Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 3:00 am Сообщения: 14831
|
Русские эскадренные броненосцы, героически погибшие в Цусимском сражении: "Ослябя" "В Цусимском сражении «Ослябя» наряду с флагманским «Суворовым»... стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его лёгкой целью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу... Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. Крупный снаряд, разрушив броню, попал в угольную яму № 10, которую быстро затопило; вода стала распространяться в левую запасную крюйт-камеру. Для выравнивания крена стали затапливать правые коридоры, а затем и патронные погреба. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя."
"Люди на всех постах мужественно и стойко выполняли свой долг, дисциплина сохранялась до последних минут корабля. Почти отрезанные от остальных членов экипажа соседними уже затопленными отсеками минёры, ждавшие у подводных минных аппаратов своей очереди действовать, вышли из отделения только после приказания своего начальника - старшего минного офицера лейтенанта М.П. Саблина. Его передал пробравшийся через помещение разбитой носовой башни и тем же путём выведший людей из полузатопленных отсеков минёр Чернов. Ни телефон, ни переговорные трубы уже не действовали. Здесь же, под отделением минного аппарата, безостановочно действовала носовая динамо-машина, которой управлял минно-машинный кондуктор Заварин. В течение боя он докладывал о состоянии дел лейтенанту Саблину, организовал заделку вентиляционной трубы, из которой вдруг хлынула вода. Не ожидая ничьих приказаний, Заварин перепустил её в трюм, перекрыв поступление воды в подбашенное отделение. Кондуктор не покинул своего поста даже после прекращения всякой связи, и только получив команду спасаться, Заварин остановил машину, задраил дверь в её отделение и вывел своих подчинённых наверх через оставленную прислугой полуразрушенную башню."
"В левом каземате лейтенант барон В.А. Нидермиллер руководил огнем своего плутонга до тех пор, пока исправные орудия могли наводиться. Когда их стволы вошли в воду, он приказал своей команде спасаться, а сам застрелился."
"Около 14.30 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь. Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М.П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В.И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул. С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина.""Князь Суворов" "Через 10 минут после начала стрельбы «Князь Суворов» также оказался под точным огнём противника, который вскоре вызвал потери в личном составе и многочисленные пожары. Боевую рубку покинул раненый командир капитан 1 -го ранга В.В. Игнациус, смертельное ранение получил старший офицер капитан 2-го ранга А.П. Македонский. Броненосцем управлял старший артиллерийский офицер лейтенант П.Е. Владимирский, заменивший на руле убитых рулевых. С фок-рея свисали обрывки обгоревших сигнальных фалов, на которых невозможно было поднимать сигналы.
Под градом снарядов «Князь Суворов» дважды подвернул на 2 румба вправо, это улучшило условия стрельбы, но не могло вывести голову эскадры из охвата.... Вскоре после 14 час. 25 мин. «Князь Суворов» и «Ослябя» почти одновременно вышли из строя... На броненосце «Князь Суворов» разрывом снаряда перебило привод от штурвала в боевой рубке к рулевой машине. Получивший к этому времени не менее 30 попаданий, корабль с положенным на правый борт рулём описал полную циркуляцию, прорезал строй своих кораблей и склонился в сторону противника...
В 17 час. 30 мин. командир эскадренного миноносца «Буйный» капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев, рискуя своим кораблём, снял с «Суворова» раненого вице-адмирала Рожественского, уцелевших офицеров штаба и нескольких матросов (всего 23 человека). Лейтенанты Н.И. Богданов, П.А. Вырубов и прапорщик В. И. Курсель отказались покинуть обречённый броненосец. «Князь Суворов» держался до 19 час., к этому времени рядом с ним погибла плавучая мастерская «Камчатка», а сам броненосец полностью исчерпал возможности сопротивления, хотя сохранял ход и плавучесть. По приказу вице-адмирала Катаока он был атакован четырьмя японскими миноносцами и, получив три попадания минами Уайтхеда, скрылся под водой. Судьбу героического корабля разделил и весь его экипаж.""Император Александр III" "Оказавшись под сосредоточенным огнём японцев, «Император Александр III» вскоре получил тяжёлые повреждения: близкие попадания двух или более крупных снарядов в левый борт носовой части образовали 6-метровую пробоину вблизи ватерлинии. Часть форштевня оказалась развороченной, а волны неспокойного моря вызвали затопление помещения выше броневой палубы. С креном на левый борт и с пожаром на рострах «Император Александр III» в 14 час. 10 мин. вышел из строя... ...Около 18 час. 30 мин. этот корабль стал мишенью для крейсеров отряда X. Камимуры, которые включились в сражение на дистанции около 45 кб. Сделав последний выстрел по противнику, «Император Александр III» в 18 час. 50 мин. перевернулся на правый борт и вскоре затонул. Японские крейсера отогнали крейсер 2 ранга «Изумруд», который пытался спасти уцелевших моряков, забравшихся на днище броненосца. Вместе с «Императором Александром III» погиб весь его доблестный экипаж - 867 человек во главе с командиром капитаном 1-го ранга Н.М. Бухвостовым." "Бородино" "Броненосец «Бородино», сменив поврежденного «Александра III», вел эскадру практически до конца дневного боя. Его командир маневрировал, пытаясь прикрыть поврежденный флагманский корабль и выполнить приказ адмирала — вести эскадру на прорыв во Владивосток. Вероятно, около 16 ч в просвет боевой рубки (ширина 0,3 м) попал 152-мм снаряд, разрывом которого были убиты старший штурман лейтенант Б.И.Чайковский, артиллерист лейтенант П.Е.Завалишин, мичмана К.Д.Де Ливрон и А.В. Кочуков, оба рулевых. П.И.Серебренников получил тяжелое ранение. В командование броненосцем вступил капитан 2 ранга Д.С.Макаров. «Бородино» продолжал возглавлять колонну русских кораблей. Д.С.Макарову, принявшему нелегкое решение оставить позади горящий флагманский броненосец, удалось вывести эскадру на курс к северу, где она испытала последний за день удар японцев. Тяжело поврежденный «Бородино» вел бой до последней возможности, отстреливаясь из кормовой 305-мм башни и некоторых других орудий. Вскоре после 19 час 305-мм японский снаряд, попавший с правого борта в район носовой 152-мм башни «Бородино», вызвал, очевидно, взрыв боезапаса, Броненосец, не выходя из строя, перевернулся и вскоре исчез под водой. Из 866 человек команды спасся единственный матрос — марсовый Семен Ющин."
|
|