Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пн май 12, 2025 2:32 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт окт 25, 2012 10:27 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 3:00 am
Сообщения: 11064
Откуда: Москва
да ну эту его бесовщину


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт окт 25, 2012 10:28 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Александр Робертович писал(а):
Писатель. Неплохой. К сожалению, много времени уделял всяческим Кировым и т.д. Сирота, воспитывался в детдоме.

и уж во всяком случае - лучше чем откровенная русофобская мразь Войнович.
Я бы постыдился ссылаться на такую гниду.

считаю, что за мерзкую пародию на русского человека в лице Чонкина - Войновича следовало бы публично казнить


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт окт 25, 2012 10:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Наталья писал(а):
да ну эту его бесовщину

1) во многих произведениях у него её нет
2) там где есть - это всего лишь приём (хотя и не самый удачный)
3) языка я лучше не встречал за последнее время
4) его герои - типичные маленькие люди своего времени (не романтические Каины и Манфреды), на которых и стоял мир. И через внутренний мир этих людей автор показывает их время.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт окт 25, 2012 10:35 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
позволю себе большую цитату
Владимир Орлов о Москве в романе "Аптекарь"

Но вдруг живыми существами стали представляться мне дома на Сретенке.
Клен ладно, он истинно часть природы, родня, соглашусь, мне и всему
торопливому сретенскому люду. А строения с лифтами и без лифтов, с
покривленными временем перекрытиями, с башмаками и соком манго в витринах -
какая они мне родня? С чего ожить им? Однако что было, то было... Опять же,
предположим, могло остановить меня эстетическое чувство и заставить смотреть
на какой-либо дом, а фантазия принялась бы устанавливать отношения с ним. Но
особенные красавцы здесь не стояли, только два сретенских здания государство
приняло на охрану, да при этом одно из них - Троица в Листах, -
обезглавленное и приведенное некогда в "гражданское состояние", пока лишь
лесами у стен и расчищенными следами сбитых наличников обещало обрадовать
возвращением к красоте, если к Олимпиаде постараются реставраторы (а они не
постарались, и леса остались декоративными)*. А так улицу все более
составляли дома в два-три этажа, на вид явно конца прошлого века. В ту пору
Сретенку называли вечно копошащимся уголком Москвы. Улица - пролог
Сухаревского рынка, трактиры и лавки, теснота у Троицы в Листах, торговля
мясом аж из каменных мешков-подвалов, мышиных нор, куда пролезть можно было
лишь с тротуара. Людям, полагавшим иметь дела на Сретенке, и путеводителями
давались рекомендации помнить о кошельках и карманах. А вниз - слетали
переулки к Грачевке, где обитали веселые девицы. Бедовая Сретенка! Вот от
нее-то, от прошлого века и его людей и стояли вокруг меня дома (кроме разве
что серой и нескладной школы), выстроенные как будто бы без затей и для
деловых надобностей. Как они оказались бы мне родней и как могли ожить для
меня?

