http://wind-lj.livejournal.com/290229.html#commentsБыл такой историк Вадим Кожинов - в 90-е годы оппозиционное ЕБНу патриотическое движение черпало вдохновения из его потоков сознания. Самое смешное, что этим вдохновлялись не только советские имперцы (неправильные имперцы - не национально-государственные эгоисты, а альтруисты-всечеловеки с "
великой миссией служения русских угнетенным народам"), но и как бы даже русские патриоты (!). Нынешнее забвение русским национальным движением кожиновских идеалов - свидетельство настоящего прогресса и оздоровления русской мысли на пути от "
духовно-всечеловечной" мути к четкому и понятному национальному эгоизму с ограничением братсва и альтруизма рамками "своих".
Потому что политические взгляды Кожинова - реально вопиющее антифашистско-толерастическое евразийское нечто, и пытаться выделить оттуда нечто полезное для русских - все равно, что искать новый элегантный костюм на свалке.
"В России нет и не может быть национальной идеи"Цитата:
Россия всегда представляла из себя континент, точнее, субконтинент, отличный от Европы и Азии. Эту мысль впервые четко выразил Чаадаев. Именно ему принадлежит формулировка, что в России европейская и азиатская цивилизации слившись, переработаются в некую новую, самостоятельную цивилизацию. Россия — многонациональный континент. В строительстве русского государства с древнейших времен ведущую роль играют представители самых разных национальностей. Огромное количество дворянских родов (а дворянство в течение долгого времени было сословием, определяющим лицо страны) имеет нерусское происхождение. Но русский народ, несомненно, всегда являлся основным стержнем государства. Почему? Потому что русские в системе страны — единственный евразийский народ. Русский народ является евразийским народом в силу того, что с самого начала своего существования он серьезно, глубоко контактировал как с европейскими, так и с азиатскими народами. Лишь попав в магнитное поле России, другие народы тоже приобретают евразийские черты.
Повторяю: русский народ никогда не двигался в русле национальной идеи в отличие от англичан, немцев, французов, японцев или китайцев. Многочисленные разговоры о национальной идее — плод невежества, и на них, собственно, нет смысла ориентироваться. К сожалению, в отрицании национальной идеи как движущей силы русского народа большинство видит национальное принижение. Это неверно. Чаадаев в свое время писал, что для нас узки любые национальные идеи, так как Провидение поручило нам интересы человечества. Русские — уникальный народ, который смог определить судьбу континента, притом не навязывая ему своей национальной идеи. Ведь Россия никогда не была колониальной системой. Русский народ во многих отношениях жил хуже, чем другие народы. В служении целому континенту и тем самым всему миру не остается места для обеспечени собственного благосостояния, для чисто бытового устройства жизни.
"России для русских" быть не может, не должно. На Западе така формулировка сразу обретает широкий отклик: "Германия для немцев", "Франция для французов". В том, что в России такие идеи не находят поддержки, я вижу не бессознательность русских, а верное ощущение своей исторической судьбы.
Но, во всяком случае, собрать русский народ с помощью национальной идеи, с моей точки зрения, — задача утопическая. Благодаря своему евразийскому бытию русские смешались с самыми разными народами — выделить чисто русский тип просто невозможно. Во время войны любой солдат, узбек или бурят, называл себя русским. Ибо он нес ответственность за всю страну, а не только за свое национальное бытие и знал, что именно русские всегда несли эту ответственность.
"О византийском и монгольском наследствах в судьбах России"Цитата:
К сожалению, многие русские историки и идеологи утверждают, подобно Феннелу, что зависимость от Монгольской империи - это только "позор" и "бессмыслица". Воздействию западной идеологии в этом отношении не подчинялись лишь подлинно глубокие и самостоятельные люди, - такие, как уже не раз упомянутый Чаадаев, который писал в 1843 году, что "продолжительное владычество татар (вернее, монголов. - В.К.) - это величайшей важности событие... как оно ни было ужасно, оно принесло нам больше пользы, чем вреда. Вместо того, чтобы разрушить народность, оно только помогло ей развиться и созреть... оно сделало возможными и знаменитые царствования Иоанна III и Иоанна IV, царствования, во время которых упрочилось наше могущество и завершилось наше политическое воспитание" В XX веке чаадаевская постановка вопроса была развита и обоснована "евразийцами", показавшими, что Монгольская империя явилась окончательным утверждением Евразии как таковой - Евразии, основой которой позднее, после упадка империи, стало Московское царство, чьи границы уже во второй четверти XVII века достигли Тихого океана (как ранее - границы Монгольской империи).
