженских лагерей г. Омска 27 августа 1919 г.
Мы, беженцы Приволжья, Прикамья, стоящие лагерями около г. Омска, не имея другого крова, кроме неба, не знаем другой Родины, кроме родной нашей земли, очищенной от большевиков -разорителей наших домов, осквернителей наших святынь. Все потеряв, мы имеем только одно стремление встать на защиту нашей Родины и наших святынь. Мы не побежим вслед за трусами, спекулянтами и мародерами, думающими только о спасении себя и своего имущества.
Мы заявляем о своей твердой решимости встать в ряды армии, под знамена Верховного Правителя, во имя спасения веры и Родины. И в доказательство того, что это не праздные слова, постанавливаем:
1. Всем беженцам, стоящим лагерями около г. Омска, записаться добровольцами в Дружины Святого Креста.
2. Просить Верховного Правителя всех беженцев, бежавших с 1 октября 1917 г. от 18 до 50 лет и не записавшихся добровольцами до 2 сентября 1919 г. для г. Омска, немедленно мобилизовать, а тех беженцев, которые успели бежать заграницу, вызвать обратно для исполнения долга защиты Родины с указанием предельного срока их возвращения, после которого они будут рассматриваться как государственные изменники.
3. Из мусульман, пожелавших встать на защиту своей веры, образовать при своей дружине Святого Креста особые отряды, с особым зеленым знаменем.
Верно:
Временный Комитет беженцев, стоящих лагерями около г. Омска.
Наша газета. Омск. № 15. 4 сентября 1919 г.
Старообрядческие собрания в Омске
Большое оживление в старообрядческом мире, старообрядцы всколыхнулись, проснулись и насторожились. На первом же собрании была открыта подписка в пользу солдат Боткинского конного дивизиона, и сегодня везут в Святую Боткинскую дивизию от имени старообрядцев несколько пудов монпансье и чай. Вышивается шелковый стяг с Нерукотворным Спасом для дружины Крестоносцев-старообрядцев.
В Сибирь едет депутация для созыва Обще-сибирского Старообрядческого Съезда по борьбе с большевиками.
Первый старообрядческий крестный ход в Омске вчера привлек массу публики. Все с интересом прислушивались к новому, казалось, но старинному напеву.
Тарелочный сбор на семьи беженцев, кормильцы коих ушли на фронт, дал более 2 000 рублей.
Омичи в первый раз увидели святыни старообрядцев - иконы древнего письма.
Кстати, об иконах: один английский офицер, уезжая на родину, пожелал приобрести на память старообрядческую икону, и старообрядцы поднесли ему древнюю икону с трогательным адресом: "От многострадальной России - счастливой Англии".
Многие омские старообрядцы отвели свои дома тем семьям беженцев, главы которых записались в дружины крестоносцев.
Наша газета. Омск. №9.27 августа 1919 г.
Мусульманские добровольческие отряды
31 августа, в Омске, там же, под председательством беженца из д. Осы М. Вахитова - собрание мусульманского духовенства и мирян - беженцев и местных лиц, для обсуждения вопросов по организации особых отрядов и обслуживанию нужд фронта.
Выступили мусульмане: Вахитов, Сафа-Хазрет, Юсупов, Адугов. Призывали единоверцев встать на защиту веры и отечества от большевизма. Во время собрания начата запись добровольцев.
Собрание приветствовали представитель Начальника вновь формируемых добровольческих частей генерала Голицына, представитель старообрядцев - Дробипин и от братства Св. Гермогена -А. Ерохгин, которые выяснили единство мусульманского религиозного движения против красных с христианскими, уже формирующимися дружинами.
Русская армия. Омск. № 1. 4 сентября 1919 г.
В Крестовых Дружинах
Трудовой день начинается в 6 часов утра. В это время все уже на ногах. Следует молитва, затем чай и строевые занятия.
В строю строгая военная дисциплина. Вне строя - отношения простые. Кого только нет в дружинах: юноши, пожилые старики - вятичи, пермяки, казанцы. Все связаны одним желанием - спасти Россию и сломить большевиков.