Я был в сомнениях и спорил с собой. "Ну и что? - говорил себе. - Но
ведь и они Москва. И они теперь наши, нынешние дома. И хорошо, что стоят!"
Да, и они для меня были именно Москва. Сами по себе, в отдельности, пусть и
не красавцы, что правда, то правда, но вместе они, разные, со своенравием
характеров и обличий, все же оказывались на Сретенке красивы, а оттого, что
среди них я не чувствовал себя мелочью и чужим и все для меня здесь было
по-домашнему, я готов был признать и то, что они приветливы и человечны,
возможно, и душевны. И отчего же не посчитать и улицу эту и дома на ней
своей родней? И они, дома эти, могли оказаться для меня живыми существами.
Отчего же нет? Сколькими людскими судьбами они пропитаны, сколько страданий
и радостей людских они вобрали в себя и держат в себе, сколько житейской
энергии осталось в них - отчего же им не ожить для меня и не заговорить со
мной? А память их? Не одну лишь свою историю должны были помнить они. Не
одно лишь людское копошение на подходах к Сухаревскому рынку. Дома, палаты,
избы и усадьбы, бывшие здесь прежде, передали им и свои истории и свою
память. И все, что видели и знали деревья, травы, росшие вдоль дороги на
Троицу, Переславль и Владимир, еще не ставшей улицей Сретенкой, помнили они.
Могли помнить они! И о том, как у северных ворот Белого города встречали
москвичи образ Владимирской Божьей Матери в простодушной и нерушимой
надежде, что она поможет им выжить, устоять и уберечь свой город от воинства
Хромого Тимура. И о том, как возвращались в Москву русские полки, одолевшие
Казанское ханство. И о том, какие люди жили в Новой Сретенской слободе -
кафтанники, сусальники, кузнецы, ветошники, дегтяри, сабельники, лубенники,
шапочники, холщовники, подошвенники, луковники, кисельники, ножевники,
калачники, москательщики, рудометы... А потом, что в особенности дорого мне,
- печатники, чье место трудов было за китай-городской стеной. И еще -
стрельцы полка стольника Сухарева. И пушкари - они-то как раз между
Головиным и Просвириным переулками. Жили труженики, жили воины. Они и в
сорок первом из дома номер одиннадцать, где теперь уже нет военкомата,
уходили на фронт. Они уходили, но не ушли. Так отчего же теням всех этих
людей, нет, и не теням, а их жизням не остаться на Сретенке, не наполнить ее
собой?
Я шел мимо сретенских домов, останавливался и снова шел. Они теснили
меня, но не сдавливали, в них не было агрессии. Их разговор между собой и со
мной получался перекрестным. И голоса в нем стали звучать из разных слоев
жизни и отлетевших лет. Они вовлекли и меня в свою память, позволяя и мне
участвовать в их движениях во времени. Будто бы и я бежал теперь со
слободским людом в сторону Сретенских ворот за царем Алексеем Михайловичем в
надежде остановить его, ублажить принять челобитную, и верховые стрельцы
плетьми охлаждали меня. Будто бы и я ждал потом возка царицы, следовавшей за
мужем с богомолья из Троицы, и вместе с другими подавал ей все же
челобитную. И был опять бит, а в стрельцов уже летели камни и палки, начиная
Соляной бунт. И я стоял у Сретенских ворот Белого города и ждал Владимирскую
Богоматерь. Я стоял в нейлоновой куртке и в вельветовых брюках, я знал, что
Владимирская Богоматерь висит сейчас в Третьяковской галерее и числится
произведением темперной живописи. Но я не мешал людям, окружившим великого
князя, их не пугали, не раздражали мое присутствие, моя одежда. Я был один
из них. И, как они, жаждал и ждал чуда... И я в усердии и в азарте в горький
день смуты подавал мужикам ведра с водой, но не сбивала вода пламя,
погибелен был сретенский пожар... И я в печали и растерянности видел, как
рушили Сухаревскую башню, сестру Ивана Великого, продутую когда-то холодными
останкинскими ветрами Петрову школу навигацких и математических наук, без
коей не было бы в Москве моего университета. А потом я слышал, как ревнитель
во френче, бывший кожевник или сапожник, крикливый мужчина, открывал на
осиротевшей площади у устья Сретенки мраморную Доску почета, позже сгинувшую
и забытую (сгинул и ревнитель, но забывать о нем - грех)... И я с мосинской
винтовкой за спиной уходил осенним днем сорок первого на Перемиловские
высоты из дома номер одиннадцать (в доме том в пятьдесят четвертом году я
получал приписное свидетельство)... Меня сегодня пронизали (или пронзили)
московские века, и я, оставаясь на Сретенке, был и сейчас и всегда, соединяя
собой столетия, физически ощущая себя в них и чувствуя прикованность к моему
городу. Есть душа города. Есть гений города. Неужели нынче я хоть на шаг
подвинулся к пониманию души и гения Москвы? Вдруг и подвинулся...
Однако... Я осадил себя. Красиво - "к пониманию души и гения
Москвы...". Но достоин ли именно я этого понимания? Достоин ли причастности
к душе и гению?.. Эко хватил! Стою-то я что? Это мне теперь легко (удобно
или даже приятно), в солнечный и торговый день на Сретенке, когда листья
удивившего меня клена не шелохнутся и не садятся контролеры в троллейбусы,
при равнинном, как выразился мой сорокалетний коллега, течении жизни,
размещать себя в самом благородном виде в московской истории. И я, выходит,
бежал с челобитной, и я тушил пожары, и я глаза напрягал, чая явления
Богородицы, и я с мосинской винтовкой шагал по мостовой... То-то молодец! Но
не бежал, не тушил, не шагал. Там были другие. А я бы смог? Выдержал бы? Кем