Не могу не сказать в связи с этим, что меня ни в коей мере, абсолютно не волнует проблема расовой и этнической "чистоты" русских людей, ибо тезис об особой ценности этой самой чистоты не имеет никакого реального обоснования; это только один из характерных западных мифов. Едва ли уместны, например, сомнения в высшем человеческом совершенстве Пушкина, а между тем, если обратиться к третьему (прадедовскому) поколению его предков, то пятеро из восьми его прадедов и прабабок, возможно, были "чисто русского" - или, шире, славянского - происхождения (хотя и в них не исключена столь характерная для России "примесь" тюркской или финской "крови"): Александр Петрович Пушкин (дед отца поэта), его племянник - Алексей Федорович Пушкин (дед матери поэта, Надежды Осиповны Ганнибал), Евдокия Ивановна Головина, Лукерья Васильевна Приклонская и Сарра Юрьевна Ржевская. Однако остальными предками Пушкина в этом поколении были эфиоп Абрам Ганнибал, немка Христина-Регина фон Шеберг и имеющий тюркское (по гораздо менее достоверной версии - итальянское) происхождение Василий Иванович Чичерин.
Уже и Чичерина с дальним итальянским предком в нерусские записали.
Если быть по-математически лаконичным, кратко данный поток сознания можно сформулировать так:
"Русские - орда метисов, цементирующая Евразию, цементирующий общий знаменатель многонациональной страны, чья историческая миссия - служить континенту, и в этом русская судьба и духовность. Пушкин - негр, русские - угромонголы, татаро-монгольское иго - хорошо"И все
ЭТО в 90-е годы почиталось русским патриотическим движением!!!! Не в этих ли бреднях черпал вдохновение центр "Сова"?
http://top.oprf.ru/interviews/5117.htmlЦитата:
Русский национализм не совместим с сохранением русского народа. Переходя на националистическую платформу русский народ теряет самого себя. Раньше он себя ощущал как народ-объединитель, а если превратится в националиста — потеряет эту свою функцию. Националисты не могут стать вполне демократами. И примеры постсоветского пространства не очень удачны. Так, к примеру, прибалтийские страны отстаивали свою независимость и, кстати, в ходе её отстаивания подавляли другие национальности. Да и латышская, эстонская, чеченская идентификации — не такие, как русская. У нас пропадёт сама идея, на которой многие годы держалось государство.
И у либераст-толерастов, и у "кожиновцев" идеал русского человека един: нищий бесправный невзрачный не знающих своих корней трудяга-бессеребренник, в квартире которого поселились соседские кланы, выселив его в чулан, а сам нищий готов "
отдать последнюю рубаху" кому попало приоритетнее, чем своим братьям и близким, чурается родственных принципов, здорового стремления к материальному, да еще и уверен, что
ТАК НА РОДУ НАПИСАНО ЖИТЬ - нищим в чулане и
"служить соседям" ("цементируя единство жителей") - попросят, и в чулане подвинется!
"Иначе он потеряет себя, духовность свою драгоценную!"И их в равной мере бесит, что русские начинают трезветь от этого "духовного" опьянения: идеал русского - красивый и сильный человек, живущий богатой и достойной жизнью в собственной красивой квартире, где есть место только своим и тем гостям и соседям, кого он пригласит сам. Сначала родные - потом остальные! И никакой хитрый гость не сможет требовать подарить себе одну комнату под соусом "все мы братья, ты цементируешь собой единство всех жителей...."
И невнятное дурманящее о "евразийской исторической судьбе служении Евразии многонациональной прослойки-прилагательного" - прямо, как сеанс гипноза, разбивается четкими громкими словами
"Русские - конкретный этнос со своими интересами, смысл русской идеи - благо русских! Национальный эгоизм - естественное явление, его не надо стесняться, и он превыше вселенских общечеловеческих ценностей!" А обязательная духовность для русских может быть только одна -
братство и альтруизм внутри нации.
А бумагу, исписанную цитированными выше высокодуховными мантрами следует отправить куда следует - на растопку печек, каминов и костров. Либо в дальний уголок библиотеки с пометкой "зловредная литература".