В начале 18 века эпоха «возрождения», эдакое европейское счастье, с помощью Петра Первого пришла в «лапотную» Россию и засияла великолепными парками Санкт-Петербурга, причудливыми фонтанами, античными статуями, роскошным интерьером дворцов в стиле барокко, рококо и ампир. Дворцы и парки, в отличие, например, от «культовых сооружений» дошли до наших дней в целости и сохранности, несмотря на Советскую власть, голод, войну и бомбежки. Лучшие реставраторы годами корпели над воссозданием разрушенных немцами и временем творений Растрелли, Баженова или Ринальди, а деньги на реставрацию выделяло не только родное Советское государство, но и «благотворительные» общества Запада.
С детства наших интеллигентных мальчиков и девочек воспитывали на «прекрасном»: на идеалах лицея, в котором учился Пушкин, на архитектуре Петродворца, ленинградских дворцах и парках, приучали любоваться копиями античных статуй, причудливыми фонтанами, амурчиками под потолками дворцов... И мы осознали окончательно: да, это прекрасно! Статуи Венеры и Аполлона, колоннады и лестницы, аллеи и искусственные водоемы «а ля натюрель» - вот он, предел совершенства, вот оно, возрождение, вот она, Европа! И только недавно в зомбированных умах бывших советских граждан стали появляться первые сомнения: а что, собственно говоря, возрождали в Европе в 15-16 веках? То, что уже давно было в Греции и Риме? В то время, когда Рубенс тщательно вырисовывал вакхов и свинообразных баб, предающихся вакханалиям, когда Микеланджело мастерски лепил прекрасное тело мальчика, вытаскивающего занозу, в далёкой «отсталой» России Андрей Рублев, стоя на коленях, писал икону «Троица», то есть, превозносил Дух, а не бренное тело, судьба даже самого прекрасного из которых, довольно плачевна - прах...
А через два столетия, когда «возрождение» дошло до России, то Греция и Рим дошли вместе с ним, а с Грецией и Римом - парковые венеры, галатеи и нимфы, выставляющие напоказ голые телеса, персей с головами Горгоны... А передовые европейские мастера так ловко и изящно спроектировали интерьеры дворцов, что мест для «устарелых» икон не предусматривалось вовсе, и несколько поколений аристократов жили полуатеистами полуязычниками вплоть до революции...
Так что же России принесло «возрождение»? Внешнее великолепие, культ тела, вседозволенность и разврат. Бедные Русские крестьяне и ремесленники, которые не воспитывались французскими гувернантками, с ужасом смотрели на срамные статуи с обнаженными ягодицами, с женскими «прелестями» и мужскими «достоинствами». Живописные картины изображали сцены соблазнения пышных красавиц вакхами, фонтаны «охраняли» языческие идолища, раздирающие пасть львам, кидающие копья, держащие отрубленные головы врагов, Петродворец, Царское Село и сама «северная столица» превратились в сплошное языческое капище. То, что было естественно для язычников - греков и римлян, - выглядело безумием для Православных Русских. Древние греки и римляне жили, не зная Христа, и их поклонение идолам было естественным. Что же заставило нашу аристократию отвергнуться Христа и превратить свои владения в языческие капища?
Когда смотришь на «прекрасное» в окрестностях Санкт-Петербурга, понимаешь, что такая «прекрасная» Россия Господу не нужна, что роскошная оболочка, созданная лучшими мастерами, скрывает гнилое нутро, что такая Россия перестает быть Святой Русью. Глядя на роскошь екатерининских дворцов, наполненных духовной падалью, отчетливо понимаешь: революция была не за горами! Ситуация, когда дворянство из защитников Отечества превращалось в правящую касту, преклоняющуюся перед «просвещенной» Европой и говорящую на французском языке, должна была привести к революции значительно раньше, и лишь глубокая Православная вера народа не позволила совершить переворот уже в те далекие времена. Почти поголовно входя в масонские ложи, екатерининская знать пила и гуляла, зачитывалась Вольтером, упивалась балами и благополучием и лишь для вида, отдавая дань традициям, захаживала в храм Божий. Аристократия готовила России и самой себе духовную и физическую смерть. Глядя на языческих идолов, на ансамбли великолепных дворцов, на вопиющую роскошь, понимаешь, что революции было не избежать, странно лишь, что произошла она на сто лет позже, чем должна была случиться...
