Обнародован законопроект.
Что скажете?
Цитата:
Концепция
проекта Федерального закона «О волонтерстве»
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности
Основной идеей законопроекта «О волонтерстве» является установление системного и полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере деятельности волонтеров (добровольцев), повышение эффективности деятельности социально ориентированных, в том числе благотворительных, некоммерческих организаций, содействие развитию гражданского общества в России, совершенствование законодательных основ, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие волонтерского движения в современных условиях, развитие благотворительности и гуманизация российского общества.
Актуальность и своевременность создания законодательства о волонтерстве обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием института волонтерства, с другой - недостаточным нормативно-правовым регулированием деятельности волонтеров.
Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России целостной системы волонтерской деятельности, структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих волонтерскую деятельность, определение статуса и основных принципов волонтерства (добровольчества), прав и обязанностей участников добровольческой деятельности, отношений между ними и сфер применения их деятельности, системы мер по стимулированию волонтерства (добровольчества), полномочия органов власти в данной сфере.
Предметом законопроекта в Российской Федерации являются общественные отношения в области осуществления деятельности волонтеров по поручению юридических лиц в интересах благополучателей.
При этом само волонтерство можно рассматривать как деятельность физических лиц, в свободное от работы (учебы) время добровольно, без оплаты осуществляющих по поручению организатора добровольное выполнение работ (предоставление услуг) в общеполезных целях, а именно:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных нуждающихся лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, нахождения в трудной жизненной ситуации, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между нациями (народностями), предотвращению социальных, межнациональных, межэтнических, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охрана окружающей природной среды и защиты животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое,
культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- содействие защите прав и свобод человека и гражданина.
Настоящим Законом устанавливаются принципы, цели и задачи функционирования системы волонтерства в РФ, структура, функции и полномочия входящих в нее институтов.
Принятие Закона о волонтерстве позволит решить следующие задачи:
- сформировать единый понятийный аппарат для законодательства о волонтерстве, включая такие понятия, как:
«волонтер – физическое лицо, в свободное от работы (учебы) время добровольно, без оплаты
осуществляющее по поручению организатора деятельность в интересах третьих лиц»,
«деятельность волонтера – добровольное выполнение работ (предоставление услуг) по поручению организатора»,
«организатор деятельности волонтеров – юридическое лицо, от имени и по поручению которого действует волонтер, и которое возмещает расходы волонтера, связанные с выполнением поручения (проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств и материалов и
т.д.)»,
«третье лицо – физическое лицо или социально ориентированная некоммерческая организация, получающие прямо или косвенно выгоду от деятельности волонтера»;
- установить единый комплекс принципов деятельности волонтеров;
- выстроить единую систему законодательства о волонтерстве, включающую в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни;
- создать не только юридические, но и фактические предпосылки для активизации и
объединения общественных усилий в развитии волонтерства;
- обеспечить участие широкой общественности, и, в первую очередь молодежи, в волонтерстве;
- урегулировать общественные отношения между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами государственной власти и управления, муниципальными органами, с другой, в области осуществления волонтерства;
- урегулировать правовые отношения между организаторами деятельности волонтеров, волонтерами, с одной стороны, и третьими лицами, с другой, при осуществлении деятельности волонтеров;
- установить меры ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, муниципальных органов за препятствие или противодействие волонтерству;
- установить меры ответственности организаторов деятельности волонтеров, волонтеров за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров, нарушение обязательных требований по безопасности, иных нормативов и правил;
- установить меры фискального и непрямого стимулирования («социальные лифты») развития волонтерского движения.
Действие законопроекта направлено на органы государственной и муниципальной власти, их должностных лиц, негосударственные (немуниципальные) коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Законопроектом будут установлены права и обязанности лиц, на которых будет направлено действие Закона. В частности, будут установлены принципы деятельности волонтеров:
- добровольность;
- безвозмездность;
- ответственность организатора перед третьими лицами за деятельность волонтера;
- ответственность организатора перед волонтером.
Также будет установлена необходимость заключения между организатором и волонтером договора в письменной форме. В договоре должны быть указаны:
- стороны договор (организатор и волонтер);
- предмет договора (вид деятельности волонтера), включая указание на договор организатора с третьими лицами и (или) программу действий организатора в отношении третьих лиц;
- срок деятельности волонтера (действия договора);
- порядок, размер и условия оплаты расходов волонтера (проезд, проживание и питание и т.д.);
- права и обязанности организатора и волонтера;
- ответственность организатора и волонтера за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора.
- Будут закреплены основания освобождения выплат в счет возмещения расходов волонтеров от уплаты налогов и страховых взносов.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.
Законодательство о волонтерстве состоит из настоящего Федерального закона, иного законодательства Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, регулирующих
отдельные виды деятельности волонтеров принципы и условия ее осуществления, которые не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
Законопроект представляет собой нормативно-правовой системообразующий (базовый) акт, регламентирующий отношения в сфере волонтерства. Он направлен на реализацию положений статьи 18 Конституции Российской Федерации, гарантирующей непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, и определение их действием смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечения правосудием.
В связи с принятием законопроекта подлежит изменению Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и ряд федеральных законов:
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
2. Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
4. Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»;
5. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
После принятия ФЗ «О волонтерстве» необходимо будет принять привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.
3. Общая характеристика и оценка правового регулирования соответствующих общественных отношений.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных правовых актов,
в той или иной степени регулирующих осуществление волонтерства. К числу таких актов относятся:
- Гражданский Кодекс РФ;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях»;
- Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»;
- Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- законы субъектов Российской Федерации о волонтерстве и благотворительности.
Данные нормативные правовые акты не всегда нацелены на создание правовых условий для осуществление волонтерства, а в ряде российских регионов такие законы отсутствуют вовсе;
- на муниципальном уровне - положения о поддержке волонтерства и благотворительности, которые принимаются и утверждаются органами местного самоуправления.
В последние годы в нашей стране активно ведется работа по развитию волонтерства. Приняты Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» и изменения в Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Утверждены Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где предусмотрено развитие институтов гражданского общества, включающее поддержку
благотворительной деятельности и волонтерства.
Активное участие в волонтерстве принимают граждане, НКО, общественные объединения. Деятельность волонтеров стала заметным фактором, влияющим на деятельность системы органов власти и управления и всего общества.
В то же время волонтерство не сложилась как целостная система. В законодательстве не вполне определены функции и полномочия каждого из субъектов волонтерства, не урегулированы отношения между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами государственной власти и управления, муниципальными органами, с другой, в области осуществления волонтерства, а также отношения между организаторами деятельности волонтеров, волонтерами, с одной стороны, и третьими лицами, с другой, при осуществлении деятельности волонтеров, не установлены меры ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, муниципальных органов за препятствие или противодействие волонтерству и меры ответственности организаторов деятельности
волонтеров, волонтеров за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров, меры ответственности организаторов в части нарушения соглашений с волонтерами, необеспечения безопасных условий деятельности волонтеров и т.д.
Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод о том, что в России назрела необходимость принятия одного, хорошо структурированного, четкого в определениях закона, коим и призван быть законопроект «О волонтерстве». Принятие закона «О волонтерстве» на федеральном уровне позволит установить единые принципы и стандарты организации и осуществления волонтерства для всех российских регионов и муниципальных образований.
Таким образом, на современном этапе разработка нового Федерального закона "О волонтерстве», интегрирующего нормы действующих законодательных актов, а также включающего дополнительный массив законодательных положений, является своевременной и востребованной.
4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
Обеспечение системного и функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере волонтерства является насущной потребностью современного этапа развития законодательства.
Одновременно принятие закона о волонтерстве призвано сыграть важную роль в решении следующих важных задач:
1. Реализация на практике принципов разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека, гуманизма;
2. Оптимизация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3. Оптимизация бюджетных расходов, особенно в социальной сфере;
4. Рост гражданской активности, политической и правовой культуры населения;
5. Восстановление общественного доверия к власти;
6. Повышение доверия к НКО и другим институтам гражданского общества;
7. Повышение общественного престижа НКО, добровольчества и благотворительности.
Принятие законопроекта обеспечит комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации, провозглашающих Российскую Федерацию социальным и демократичным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный механизм правового
регулирования волонтерства, значительно укрепит защиту интересов граждан РФ при решении
на федеральном и муниципальном уровне вопросов, затрагивающих его интересы. Приведение
в соответствие с новым законодательным актом о волонтерстве законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов различного уровня будет способствовать упорядочиванию системы законодательства об волонтерстве.
Таким образом, принятие законопроекта создаст правовые условия для развития
гражданского общества, волонтерства и благотворительности в России.