Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Вс июн 29, 2025 11:22 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Сб сен 24, 2011 9:37 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Вот тут некоторые говорят, что крестьяне хранили традиции допетровской Руси. Прочтите нижеследующее и подумайте - нужны ли нам такие традиции. И не надо говорить, что это клевета. Я лично слышал воспоминания своих дедушек, бабушек и даже прабабушек. Крестьян. И даже воспоминания соседки, которая родилась в 1900-м и прожила 103 года. Все так и было. Итак:

Исследование Владимира Безгина, доктора исторических наук, профессора кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета, описывает санитарно-гигиенические условия крестьянского быта конца XIX – начала ХХ века. (Опубликовано в сборнике «Российский крестьянин в годы войн и мирные годы (XVIII – XX вв. Сб. труд. участ. науч. конф. (Тамбов, 10 июня 2010 г.) Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ. 2010. С. 23 – 31. Исследование подготовлено при финансовой поддержке American Council of Learned Societies (ACLS), Short-term Grant 2009).
«Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались «по-черному» и 91 «по-белому». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами и чрезвычайно сильно нагрет.
Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера напольного покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее дети и больные члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О санитарных требованиях русские крестьяне имели смутное представление.
Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.
О чистоте постелей в сельских избах можно говорить только относительно. Часто постелью служил «соломенник», т.е. мешок набитый ржаной или яровой соломой. Солома эта не менялась иногда по целому году, в нее набиралась масса пыли и грязи, заводились клопы. Почти не было постельного белья, лишь подушки иногда одевались в наволочки, да не всегда были подушки. Простыню заменяло рядно, домотканая подстилка, а одеяло не знало никаких пододеяльников.
Не было в сельском быту и надлежащей гигиены питания. Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не знали, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали ее в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного – двух раз в год.
…А в ряде сел и уборных не было. Так в воронежских селах отхожих мест не устраивали, а «человеческие экскременты были рассеяны по полям, на дворах, задворках и пожирались свиньями, собаками, курами».
Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Можно сделать вывод о том, что они являлись неизменными спутниками сельского быта. Головная вошь – обычный спутник всего населения; особенно их много водится на детях. Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов. В путевых заметках А.Н. Минха, находим следующее наблюдение автора о любимом занятии крестьянок одного из сел: «Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчески льна, роется в голове другой, а частое щелканье доказывает изобилие насекомым в волосах наших русских женщин».
В летнюю пору крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В это период в вологодских деревнях можно было наблюдать такую картину: «В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, – так принято и ничего здесь нет предосудительного».
Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. По сведениям А.И. Шингарева, в начале ХХ века бань в с. Моховатке имелось всего 2 на 36 семейств, а в соседнем Ново‑Животинном – одна на 10 семейств. Большинство воронежских крестьян, по подсчетам автора, мылись раз – два в месяц в избе в лотках или просто на соломе.
Отсутствие личной гигиены являлось причиной распространения большинства инфекционных заболеваний в русском селе. Исследователь дореволюционной поры Н. Бржеский на основе изучения быта крестьян черноземных губерний пришел к выводу о том, что «плохое качество воды и решительное равнодушие к содержанию себя в чистоте становится причиной распространения заразных заболеваний». Да и могло ли быть иначе, когда ели из одной миски, пили из одной кружки, утирались одним полотенцем, пользовались чужим бельем. Объясняя причину широкого распространения сифилиса в деревне, врач Г. Герценштейн указывал, что «болезнь распространяется не половым путем, а передается при повседневных общежительских отношениях здоровых и больных членов семьи, соседей и захожих людей. Общая миска, ложка, невинный поцелуй ребенка распространяли заразу все дальше и дальше…». Большинство исследователей, как прошлого, так и настоящего солидарны в том, что основной формой заражения и распространения сифилиса в русском селе являлась бытовая, вследствие несоблюдения населением элементарных правил гигиены.
Пищу грудных детей составляла молоко из рожка, с надетой гуттаперчевой соской, нередкой коровьей титькой, а также жовка, все это содержалось в крайней нечистоте. В страдную пору с грязным вонючим рожком ребенка оставляли на весь день под присмотром малолетних нянек. В воззвании д-ра В.П. Никитенко «О борьбе с детской смертностью в России» указывалась основная причина смерти младенцев, как в Центральной России, так и в Сибири: «Ни еврейки, ни татарки не заменяют собственного молока соской, это исключительно русский обычай и один из самых гибельных. По общему свидетельству, отказ от кормления младенца грудью – главная причина их вымирания». Отсутствие грудного молока в питании младенцев делало их уязвимыми для кишечных инфекций, особенно распространенных в летнюю пору. Большинство детей в возрасте до года умирали в русском селе по причине диареи».
Великий писатель Максим Горький в своём письме «О русском крестьянстве» так описывал их мысли по отношению к городу, то есть европейской цивилизации: «И в заключение, после длительной, жестокой критики городских «забавок», бородатый мужик сказал, вздыхая: – Если бы революцию мы сами делали, – давно бы на земле тихо стало и порядок был бы… Иногда отношение к горожанам выражается в такой простой, но радикальной форме: – Срезать надо с земли всех образованных, тогда нам, дуракам, легко жить будет, а то – замаяли вы нас!» «Теперь можно с уверенностью сказать, что, ценою гибели интеллигенции и рабочего класса, русское крестьянство ожило», – заключает Горький.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб сен 24, 2011 9:48 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
А вот, кстати, и письмо Горького. Я только теперь о нем узнал.
"Эта скандальная статья Горького вышла в 1922 году в Берлине. Ее не издавали в России ни до, ни после войны, ни в перестройку, - вообще никогда. Просто не издавали и все тут. Быть может, как раз потому, что именно в этом своем сочинении Буревестник говорит о сути революции откровеннее, чем где-либо еще, и чем это позволяли себе его товарищи-большевики. Он живописует варварство и отсталость крестьянской массы, подсказывая читателю, что искоренить это зло возможно только чрезвычайщиной. Создатель Челкаша и Клима убежден: «Как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей».
«Интеллигенция и революция» - тема из разряда вечных. А вот крестьянство и революция - это то, о чем многое еще не сказано. И сетования Ленина на узость мысли «мелких хозяйчиков», и сочувственно-лирические суждения Солженицына о крестьянском «мiре», «мироустроении» - лишь два идейных края, между которыми еще много невозделанной земли. Мысли титулованного «пролетарского классика» - лишь кое-что из непрочитанного. Или хорошо забытого.
Текст статьи печатается полностью по изданию: Максим Горький. О русском крестьянстве. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922."
http://www.rulife.ru/mode/article/68