В 11 часов строй кончается. После него обед, затем перерыв и снова занятия до 6 часов вечера, после чего ужин.
До сна в свободное время читают книги, газеты. Нет в это время ни праздного шума, ни ругани. В 9 часов поверка, и все отходят ко сну.
Старообрядческий комитет по формированию Крестовых Дружин отправляется в поездку по городам и крупным селам Сибири для вербовки дружин.
Наша газета. Омск. № 21. 10 сентября 1919 г..
ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ СВЯТОГО КРЕСТА
(Утвержд. Начальником Штаба Верховного Главнокомандующего)
1. Дружина Святого Креста есть воинская добровольческая часть, рота, батальон, борющаяся с большевиками, как с богоотступниками, за веру и родину.
2. Каждый вступающий в дружину Святого Креста, кроме обычной присяги, даст перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу, и в знак служения делу Христову, налагает поверх платья восьмиконечный крест.
Примечание. Крест носится только в строю.
3. Подчиняясь обычной воинской дисциплине, дружина Святого Креста, кроме того, следует особым правилам, исключающим пьянство, нечестивость, сквернословие, распущенность, притеснение мирных жителей и так далее.
4. Нарушающие обет и правила подвергаются, кроме обычных дисциплинарных взысканий, исключению из дружин Св. Креста, а в особо тяжких случаях и отлучению от церкви, как предатели дела Христова.
5. Каждая дружина Св. Креста, будучи воинской частью, есть в то же время и религиозное братство, имеющее своего Небесного Покровителя, имя которого носит (например, дружина Св. Гермогена, Св. Александра Невского, Св. Сергия Радонежского и так далее) и свои особые правила или братский устав, а все дружины образуют единое братство Св. Креста.
6. Все дружинники именуются братьями.
Примечание 1. При обращении солдат к офицерам допустимо слово "брат" присоединять к чину, например, "брат поручик", "брат капитан" и так далее.
Примечание 2. Женщины, несущие службу при дружинах Св. Креста, именуются "сестрами".
7. При соблюдении всей строгости воинской дисциплины между командным составом и солдатами дружины Св. Креста устанавливается на время похода полное равенство в пище, в удобстве, средствах передвиже ния и так далее.
8. В дружину Св. Креста могут поступать лица всех христианских исповеданий.
Примечание. При дружинах Св. Креста могут существовать и нехристианские отряды (например, мусульмане), сражающиеся за веру в единого Бога, подчиняющиеся своим уставам.
9. Дружины Св. Креста могут быть всех родов оружия, а равно могут быть соединяемы в более крупные части (дивизии, корпуса).
10. В случае недостаточной численности для образования самостоятельной части (полка, дивизии и так далее), дружины Святого Креста входят в состав других действующих полков, предпочтительно добровольческих, в виде отдельных рот или отдельных батальонов, по никоим образом не распределяются между ротами полка.
В заключение очерка по развитию добровольческого движения мы должны его отмстить, как признак пробуждения народа и национального сознания.
В истории было много примеров, когда только добровольческое движение спасало народ и государство от гибели, когда пробудившийся народ сам брался за оружие и помогал своей армии изгнать врага из пределов родины. Так было с Россией в 1812 году, когда Наполеон привел свои разноплеменные полчища и взял уже Москву. Так должно быть и теперь. Когда Ленинские наемники идут на Сибирь, сам народ, как один человек, встанет, чтобы помочь армии сломить врага. Народ пробуждается и, пробудившись, отстоит свой край, спасет родину.
Сельская жизнь. Красноярск. № 48. 20 сентября 1919 г.
Присяга воинов Дружины Святого Креста
Я, брат дружины Святого Креста, обязуюсь и клянусь перед Снятым Крестом и Евангелием быть верным Господу Христу, Святой Церкви и друг другу быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, к своим всей душой браторасположенным. Аминь.
Русская армия. № 14. 19 сентября 1919 г.