... В Царском Селе милая дама-экскурсовод взахлеб вещала об истории и авторах екатерининского дворца и всего архитектурного ансамбля Царского Села. - Пруд, по которому плывет наш паром, - говорила она восторженным голосом, - создан при Екатерине Второй. На месте пруда в те времена был пустырь. А в моде были естественные водоемы, и вот, чтобы появился этот пруд, тысячи крестьян и солдат рыли тоннели и копали выемку, и уж затем опытные дизайнеры умело придали новому водоему естественный вид. Конечно, при этом не обошлось без неприятностей: крестьян иногда засыпало землей, некоторые тонули в подземных водах, погибло таким образом... более тысячи человек... Но зато теперь мы имеем возможность любоваться пейзажем, а екатерининская аристократия любила выезжать на лодках на этот чудный островок, и пить шампанское, наслаждаясь природой... Чуть вдали, на Правом берегу стоит здание- пирамида. Там хоронили любимых коней, а чуть дальше - любимых кошечек и собачек-левреток...
Когда слышишь такое, начинаешь понимать, что народные волнения в тот период - не случайность, а естественная реакция народа на огромную социальную пропасть, которая сложилась в обществе. Почему тысячи крестьян должны тяжко работать и погибать в смрадных тоннелях под внезапно обрушившейся массой земли, чтобы знать весело кушала шампанское и услаждалась «естественным» прудом над местом гибели соотечественников?
До Петра Первого Русский боярин и дворянин либо служил на Государевой службе, либо был военным. И была логика в том, что крестьянин кормил своего зашуитника. Но последовали петровские «вольности», а затем - екатерининский указ о «вольности дворянства», и наша знать постепенно превратилась в паразитическую касту, враждебную Русскому народу. Она активно окуналась в европейскую жизнь, Русский народ считала быдлом, а масонство - эталоном совершенства. И действительно, Православный Русский люд, в отличие от членов масонских лож, не разбирался в философии Руссо, не читал Апулея и не понимал: почему греческие статуи - и мужики, и бабы - непременно должны стоять на видном месте без портов и даже имея накидки, умудрялись носить их так, что те прикрывали все, что угодно, но не срамные места, выставляя те на всеобщее обозрение.
Симфония светских и Православных властей рухнула еще при Петре, связь с народом, столь необходимая Самодержавию, прервалась. Россия была обречена на масонский переворот.
... Из екатерининского дворца мы уходили с чувством такого же омерзения, какое может охватить Православного человека, посетившего мавзолей Ленина. Казалось, что физически чувствуешь запах падали. И вдруг на выходе билетерша предложила нам посетить еще один дворец, только что открывшийся, в котором жил последний Русский Государь Николай Александрович. Признаться, идти уже никуда не хотелось, но, видимо, Господь привел. И что же?
Разница с раззолоченной пошлостью екатерининского дворца поразительная. Думаю, сегодня найдется не один «новый русский», имеющий апартаменты пошикарнее, чем дворец последнего Государя. Известно, что Государь воспитывал детей в любви и христианской строгости, что вставали царские дети не в полдень, как екатерининские аристократы, а в шесть утра, читали молитвы, ходили по воскресеньям в храм и никогда не проводили время в праздности. Во время войны Царица и Великие княжны дни и ночи проводили в госпиталях, где выполняли работу сестер милосердия и сиделок. Даже опасно больному Царевичу Алексею не делалось скидок.
Строгость царского быта подчеркивала и строгость комнат. Никаких амурчиков-ампирчиков под потолками, никаких гипсовых идолов по коридорам, никаких похотливых вакхов, лапающих млеющих нимф... Уютная и одновременно деловая обстановка, а главное - в каждой комнате иконы. Их, ни много ни мало, тысяча двести. Более всего - у Царицы. Ночи напролёт молилась она о здравии Цесаревича...
|