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:30 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
"Старица Макария (Феодосия Артемьева)
(1926-1993)

11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии у Михаила и Феодосии Артемьевых родились близнецы: мальчик и девочка. Детей было решено крестить на следующий же день, так как сын родился очень слабым.

Настоятель церкви великомученика Георгия - иеромонах Василий, имевший дар прозорливости поторапливал пономаря:

- Сначала окрестим мальчика... Давай скорее, мальчик может умереть.

Как только младенца Ивана окрестили, он умер.

Девочку иеромонах Василий назвал Феодосией (Феодосия - "Богом данная").

Вынимая Феодосию из купели и подавая крестной матери, он сказал: "Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет". С полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех - она только ползала. Феодосия была в семье поздним ребёнком, старшие сыновья и одна из шести дочерей уже имели свои собственные семьи, и воспитывали детей.

Больная девочка стала обузой для большой семьи (двадцать человек ютились в одном доме).

Феодосию часто забывали кормить, голодная девочка ползала под столом и рада была найденной там корочке хлеба, оброненной кем-то. Спала девочка прямо на полу под кроватью.

Утешение Феодосия находила только в молитве. Однажды бездетная невестка София, больше всех любившая несчастную девочку, принесла трёхлетнюю Феодосию в церковь. После окончания литургии София долго не могла найти Феодосию, пришлось обратиться за помощью к священнику. Он и нашёл спящую девочку в алтаре под святым престолом.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном (проснулась лишь через 14 дней).

Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда её безжизненное тело лежало в "мертвецкой" в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле.

Чуть позже Феодосия в чудесном видение получила благословение Царицы Небесной на исцеление людей. Сама же Царица Небесная стала являться больным из окрестных деревень и сел и направлять их к Феодосии.

Когда началась Великая Отечественная война, отца и братьев забрали на фронт, невестки с детьми разъехались, мать уехала к брату в Калугу, а больную девочку оставила умирать в опустевшем доме, вскоре ее выгнали и из дома.