Проф. Болдырев о добровольчестве
В интервью с сотрудником РТА профессор Болдырев поделился впечатлениями от своей поездки в Томск и Новониколаевск для ознакомления с добровольческим движением на местах. Хотя добровольческое движение в этих городах только началось, там оно принесло уже довольно осязательные плоды. В Новониколаевске записалось в несколько дней 400 человек, в Томске - около тысячи. По-прежнему главным возбудителем добровольческого движения служит подъем религиозного чувства с лозунгом борьбы за веру. Этот религиозный подъем отражается, между прочим, в совершенно новом для Сибири явлении - организации церковной общественности. Так в Новониколаевске по примеру Омска образовалось братство святого Гермогена, объединившее все православное население города. "Я, - сказал профессор, - был свидетелем громадного подъема, с каким прошло организационное собрание братства в местном соборе. С не меньшим подъемом прошло первое собрание братства Святого Креста в Томске. Прекрасно идет дело у мусульман. Правда, в мусульманской среде Новониколаевска и Томска были некоторые попытки связать добровольческое религиозное движение с узко-национальными политическими целями, но эти попытки были решительно преодолены государственным разумом мусульман, патриотизмом и верностью Исламу. В результате, вместо национальной армии, о которой уже поднималась речь, мусульмане Новониколаевска и Томска решили формировать отдельные мусульманские дружины зеленого знамени. Не в меньшей мере добровольческое движение обязано своим ростом участию в нем элементов светской общественности. Особенно много делает для добровольчества Биржевой Комитет Новониколаевска, уже пожертвовавший 300 тысяч деньгами и до четырех тысяч комплектов белья на нужды добровольчества. Все наиболее крупные общественные организации Томска и Новониколаевска вовлечены в активную работу по добровольческому формированию. Общественные деятели, как Петр Иванович Макушин и много других, горячо откликнулись на призыв. Во главе религиозного движения стоит Епископ Анатолий. Привлечение к добровольческому формированию общественных сил, без различия партий, объединяет разнородные, порой враждебные силы, в одном благородном деле создания здорового добровольческого ядра армии и заполняет пропасть между фронтом и тылом. Объединение общественности и армии - вот, кратко говоря, то великое дело, начало которому кладется добровольческим движением. Назначение начальником добровольческих формирований генерала Голицына, чуждого партийности и окруженного ореолом боевых подвигов, с самого начала сумело привлечь и объединить широкие общественные круги Омска, Томска и Новониколаевска. Волна добровольческого движения растет. Мы присутствуем только при зарождении этой волны, полем которой должна служить вся Сибирь. Целые слои населения и области Сибири еще не успели вовлечься в нее, но есть серьезные данные, позволяющие думать, что удастся поднять добровольческое движение, также под лозунгом за веру, и среди киргизов Акмолинской области, и даже ламаитского населения Забайкалья. Это расширение добровольческого движения является ближайшей задачей его руководителей.
Русское дело. Омск. № 7. 12 октября 1919 г.
Женщины-доброволицы
12 октября в 1 час дня состоялась первая отправка партии женщин-доброволиц и добровольцев дружины Святого Креста и Зеленого Знамени в Омск в качестве санитаров и сиделок. Перед отправкой в помещении управления Ново-Николаевского вербовочного отделения (городской корпус № 21) был отслужен молебен, на котором присутствовало значительное количество добровольцев. Указанное явление - отправка женщин-доброволиц - характерно, как определенный сдвиг в психике городской женщины, до сих пор безучастно относившейся к обязанностям гражданского долга.
Сельская жизнь. Красноярск. № 58. 25 октября 1919 г.
Твердость веры
На смотру первой дружины Святого Креста Главнокомандующий, обращаясь к воинам полумесяца, сказал:
"Вас горсточка, но вы - тот фундамент, на котором будет строиться Россия".
Фундамент - вот то, чего решительно и трагически не достает нам. За это время в пространстве, заполненном некогда Россией, на наших глазах воздвигалось множество храмин и чертогов, причудливых, как дворцы Черномора. Мы перевидали множество стилей, башен, очертаний, узоров, но фундамента всего этого так и не видели. Много было грез и образов, еще больше образин и кошмаров и ничего твердого, каменного, кроме сердец.
"Есть ли у тебя близкие, родина-мать? - Я их не знаю".