я был в сорок первом, мне известно: четырехлетним владельцем педальной
машины. Кем бы я был в иных столетиях со своей натурой и сутью - в веках
двенадцатом, семнадцатом, в прошлом, - я бы очень хотел знать. Но знать
этого мне не дано. Просто бы распался я в московских суглинках и песках или
бы, распавшись, все же оказался одним из тех, кто и родил, слепил, выковал,
выдохнул, сберег гений и душу города? И этого знать мне не дано. А предки
мои? Дальше дедов судеб я их не знаю. Но ведь не соображение о собственных
предках вызвало сегодня мысли о причастности к судьбе города, а вот прежде
всего дома эти сретенские в два-три этажа, желтые, белые, розовые, серые, и
их голоса... "Но погоди! - сказал я себе. - Зачем отвлекаться! Есть ли
именно сейчас нужда в рассмотрении самого себя: соответствую ли? Сопричастен
ли?".
Нет, нынче следовало не ввинчиваться внутрь себя с претензиями,
сравнениями и недовольствами, а видеть и слушать то, что открывалось мне вне
меня, в городе моем... А открывалось вот что.
Убери Сретенку - не будет Москвы. Убери соседнюю Мясницкую-Кировскую -
и не будет Москвы. Убери Ордынку - и не будет Москвы. Поставь вместо них
дома с нового Арбата - будет столица, а то и провинциальное место для
свежего государства, хоть переноси их на берега Нигера или Иравади.
Естественно, и дома нового века Москве нужны, но не как доминанта, а как
слой, как одно из колец, пусть и широкое, ствола пожившего, но и вечного
дерева. Оно и так хорошо и могуче. И будут другие века...
Были годы, старшие классы, когда я стеснялся матери. Я любил ее, но
старался не быть вместе с ней на людях, особенно вблизи одноклассников. Коли
же приходилось отправляться куда-либо с ней, я нарочно шел быстро, так,
чтобы хоть метров шесть было между мной и матерью, вроде бы я не имел к ней
отношения, ноги у матери болели, она спешила за мной, но не обижалась.
Видеть себя со стороны я в ту пору не умел. На мать я смотрел со стороны.
Причем не со своей стороны, а со стороны возможных наблюдателей -
сверстников и сверстниц с Мещанских улиц и людей просто посторонних. Они-то
- я был уверен - видели мать убогой, пожилой женщиной (сорок семь лет),
ссутулившейся от забот, старомодно и дешево одетой, домработницей, что ли,
из деревенских. Вернуть бы те годы...
Я любил Москву, но и как бы стыдился за нее. В спорах с ленинградцами
тушевался, мямлил что-то и соглашался: да, конечно, большая деревня и
прочее. Лукавил отчасти, но соглашался. Да и не нравилось в Москве многое
мне тогдашнему. Хорошо хоть, таблицы и чертежи решительных планов
переустройства успокоительно обнадеживали, на них под маршевые мелодии
выстраивались дома-богатыри - все как на подбор, из мрамора и гранита - на
грядущих московских проспектах... Юношеские заблуждения, однако, развеялись,
и я, получив представление о мировом опыте зодчих, как бы установил для
себя, что в архитектуре хорошо, а что пошло. Понятно, что мои установления
для других ничего не значили и могли быть зряшными и ошибочными, но для меня
они стали важны, и я их придерживался. И Москва мне все более и более
нравилась, в частности и как произведение искусства. Но я знал, что принимаю
в Москве многое из-за привычки к ней. И из-за любви к ней. А коли бы я не
любил ее и не жил бы в ней, а прилетел бы в Москву с суетной и деловой душой
из чужих земель на неделю, что бы я сказал о ней? "Не Париж!" Не Париж. Не
Вена. Не Дрезден... Во скольких только городах я ни побывал, а надо мне было
попасть именно в Париж, чтобы навсегда перестать стесняться Москвы. Господи,
какой красавец город Москва, явилось мне. И дело было не в том, что я после
упоительного карнавала зимних игр в Гренобле, после бессонно-счастливой
репортерской круговерти двух недель устал и затосковал по дому. И, конечно,
дело было не в собственной гордыне и высокомерии, отчего кепчонке полагалось
остаться на голове. И не в том было дело, что в Париже со слякотью у
кладбища Батиньоль, где лежал Шаляпин, Москва увиделась мне снежной и
голубонебой и пришли на ум "гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные...".
И мокрый февральский Париж был прекрасен! (Простите меня за столь отважное
открытие. Однако ведь именно я-то ощутил тогда Париж впервые.) Но и Москва,
понял я, - город сказочный. Явилась и еще мысль: а Москва-то не хуже
Парижа... Мысль человека, открывшего рот от удивления. Мысль пустая. При чем
тут хуже, лучше! Париж и Москва открывают разные ряды. Париж не похож ни на
какой другой город. Москва не похожа ни на какой другой. Но есть множество
городов, похожих на Париж и похожих на Москву. Париж и Москва первичные и
сами по себе. Однако, принимая особость Москвы и ее первородность, я прежде
на правах своего человека досадовал на нее. Казалась она мне и безалаберной.
И слишком простодушной. И конечно - не могло и быть иначе! - провинциальной.
Порой казалась Москва и вульгарной, даже сварливой, с перепалками, а то со
скандалами домов, оказавшихся соседями, домов столь разных норовов и
физиономий, столь разных умонастроений хозяев и строителей, домов, никак не
похожих по возрасту и по росту, из камней, из глины и из дерева. Отчего же
им не спорить, не вызывать недоразумения и скандалы, если стояли в моем
городе рядом князья Хованские и адмиралы Брюсы, Симоны Тюфелевские и Фролы
Федуловичи, Ростовы и Ионычи, Паты с Паташонами, Бимы с Бомами, Держиморды с