Старица вспоминала: "Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь. Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было. Сидела и в воде, и в холоде. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и спала. На мне все сотлело, тело было заскорузлое. Грязную воду пила, снежок кушала: чистенького снежка цапну в ручку и в рот. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву, цветочки ела"..."

Да, это показательно для крестьян - больной ребенок - лишний рот, от которого надо избавиться. Рожденных больными часто оставляли на морозе, или клали на солнце. А то и душили потихоньку - якобы во сне. Да и здоровых тоже. Браки были ранними. Молодая девка не хотела возиться с обузой - вот и "засыпала" младенца. Искалеченных после просто не звали за стол. Бизнес, и ничего личного.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 1:55 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38027
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Андрей Антонович писал(а):
Вот тут некоторые говорят, что крестьяне хранили традиции допетровской Руси. Прочтите нижеследующее и подумайте - нужны ли нам такие традиции. И не надо говорить, что это клевета. Я лично слышал воспоминания своих дедушек, бабушек и даже прабабушек. Крестьян. И даже воспоминания соседки, которая родилась в 1900-м и прожила 103 года. Все так и было.

А при чем здесь допетровская Русь, если все материалы по петербургскому периоду истории России? Это материал как раз против Петра.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 1:58 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 19, 2005 3:00 am
Сообщения: 93993
На счёт небольшого количества бань... Спасибо Вашему Петрушке, это он бани уничтожил. Чтобы было бы столько вшей, как на его любимом западе.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 3:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Неужели Петр ездил по деревням и закрывал бани? А хоть бы и так - ну приехал и уехал. Снова баню построили. Ведь тогда не было ни быстрой связи ни быстрого транспорта, ни СМИ - инструментов тоталитарного государства. Петр поэтому не смог практически никак изменить быт крестьян.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 3:15 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Владимир Неберт писал(а):
Андрей Антонович писал(а):
Вот тут некоторые говорят, что крестьяне хранили традиции допетровской Руси. Прочтите нижеследующее и подумайте - нужны ли нам такие традиции. И не надо говорить, что это клевета. Я лично слышал воспоминания своих дедушек, бабушек и даже прабабушек. Крестьян. И даже воспоминания соседки, которая родилась в 1900-м и прожила 103 года. Все так и было.


А при чем здесь допетровская Русь, если все материалы по петербургскому периоду истории России? Это материал как раз против Петра.


А не Вы ли говорили, что Петр расколол русский народ - дворяне, дескать, стали все масонами, а крестьяне хранили национальную культуру, язык, традиции и т.п.?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 3:19 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38027
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Традиции, культуру - да. Но Вы же речь ведете о хозяйственно-экономическом быте русского народа. Вполне допускаю, что крепостничество привело к описываемым фактам.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 3:33 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс сен 21, 2008 3:00 am
Сообщения: 827
Откуда: "где на камнях растут деревья"
Вероисповедание: православный христианин
Александр Робертович писал(а):
На счёт небольшого количества бань... Спасибо Вашему Петрушке, это он бани уничтожил. Чтобы было бы столько вшей, как на его любимом западе.

Он их вообще-то строил - налог был введён только на бани домашние. Общественные пошлинами не обкладывались вообще.
А исследование, мягко говоря, странное. Пусть автор попробует справлять "естественные надобности" на пол - думаю через час поймёт, что сие - враньё чистой воды. Тем более, что "очки" в русских дворах археологи обнаруживают в весьма ранних слоях - не было в деревне идиотов. О том, кстати, в какой чистоте содержались избы и каково было полы скрести и по сей день рассказывают в преданиях выходцев из крестьянских семей(у меня по матери все такие).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 6:22 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн май 23, 2011 9:59 am
Сообщения: 409
Вероисповедание: Православие
Андрей Антонович писал(а):
Владимир Неберт писал(а):
Андрей Антонович писал(а):
Вот тут некоторые говорят, что крестьяне хранили традиции допетровской Руси. Прочтите нижеследующее и подумайте - нужны ли нам такие традиции. И не надо говорить, что это клевета. Я лично слышал воспоминания своих дедушек, бабушек и даже прабабушек. Крестьян. И даже воспоминания соседки, которая родилась в 1900-м и прожила 103 года. Все так и было.


А при чем здесь допетровская Русь, если все материалы по петербургскому периоду истории России? Это материал как раз против Петра.