"Что же ты любишь, загадочный чужестранец?"
"Я люблю... облака, которые идут там, великолепные облака..." (Бодлер)
Да, действительно, превратились мы за это время в какого-то "загадочного чужестранца", в какое-то интернациональное перекати-поле, живущее среди облаков и химер. Социалистические федеративные республики, "учредилки", "совдепы", "викжели", "сиболдумы", "пролеткульты" и "предпарламенты" - до чего же все это не реально, зыбко и химерично.
По истине - "облака" и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
Не мудрено, что живя в мире облачного, изменчивого, творили мы сплошную измену.
Мы изменяли Родине, изменяли союзникам, изменяли правительствам, вождям и друг другу. Но в основе всех этих измен лежала одна великая измена - неверие, неверность, то есть измена Богу.
Мы привыкли думать, что вера есть какое-то случайное качество души, а неверие - нечто вроде "неспособности в языках". На самом же деле вера есть верность, то есть определенное устремление воли человеческой, идущее из самой глубины его существа, а неверие есть неверность, измена, то есть самый тяжкий из грехов, по сравнению с которым все остальные грехи - только дисциплинарные проступки. Неверие же подлежит суду, который ныне и совершается над нами, как бы в предупреждение последнего суда. Не есть ли, в самом деле, все совершающееся перед нами только суд за измену?
Все можно простить, кроме измены. Изменникам нет пощады. Измена есть всем грехам грех. По вековечному убеждению человечества, которое и нам следует принять, не мудрствуя лукаво, первый грех, пришедший в мир через Сатану, был, в сущности, грех измены. Вот почему Россия, вступившая на путь измены, тем самым вступила и на путь сатанизма. Большевизм и есть сатанизм, то есть величайшая глубина измены Богу, а, следовательно, и величайшая оторванность от источника всего живого, конкретного и преданность мертвому, призрачному, немощному. Большевизм, другими словами, есть пленение призраками, то есть безумие и одержимость, а в конечном счете - ввержение во "мрак вечной тьмы".
Ибо в душе человека, кроме вкуса к жизни, есть и вкус к смерти, некромания. Эта психопатическая наклонность в форме массового влечения в средние века проявлялась в сатанизме, а в современности проявляется в большевизме. Большевизм есть влечение к мертвечине. Стремление загасить жизнь принципом, столь характерное для всей нашей революционной демократии, в большевизме достигает своего зенита. "Пусть нет жизни, зато торжествует принцип" - вся диктатура пролетариата заключена в этой формуле. Поэтому смешно и тщетно людей, охваченных большевизмом, то есть влечением к мертвечине, убеждать, что, например, истребляя торговлю, собственность, они и себя ведут к гибели. Скажите это правоверному пролетарию, и он вам ответит, что готов лишиться всего, голодать, даже погибнуть, но только пусть истребится на земле всякая сила, власть, богатство, неравенство, то есть жизнь.
Надо, следовательно, прежде всего, почувствовать отвращение к мертвечине и всей душой восхотеть источника живота, чтобы выбраться из царства безумия и смерти. Но это и значит вернуться к вере. Россия погибла изменой, Россия спасется верой, то есть верностью Богу.
Вера - вот единственная твердость и фундамент России. Мы видели эту твердость месяц тому назад на параде новых крестоносцев. Мы видели ее в суровых лицах, теперь мы видим ее на деле. Крестовая Дружииа уже получила первое боевое крещение. Много Божьих воинов полегло костьми. Но Божье воинство твердо выдержало натиск превосходных сил, разбившихся о горсточку крепких духом людей. Измена впервые изведала твердость веры. Слова Главнокомандующего оказались пророческими.
Д. Болдырев
Русское дело. Омск. № 18. 26 октября 1919 г.
Зеленое Знамя
Наше революционное лихолетье, развалившее Великую Россию на множество "самоопределяющихся" племен и народов, имеет ту хорошую сторону, что оно дало нам возможность узнать не только наших врагов, но и друзей.