Незнакомками в цветах югендстиля, Раскольниковы со старушками-процентщицами?
Могли ли они понять друг друга, могли быть друг с другом в состоянии мира и
гармонии?.. Возможно, что Москва была и просто архитектурно несостоятельной.
Была ведь и большая деревня, виделись и угадывались повсюду вдоль булыжных
мостовых порядки деревянных домов, бараков, изб, полудач, сараев, помоек,
отхожих мест на две персоны, черт знает чего. И имелись ли в этой деревне
истинные ансамбли, способные пристыдить иной пристойный город или даже
сравниться, хоть кое-как, с Дворцовой площадью, с улицей зодчего Росси, с
Елисейскими полями, с набережной Брюля, с римскими красотами вблизи создания
Буонарроти? Нет, при холодном исследовании ничего правильного, геометрически
упорядоченного просветителю, предположим, обнаружить бы не удалось. Дворец
Баженова с поломкой кремлевских стен в Москве состояться не мог (разве
только смастерили его модель). Театральная площадь Бове, свобода и
правильность линий коей были обеспечены Наполеоновым пожаром, и та вышла с
косым боком. А потому и казалась Москва развалившейся поленницей, чьи
хозяева и не намеревались ее собирать по причине того, что всего у нас
много, и земель, и недр, и бревен, и песков, и глин, и камней, и прочего,
что жадничать и беспокоиться? Потому в ее кольцах и лучах все так и
образовалось как бы случайно, и случайность эту невозможно было изменить
никакими исхищрениями. А исхищрения бывали. И не исхищрения, а будто бы
движения чугунного утюга с углями по мятым брюкам с намерением владельца
утюга быть в этих брюках среди избранных на балу, или на приеме, или на
параде. Грели углями такие утюги и в нашем веке, в годы тридцатые и позже.
Не мне одному представлялась Москва провинциальной, случались скорые жители
Москвы, и притом влиятельные, тот же кожевник или сапожник, ласкавший
словами Доску почета, ныне утраченную, какие горели желанием сейчас же
превратить большую деревню в град державный с гранитами и мраморами. И везли
граниты и мраморы, складывали в надутые, сановные дома. Но ведь и утюг
требует умения и понимания. Складки-то на тех брюках получались, причем и
немнущиеся, но оставлены были и дыры, и их не залатать, не заштопать...
Значит, вот какая во временных критических моих копаниях получалась
Москва. И безалаберная. И простодушная. И провинциальная. И сварливая. И
вульгарная. И скверно одетая. И развалившаяся поленница. И звучавшая будто
бранные слова, не то что город с мелодиями гондольеров в Адриатике. И
прочая... И дальше можно было бы перечислять московские несовершенства и
неприличия. Скажем, скучная, в особенности в часы вечерние и ночные. Скажем,
плохая хозяйка, заставляющая гостей мыкаться в поисках ночлега и стола со
свежей скатертью. Скажем, и вправду не верящая слезам и равнодушная к
печалям мелких новых людей своих, расселившая их в отчуждении, в
одинаковости дальних кварталов, какие словно бы и не ее уголки. Скажем,
порой жестокая, недоверчивая и коварная. В молодые или даже юные дни свои
вынужденная терпеть нагайку кочевника и, чтобы выжить, выбиться из рабынь и
стать собирательницей земель, научившаяся интриговать, а в случае с Тверью и
хитрить, да так и не истребившая в себе уроков (или семян) басурманства и
азиатчины (впрочем, окаянные святополки возникали у нас и прежде нагаек и
кривых сабель)... И не настоящая она Европа, и не настоящая Азия, оттого и
тянуло ее к эклектике и смесям... И, скажем еще, в силу своих
государственных забот привыкшая к чиновничьим правилам и придиркам... То
есть тут я уже в запале собственных обличительных усердий уходил от
начальных размышлений лишь об облике Москвы и об ее архитектуре, устремлялся
неизвестно куда и неизвестно зачем, забывая сгоряча обо всем добром и беря в
соображение моменты истории и жизни избирательные.
Но я любил Москву и ни в каком ином городе не хотел бы жить. А вот
ворчал на нее и дулся. И даже как будто бы страдал оттого, что судьбой
поселен в городе с изъянами и грехами. Впрочем, это преувеличение. Не
страдал я и не мучился. Просто жил себе и жил. А мысли об изъянах и грехах
были от недолгих досад, быстротечные, как возникали они, так и исчезали в
нашем серо-голубом небе или в вечерних подмосковных туманах, обещающих
теплый день. Да и относились они, скорее, к умозрению, а увлекаться им в
годы молодости не было ни времени, ни нужды.
И вот в Париже (а могло, конечно, это произойти и не в Париже, а в
Калькутте или в Ресифе-Пернамбуку, но там я не был) я вдруг почувствовал
Москву по-иному, нежели я чувствовал ее во дворах Сретенки и Мещанских улиц.
И не со второго этажа дома номер шесть по Напрудному переулку я взглянул на
нее. И даже не со столпа Ивана Великого и не с крыши дома Нирензее. А словно
бы с некоего удачного места над землей, откуда, предположим, в свои дни
Альтдорфер задумал наблюдать битву при Иссе Александра Македонского с царем
Дарием и углядел опрокинутые вокруг места сражения моря, материки и небеса.
Хотя нет, и не оттуда... Я не собираюсь приписывать себе будто бы
открывшиеся во мне способности к вселенскому зрению. Зрение это, понятно,
было внутреннее. Оно было чувством. Вот тогда и привиделась мне Москва
городом, украшающим землю. И увиделась в ней сказка (хотя бы для меня),
сказка веселая, озорная, балаганная и горькая. Вспомнились мне лентуловские
звоны, кустодиевские карусели, суриковский снег... Но то было запечатлено не