А не Вы ли говорили, что Петр расколол русский народ - дворяне, дескать, стали все масонами, а крестьяне хранили национальную культуру, язык, традиции и т.п.?


О до Петровских традициях по Домострою (Сильвестора)судить надо, там четко описано как организовать быт крестьянину, когда сеять жать ,покупать продвать заготавливать,стол у них был богаче чем у сегодняшних людей средней руки,это было религиозным законом и наставлением, а за петровское крестьянство ,во времена 15-16веков анафеме предали бы .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:24 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Владимир Неберт писал(а):
Андрей Антонович писал(а):
А не Вы ли говорили, что Петр расколол русский народ - дворяне, дескать, стали все масонами, а крестьяне хранили национальную культуру, язык, традиции и т.п.?

Традиции, культуру - да. Но Вы же речь ведете о хозяйственно-экономическом быте русского народа. Вполне допускаю, что крепостничество привело к описываемым фактам.

Я вообще-то не только о хозяйственном быте информацию разместил. Да и хозяйственно-экономический быт и есть неотъемлемая часть культуры и традиций. А кого еще в Древней Руси прозвали смердами (от слова смердеть)? Тех, кто редко мылся в бане и гадил прямо в избе. Дмитрий Кондрашов, Вы представляете, что такое выходить до ветру в лютый мороз и ветер? Это вам не теплый ватер-клозет. Вот и гадили в избе. А уборных не было. Они были в Древнем Вавилоне. А у нас по деревням не было. Не было такого порядку. Не заведено. А заведешь - не такой, как все - дурачок. Про крепостное право вообще абсурд. Да, были всякие Салтычихи и Простаковы со Скотиниными. Кстати, тоже хранители "старорусских традиций". Но были и те, которые крестьян наоборот просвещали, школы заводили, больницы. Правда, крестьян на первых порах приходилось загонять в эти богоугодные заведения палкой, но... иного пути не было.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:28 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Александр** писал(а):
О до Петровских традициях по Домострою (Сильвестора)судить надо, там четко описано как организовать быт крестьянину, когда сеять жать ,покупать продвать заготавливать,стол у них был богаче чем у сегодняшних людей средней руки,это было религиозным законом и наставлением, а за петровское крестьянство ,во времена 15-16веков анафеме предали бы .

В Советском Союзе, где была поголовная грамотность и то не все, мягко говоря, жили по книгам типа " Моральный кодекс строителя коммунизма" и разным бытовым руководствам. Например, по "Книге о вкусной и здоровой пище" далеко не все готовили. Домострой - это книга рекомендательно-предписывающая, но не описывающая реальный быт.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:48 pm
Сообщения: 597
Вероисповедание: Православие
Александр Робертович писал(а):
На счёт небольшого количества бань... Спасибо Вашему Петрушке, это он бани уничтожил. Чтобы было бы столько вшей, как на его любимом западе.

Хулите, хулите Русского Государя. Вот вам Господь и поставил Ельцина с Путиным. Уж сколько при них бань открылось! И русских и финских и турецких и с девками и каких угодно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:39 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн май 23, 2011 9:59 am
Сообщения: 409
Вероисповедание: Православие
Андрей Антонович писал(а):
Александр** писал(а):
О до Петровских традициях по Домострою (Сильвестора)судить надо, там четко описано как организовать быт крестьянину, когда сеять жать ,покупать продвать заготавливать,стол у них был богаче чем у сегодняшних людей средней руки,это было религиозным законом и наставлением, а за петровское крестьянство ,во времена 15-16веков анафеме предали бы .

В Советском Союзе, где была поголовная грамотность и то не все, мягко говоря, жили по книгам типа " Моральный кодекс строителя коммунизма" и разным бытовым руководствам. Например, по "Книге о вкусной и здоровой пище" далеко не все готовили. Домострой - это книга рекомендательно-предписывающая, но не описывающая реальный быт.


Для того общества это было благословенье, сами сравните сейчас даже удаленные в тайге строобрядческие семьи живут крепко и даже богато, разные обрядовые традиции и какая разница!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2011 8:55 pm 
Андрей Антонович писал(а):
Хулите, хулите Русского Государя. Вот вам Господь и поставил Ельцина с Путиным. Уж сколько при них бань открылось! И русских и финских и турецких и с девками и каких угодно.
Что имеете против Путина? За что хулите Ельцина?


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 233


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }