Если это тот самый Василий Анатольев, то он оказался совершенно несостоятелен в дискуссии на эту тему на форуме РИ, где спамил фактами, легко опровергаемыми:
http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=71&t=1577Дискуссия о Царе Иоанне Грозном на форуме РИ началась с утверждения В. Ерчака:
«Имя последнего Царя, сообщаемое православной традицией – Михаил. Архистратиг Михаил именуется Грозным Ангелом, Грозным Воеводой. Иван Грозный происходит от Грозного Михаила, Грядущий Царь – это восставший Царь Иван Грозный! Точное подтверждение этому содержится в эсхатологическом пророчестве, изложенном в «Откровении Святого Мефодия Потарского». В нем повествуется о том, как в самом конце человеческой истории будет царствовать последний Государь – «его же вменяху человеци яко мертва суща» (т.е. считали давно умершим). Тут явно содержится указание на воскрешение какого-то из благочестивых Царей древности. Этим Царем будет первый Русский Государь Иван Васильевич Грозный. В традиции конец очень часто изображают как воспроизведение начала от Ветхого Адама до Нового – Христа. Возможность воскресения некоторых умерших еще до Страшного Суда соответствует православной традиции. Примером тому служит пророчество о воскрешении в конце времен преп.Серафима Саровского. Он и укажет на последнего Государя Ивана Грозного». Из книги «Слово и дело Ивана Грозного». Автор В.М. Ерчак.
Несогласных с Ерчаком и "святостью" другой известный ревнитель В. Манягин записал в "слуги антихриста"... Всё это вызвало возоражения. Мне близка позиция гл. редактора форума:
"Вы и Ваши единомышленники вправе считать святыми, кого хотите. Это дело вашей совести. Но прекратите угрожать и зачислять в слуги антихриста всех по своей совести несогласных с вашими домыслами, как это делает один из ваших корифеев:
"Всякому православному ясно, что все враги Святого Царя Иоанна Васильевича, как и всех законных Царей, есть слуги антихриста и враги Христа!"..."
"Я мог бы уклониться от участия в этой дискуссии, чтобы ни с кем не ссориться, и от высказывания своего мнения о т.н. "Протоколах сионских мудрецов", и о печати ИНН, и в других вопросах, в которых "православные ревнители" узрят "измену чистоте Православия". Но я считаю, что следует поступать по совести в сочетании с умом, знаниями и чувством меры. А они мне диктуют именно то, что я и говорю. Убежден, что ложные кумиры опасны для Русского дела. Ошибки готов признать, если будут приведены безспорные доказательства, а не экзальтированные восклицания".
"...Почему недостаточно просто очистить облик Государя Иоанна от наветов либералов и клеветников, почему при этом нужно непременно объявлять его "святым" вопреки этим безспорным фактам, насилуя и искажая их в угоду выдвинутой концепции "святости"? Разве без ореола "святости" как-то умалятся заслуги Государя Иоанна IV и облик Русского Самодержавия?
Как часто у наших ревнителей, начинающих вроде бы правильное дело, из-за отсутствия чувства меры получается перегиб в другую сторону, позволяющий врагам монархии на этих примерах высмеивать и дискредитировать сам объект должной защиты... Плохая услуга нашему первому Царю..."
"...Хулить не надо никого. Но никак не могу понять: почему для вас недостаточно очистить имя Иоанна Грозного от напраслины, которая, несомненно, накопилась?
Почему вам непременно нужно причислять его к лику святых вопреки безспорным фактам, всей русской историографии, церковной традиции и каноническим правилам? Почему без конца приводятся мнения доморощенных "историков" и "богословов"-апологетов святости и игнорируются веские доводы по этому вопросу..."
"...Это вы, "ревнители святости Грозного Царя", утверждаете, что генератором "клеветы" на Ивана Грозного является Карамзин. Простите, но это ПОДЛОГ. Подлинный генератор – летописи и наша Православная Церковь, прославившая митрополита Филиппа, прп. Корнилия и др. Из всех дореволюционных историков нет НИ ОДНОГО, даже среди очень правых консерваторов, славянофилов и почвенников, кто оправдывал бы кровавые эксцессы и многоженство Грозного и тем более считал бы его "святым". Лишь при Сталине началась "реабилитация" Грозного - чтобы дать оправдание ленинско-сталинскому геноциду русского народа и Церкви. И продолжается очень часто в такой же связке, как на указанном сайте. Вы согласны с их взглядами?.."
"...МВН - моим благочестивым критикам 2010-04-03
Милостивые государи. Мне искренне жаль, когда благочестивые почитатели Царя Иоанна благочестиво теряют чувство меры. В личном плане - это, конечно, дело их личной веры, но я себе такого позволить не могу, т.к. профессия моя не позволяет - это не мое личное дело. Автор публикуемых текстов отвечает перед Богом не только за свои личные возможные заблуждения (они легко исправляются личным покаянием), но и еще больше за то, если вводит в заблуждение своих читателей, препятствуя их спасению и умножая неправду в мiре. Поэтому в таком деле критерии благочестия должны быть иные - церковные.
Как составитель календаря "Святая Русь" я стараюсь следовать принципу прп. Нестора – "первого русского историка, заложившего нравственную основу нашей православной историографии и литературы, с их коренным отличием от всех других: не превозносить свой народ, а мерить его бытие отношением к правде Божией, с обличением всех уклонений от нее, которые и становятся причиной наших поражений и смут" (так я пишу о нем в календаре). Таково мое отношение и к Царю Иоанну Грозному, хотя в данной статье я его и пожалел, не вдаваясь в его личную жизнь, - учитывая его многие государственные заслуги.
Если говорить об "исторической научности" фактов, то ведь и у вас "есть возможность узнать правду", но вы выбираете только то, что вам благочестиво нравится, а что не подходит - объявляете "ложью масонских историков". Значит, по-Вашему, лгут летописи о лютых опричных убийствах (в т.ч. игумена Корнилия Печерскаго), что лжет личный царский синодик с 3000 убитых, включая малых детей; что лгала Церковь, налагая на Царя епитимью за многоженство (о страшных судьбах отвергнутых им жен я уж не говорю), что св. митрополит Филипп лгал Царю в лицо и должен быть вами благочестиво "деканонизирован"?
Полагаю, что никакая, даже самая горькая правда не может очернить русскую историю, умалить вселенское величие удерживающего Третьего Рима и подорвать православную монархическую идеологию единственной богоосвященной власти - власти Помазанника Божия. А вот благочестивое приукрашивание наших грехов - подорвать и вызвать недоверие может, как и настаивание на любой неправде вместо ее осознания, преодоления и изживания - как положено в Церкви, для недопущения этого греха в будущем.
Но вместо этого вы прилепляетесь к непреодоленному греху, а ваше благочестие по тому же принципу часто распространяется и на палачество "великого и благоверного государственного деятеля" Иосифа Джугашвили - эти две фигуры стоят в одном ряду ... На таком уровне это тоже "страшный грех пред Богом!" Куда вас ведет такое "благочестие", милостивые государи?.."
Там размещена и видеозапись дискуссии на эту тему в Славянском центре:
Царь Иоанн Грозный – pro et contra.
http://www.rusidea.org/?v=50090См. также статью священника Михаила Немнова: Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым
http://www.nemnonov.ru/?page_id=62