моими глазами. Да и не одни глаза тут были нужны... Опять же повторяю, что
никакого замечательного открытия я не сделал, просто себя, остолопа,
утвердил в некоем мнении. Перестал стесняться Москвы. Понял, как она
прекрасна, несмотря на все порчи и напраслины. Многое из того, в чем я
позволял себе укорять мой город, стало вдруг казаться мне его достоинством.
Или составными этих достоинств. Или приправами к главному, без коих главное
бы и не приобрело особенные вкусы, аромат и цвет.
Ну безалаберная... А может быть, и не безалаберная? И не суматошная.
Может быть, ее вечная стихия, ее неподчинение спокойствию и правильности
линий, поддержанное или вызванное изгибами реки и спинами холмов, ее
неспособность и нелюбовь к симметрии (отчего даже Театральная площадь вышла
с косым боком) и есть достоинства? И они необходимы неистребимому ходу жизни
города, безостановочному движению его в истории Земли и вселенной, и не от
них ли, в частности, город наш живой и естественный, как русский человек
свободной души? И величие в нем, и простота, и размах, обеспеченный ширями и
далями отечества, и удаль, и чувство достоинства, и умение терпеть, и
уважение к иным городам, землям и их людям и их красоте, уважение и интерес
к ним и способность, оставаясь самим собой, в себе не замкнуться, а принять
и чужую красоту, была бы она талантливой, собственной и соединимой с
красотой Москвы...
Есть историки и искусствоведы, для которых слово "стихия",
употребленное в связи с Москвой, кажется оскорбительным. При этом они
обижаются на кого-то и за отечественную историю вообще. В предках наших,
ставивших Москву, они видят лишь оснащенных точным знанием зодчих и
градостроителей, чьи разметки, чертежи и планы не допускали никаких стихий и
вольных мелодий. Может, и не допускали. И все же... В большинстве своем
зодчие и строители Москвы были талантливы, как талантлив сам город, а потому
их усердия (какие можно измерить локтями, саженями, верстами) не стали
очевидными, а растворились, утонули в натуре города. Город же вырос
растением, деревом, живым существом, дочерью или сыном своего народа,
воспринявшим от родителя кровь, норов и душу. Городом на холмах над
Москвою-рекой и на крутых берегах Неглинной проросла русская земля. Встал
город, чтобы служить кровом, очагом и крепостью бывшим лесным и деревенским
людям, и оказался их частью, их продолжением, приняв их свойства, ответив их
представлениям об устройстве мира, о справедливом общем существовании, о
заботах продления рода, о простом быте и уюте. Он был построен не для
державного престижа, не для демонстрации могущества неведомой до поры до
времени страны, не после удара кулаком по столу и не для переселения
управителей и чиновных дьяков в тихое, независимое место, как случилось
позже с Канберрой или Бразилиа, а по житейской необходимости. Необходимость
и естественность его жизни и выразились стихией искусства, она почти
исключила напряжение и натугу (не в самих делах московских строителей, а в
результатах их дел). Без напряжения и натуги изящен Париж. Без натуги и
напряжения сказочна и стихийна Москва. Для меня стихия - не нечто дурное и
оскорбительное. Это не хаос. Это одно из важных проявлений живых и
творческих свойств природы. А цунами, скажете, а потоки лавы, а шевеление
недр под Мессиной и Лисабоном? Но я-то имею в виду стихию человеческой
жизни. А она разумна в своем идеале. Или в стремлении к идеалу. И вряд ли,
несмотря ни на что, несмотря на заблуждения, кровь, злой глаз, ошибки,
наглость купеческой сумы, можно отказать в стремлении к идеалу жителям
нашего города. Были меж ними и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой...
Стихия всегда органична. Естественность создания Москвы, особенности ее
строителей с трезвым и поэтическим взглядом на жизнь выводили на дороги к
гармонии. Пусть это не гармония рублевского душевно-музыкального и
равнобратского соединения всех состояний мира (но ведь и Рублев возник в
Москве, и его энергия осталась в ней). Пусть внутри той гармонии немало
углов и резкостей, противоборств, скрещения страстей, гордынь, ума и
глупостей, пусть эта гармония пересекается молниями, но это гармония. Это не
гармония пасторали с искренностями пастушки. Это гармония Мусоргского и
Стравинского. В ней - сосуществование высокого и низкого, но коли брать
результат (промежуточный, и, надеюсь, никогда не будет результата
конечного), то высокое в гармонии Москвы более очевидно...
Впрочем, я опять увлекся. Как некогда в укорах Москве, так теперь в
похвалах ей. Но, возможно, тут сказалась натура москвича, человека,
склонного к крайностям в своих сомнениях или, напротив, оправданиях жизни и
всего сущего рядом с ним. Однако Москва не нуждалась в оправданиях... Да и
принялся я лишь вспоминать о том, какой увиделась мне Москва в другом
прекрасном городе...
И сейчас же я представил, что мои ностальгические состояния тех дней
могли бы вызвать раздражение многих москвичей и людей приезжих, скажем, тех,
которым здесь же, на Сретенке, в душном магазине на углу улицы Хмелева не
досталась в очереди прикарпатская колбаса. И я их понимаю. "Тьфу! - сказали
бы они, если бы узнали о моих одобрениях Москвы. - Это дерьмо хвалить!" Что
бы ответил им я? Да ничего, наверное. Смутился бы, а потом стал бы спорить с
ними. Но спорить - про себя...
Москва златокипящая! Да не покажется слово "златокипящая" выспренним и