Среди этих друзей одно из первых, если не первое, место по праву принадлежит русским мусульманам. Мусульманские народы России, с первых же дней великой войны 1914 года проявившие глубокую патриотическую преданность России, с редкой доблестью сражавшиеся в рядах русского войска, в дни последующей революционной разрухи не поддались на провокационные нашептывания о "самостийности" и до конца остались рыцарски верными идее единого отечества - Великой России. Мусульманская конница, небольшая горсть храбрецов, прикрывала собою покинутого всеми, подло преданного, великого русского патриота генерала Корнилова. Верные текинцы вырвали его из большевицкого плена и вынесли на вольную Кубань.
Северное мусульманство - поволжские и приуральские татары - дольше всех боролись против разлагающего влияния большевизма. Уступая внешней силе, покоряясь неизбежности, они все же сумели и в рабской атмосфере совдепии сохранить свою самостоятельность и известную независимость. Создавшиеся в больших городах (Казань, Уфа, Пермь) мусульманские комиссариалы стойко боролись против попыток советского вмешательства во внутреннюю жизнь мусульман. В деревнях (например, в Красно-уфимском уезде) татарское и башкирское население, уступая давлению большевиков, выбрало комитеты бедноты. Но в эти комбеды попали по назначению односельчан лица, ничего с большевизмом не имеющие, избранные лишь для вида и успешно саботировавшие все мероприятия советской власти в татарско-башкирской деревне, защищенной от непосредственного вмешательства большевиков однородностью и сплоченностью населения, и непонятным для пришельцев языком. По приходе правительственных войск, к командирам последних являлась депутация от деревни и разъясняла всю подложность комитетов бедноты, местами избиравшихся даже по жребию.
Крепкий семейный уклад, устойчивые навыки национальной общественности и глубокая религиозность мусульманства выделили русских мусульман в дни нашей разрухи, как надежную опору порядка и государственности.
Еще в первые дни большевицкого мятежа, когда по России покатилась волна пьяных погромов, мусульманские роты сплошь и рядом оказывались единственными защитниками разгромляемых городов. В последний период, когда начался уже организованный и принципиальный грабеж большевиками православных церквей и монастырей, зачастую мусульмане выступали защитниками христианской святыни и отстаивали ее неприкосновенность. Мусульманское духовенство не раз активно вмешивалось в те зверские расправы, которые чинили большевики над православным духовенством, и спасало жизнь христианским священникам.
Словом, в несчастья, когда познаются истинные друзья, мы узнали, что в лице русских мусульман Россия имеет таких друзей, преданных защитников ее государственности. Остаются верными себе русские мусульмане и в те дни, когда возрождающаяся Россия зовет к оружию всех, кому дороги заветы ее исторического бытия.
Рядом с христианскими дружинами крестоносцев поднимаются мусульманские дружины Зеленого Знамени, одушевляемые теми же великими идеями религии, государственности и национальности, которые светят нам на путях нашего возрождения.
Зеленое Знамя Пророка поднято против красного флага большевиков, который всюду несет с собою разрушение права и государства, безрелигиозный нигилизм и разгром национальной культуры.
Среди сил, борющихся за возрождение России, видное место принадлежит русскому мусульманству, и неувядаемый венок рыцарской верности и доблести - его передовому воинству, дружинам Зеленого Знамени Пророка.
Русские дело. Омск. № 18. 26 октября 1919 г.
Крестоносцы
Кровавые призраки бродят,
И шепчут молитву уста...
На ратное дело уходят
Дружины Святого Креста.
Их ждет сиротливая Волга,
Их ждет золотая Москва...
Народ бесновался так долго,
И труд заменили слова!
Наследье отцов погибает,
Повсюду позор и развал...
Средь огненных гроз нарастает
Девятый решительный вал!
За родину, семьи и Бога,
Под знаменем чистым Креста
Идут они сумрачно строго...
И шепчут молитву уста.
И веришь, что ужасы ада
Прогонит крестовый поход
-Исчезнет звериная правда,
И солнце России изойдет!
Вл. Менестрель
Сельская жизнь. Красноярск. № 54. 11 октября 1919 г.
http://www.risorden.ru/publi/pub_druj.htm