сладким. Оно не так давно взошло к нам из прошлого в соединении с именем
города студеного, исчезнувшего из жизни России. Златокипящая Мангазея. А для
меня это определение тут же подошло к Москве. В деревянной Мангазее "кипел"
именно металл, везли его к краю Ледовитого океана ради дел торговых людей,
ради таежных и тундровых мехов. В Москве же - кипение жизни, кипение духа. В
пестроте ее существования, в звонах ее красок в столетиях главными были три
цвета - красный, белый и золотой. Золото было вверху, над головой, словно бы
от богатств Ярилы. Золотые сферы и иглы на красных и белых вертикалях
рифмовались с солнцем истинным и как бы намечали, а то и прокладывали дорогу
к нему. И дальше - в глубины мироздания, к звездам манящим и тревожным, в
пространства непостижимые. Москва всегда росла, рвалась ввысь, к небу.
Запечатленная в давнюю пору в рисунках наблюдателями и мастерами, она -
словно бор корабельный. Или стол со свечами. Можно посчитать, что эти
свидетельства - с преувеличениями. А впрочем, почему с преувеличениями? За
десятки километров виделись путникам ринувшиеся к облакам ходячим высоченные
столпы и башни Москвы. Да и внутри города вертикали, обязательно по здешней
привычке замыкавшие перспективы улиц с избами и палатами коренастыми,
казались исполинами. Это последние века, наш в особенности, изменили
представление человека о высоте. В двадцатом столетии Москва осела. В
частности, и потому, что подросла. Но главное, потому, что изменилось
людское ощущение пространства. И золото московских сфер будто бы опустилось
к земле, да и повсюду ли заметно оно? Но все равно осталась Москва
златокипящей. Златокипящей она и будет. Должна быть. Не только во вновь
приобретенных своих просторах с транспортерами магистралей, протянутых к
бетонному обручу, но и в местах истинно московских, обжитых, обустроенных
веками. Вот и здесь - на Сретенке. Чтобы не стали эти места всего лишь
офисом, конторой, дневным деловым сити, истекающим к вечеру жизнью,
печальным и пустым после восемнадцати ноль-ноль, когда покинет его,
спустившись с сумками и портфелями в подземелье метро или же захлопнув
дверцу "Жигулей", служивый человек. Ничто не должно остудить московскую
жизнь. И в центре своем Москве надо остаться живой, Москвой златокипящей...
Такие соображения явились мне.
Впрочем, сейчас на Сретенке для всяких опасений как будто бы и поводов
не было. Все здесь бурлило. Может, один я и бродил по Сретенке с праздными
мыслями. Подумав так, я чуть было не пристыдил себя и не заставил немедленно
отправиться куда-либо к делу. Однако разрешил себе: "Броди по городу, если
возникла нужда, может, это и есть для тебя дело..." И не отпускали меня
сретенские дома, будто давали понять, что я не волен прекратить сегодняшнее
общение с ними... Я переходил из переулка в переулок. Чаще - дворами или
пустырями. Более я любил нижние, или западные, переулки, спуски к Трубной
улице. По ним после гроз неслась горная вода к Трубе, в люки Неглинки - по
Сухаревскому, по Большому Головину (опять я забрел туда), Последнему,
Колокольникову, Печатникову.
Так я ходил, смотрел, слушал, отвечал. И будто бы произносил внутренние
монологи, то ли споря с кем-то, то ли упрашивая кого-то разделить мое
восприятие Москвы. Но кто был моим слушателем? Может быть, Любовь
Николаевна? Я остановился. Вот тебе раз! Опять я думал о Любови Николаевне!
Или я вообще так и не переставал иметь ее в виду, хотя и приказал себе
забыть о ней, поверив в то, что я свободен от ее участия? Не свободен,
значит? Или я так привык в последние недели к ее стараниям, что и оглядка на
Любовь Николаевну во мне воспиталась неистребимая? Нет, похоже, нынче дело
было не в оглядке...
Иных каких-то свойств связь ощущалась сейчас с Любовью Николаевной.
Вполне возможно, что мы и на самом деле получили свободу от нее. Но получила
ли она свободу от нас? А вдруг Любовь Николаевна навсегда или хотя бы еще на
какой-то срок вынуждена была оставаться приставленной к нам? И некое
отражение ее личности (личности ли? Фантома ли ее? Или еще чего-либо
неизвестного и неодолимого?) вошло в нас или даже только в меня?
Ответить себе на это я не мог. Что мне теперь Любовь Николаевна? Ее не
было и не могло быть. Однако в Большом Головине в досужих мыслях о душе
дерева я вспомнил именно о Любови Николаевне и вот теперь своими
велеречивыми соображениями о Москве уперся в Любовь Николаевну. Легче всего
было произнести: "Чур! Рассыпься!" Но ведь я был уверен, что сегодняшнее мое
общение с городом вызвано возвратом к самому себе постоянному, вырвавшемуся
из-под кашинского ига. Что же снова думать о Любови Николаевне?..
Впрочем, настроение мое не омрачилось.
"А, ладно! - сказал я себе. - Пойду-ка я дальше, в Армянский переулок,
в Сверчков..."
И опять меня вобрала Москва...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пт окт 26, 2012 5:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 17, 2012 2:14 pm
Сообщения: 1231
Ненавижу подобные сообщения. Это форум, а не Библиотка Мошкова!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2012 4:54 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 19, 2012 11:36 pm
Сообщения: 7062
Вероисповедание: Православие
Владимир Юрганов писал(а):
Александр Робертович писал(а):
Писатель. Неплохой. К сожалению, много времени уделял всяческим Кировым и т.д. Сирота, воспитывался в детдоме.

и уж во всяком случае - лучше чем откровенная русофобская мразь Войнович.
Я бы постыдился ссылаться на такую гниду.

считаю, что за мерзкую пародию на русского человека в лице Чонкина - Войновича следовало бы публично казнить


А как тогда отнестись к Шолохову, умудрившемуся выставить в самом черном свете русское казачество?
В его "Тихом Доне" толпа растерзала женщину на глазах мужа из-за каких-то суеверий, отец изнасиловал родную дочь, мужья избивали жён до полусмерти, мужчины говорили женщинам всякие похабные гадости, все представлены какими-то злыми хамами и грубиянами и т.д.
Вот что это за фигня?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2012 9:20 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:00 am
Сообщения: 39009
Откуда: г.Харьков,Южная Россия,монархистка
Вероисповедание: Православная, РПЦ МП
Я так полагаю,что это правда казацкой жизни написана, ибо мнения казаков положительное.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2012 11:27 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Николай Всеволодович писал(а):
Ненавижу подобные сообщения. Это форум, а не Библиотка Мошкова!

мне фиолетовы предпочтения либерастов


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс окт 28, 2012 1:07 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб фев 11, 2012 3:11 am
Сообщения: 4348
Откуда: Киев
Вероисповедание: Православие
Наталья писал(а):
Была она?
Была она бездарна?
Была она плоха, как и всё при СССР?
Была ли она лучше чем в остальном мире?
Была ли она русской литературой?


Cпасибо,за интересную постановку вопроса.

Ответы -

1. Литература была,но сугубо красно-цензурно-идеологизированной,
тот же "Тихий Дон" Шолохова был написан с советским уклоном.
Иначе просто не был бы издан! (см.примечание)


"Письмо В. Ставского Сталину (1937 г.) Упомянуто нежелание Шолохова «писать» (Главного героя - Романа!) Мелехова большевиком — так будем знать: это зафиксирован отказ выполнить совет Сталина; не хотел превращать любимого героя-правдоискателя в агитперсонаж. "

2.Она была не бездарна а в соответствии с требованиями ЦК Компартии...

3. Настоящая Литература плохой быть не может.

4. В чем-то конечно лучше.

5. Этот вопрос вообще сложен так как СССР - это Союз Советских Социалистических Республик
трудящихся и акцент на какой бы то ни было одной нации (кроме латентно-еврейской конечно) сильно не ставился (что логично).



примечание.


«ТИХИЙ ДОН» — роман-эпопея Михаила Шолохова в четырех томах.
Тома 1—3 написаны с 1925 по 1932 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928—1932 гг. Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в журнале «Новый мир» в 1937—1940 году.

Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.

Роман переведен на множество иностранных языков, на английском перевод появился уже в 1934 году. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Цензура власть-имущих -

"В 1933-м году роман впервые издается в трех книгах (в серии «Книгу — социалистической деревне»). В этом издании жёсткой цензуре были подвергнуты также две первые книги. Особенно пострадала 5 часть, из которой исключили целый ряд эпизодов, посвящённых отношениям Бунчука и Анны Погудко (половину 16-й, всю 25-ю главу и др.); фрагмент 27-й (ныне 26-й) главы с рассказом о сопровождавшей Подтёлкова «милосердной сестре» Зинке; и множество других мест. Одновременно роман был очищен от разного рода натуралистических деталей, матерщины и пр. В 1935—1937 годах в Гослитиздате выходит первое не серийное издание романа в трёх книгах: увеличенный формат, мелованная бумага, тканевый переплёт, суперобложка, иллюстрации С. Королькова."

На протяжении XX века роман трижды экранизировался (1930, 1958, 1992).

Проблема авторства романа до сих пор не получила окончательного разрешения: некоторая часть литературоведов (в основном зарубежных и эмигрантов) считает, что автором романа является не Шолохов.

Премии
Нобелевская премия по литературе 1965 года. Шолохов остался в истории единственным писателем http://lib.rus.ec/b/144039/readэпохи социалистического реализма, который получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.
Сталинская премия 1941 года

Сам Шолохов в письме Сталину пишет:
«За пять лет я с трудом написал полкниги. В такой обстановке, какая была в Вешенской, не только невозможно было продуктивно работать, но и жить было безмерно тяжело. Туговато живется и сейчас. Вокруг меня все еще плетут черную паутину враги.»
1938 год.

читать -

Михаил Александрович Шолохов Писатель и вождь
Переписка Шолохова с И.В. Сталиным. 1931-1950
Валентин Осипов. Писатель и власть
Открытия архивиста Ю. Мурина

Выход этой небольшой книжечки — переписки И. В. Сталина и М. А. Шолохова — событие.

Наконец-то страна получает основанный на архивных источниках ответ на вопрос — были ли знакомы вседержавный вождь и писатель из Вешенской, что излучал всеохватное нравственное влияние.

Эти материалы тем более нужны, если помнить, что на волне огульного изничтожения советского прошлого стали смывать со скрижалей имя М. А. Шолохова. Они необходимы для объективного анализа его места в истории.
Гостайна

В 25 лет с небольшим осмелился молодой писатель (правда, уже автор первых частей смелой эпопеи!) предупредить вождя (уже принявшего державно-культовое празднование своего 50-летия), как на Дону идет коллективизация — «Горько, т. Сталин! Сердце кровью обливается…»

В 45 лет от роду Шолохов — за три года до кончины Сталина — завершает переписку: заступается за «Тихий Дон», который осужден вождем.
http://lib.rus.ec/b/144039/read


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вт окт 30, 2012 9:53 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт ноя 20, 2009 7:00 pm
Сообщения: 3016
Вероисповедание: православный
Елена Цветкова писал(а):
Попробую ответить. Если Вы в чём-то не согласны, и я в чём-то не права, то укажите, в чём.

Литературу в СССР, с самого начала, очень жутко травили, и в большинстве своём она была... антисоветской. Говорю это не потому, что так плохо отношусь к советскому государству, а потому, что таковы реальные события и реальные имена.
Самые лучшие писатели, жившие в советское время: Гумилёв, Ахматова, Булгаков, Куприн, Цветаева. Пастернак и Мандельштам имели наглость родиться евреями, но были талантливыми поэтами. Все антисоветчики. И всех их очень серьёзно травили, только Булгаков ещё такого избежал, всё ограничилось его руганием в советских газетах, и Куприн совсем недолго был в тюрьме и в заложниках.
Бунин эмигрировал из совдепии, и оставался всю жизнь убеждённым антикоммунистом.
Замечательным писателем был Грин, он был и не белым, и тем более не красным, он сам по себе. Его не травили, но и особо не восхваляли.
Все другие такими талантами не были.
И все они выросли в РИ, в СССР великих писателей, к сожалению, не рождалось.
Но зато в какие почести попали такие бездари и дикие богохульники, как Демьян Бедный, Сергей Городецкий, Эдуард Багрицкий...

Укажу. :)
Булгаков и Куприн, выражаясь спортивным языком, не вошли бы и в первую двадцатку. Антикоммунизм - не гарантия таланта. Поэзию - не люблю, но и Пастернак, и Мандельштам в таланте явно уступали Бродскому...
Грин и Бунин - весьма средние писатели... Несмотря на биографию.
Как уже говорил, лучшим писателем советского периода считаю Юрия Бондарева. Что называется - с большим отрывом. И Валентина Распутина. И были другие таланты, иное дело - как они своим даром распорядились. И Виктор Астафьев, и Сергей Довлатов, и Эдуард Лимонов ( потративший талант на всякое дерьмо), и Михаил Шолохов... И много кто ещё. Роберт Штильмарк, например :)
Вся эта сволочь - Ефим Придворов (Д.Бедный) и еврей Багрицкий - тоже, между прочим, родились в РИ...
И в музыке талантов было немало. Правда, их развитию мешало жидовское засилье в муз. школах - чтобы протащить одного посредственного жидёнка могли загубить 10 талантливых русских или татарских ребят. Опять же - действительно продолжались традиции Царской России. К Вашему списку композиторов добавлю С.Прокофьева, а также композиторов такого жанра, как детская музыка : Б.Чайковский, Б.Савельев, А.Рыбников (талантище во всех жанрах, скорблю о его личной трагедии).
К известным оркестрам и дирижёрам добавлю ещё забытый незаслуженно Оркестр Русских Народных Инструментов под упр. Н.Н.Некрасова...
И много, много кого ещё ...
Так что русский народ - жил, работал, творил. И от Брежневского СССР - при всех его очевидных минусах - к Православной Монархии было куда ближе, чем из современной помойки...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср окт 31, 2012 11:19 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am
Сообщения: 44811
Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
Елена Цветкова писал(а):
Архитектура: вот она во время совдепии сильно упала вниз. В РИ строили самые прекрасные в мире дворцы, храмы, памятники, в совдепии всё это сносили. Никаких выдающихся памятников архитектуры в СССР не построили (не мавзолей же Бланка считать, по образцу зиккуратов).


Не соглашусь. Т.н. "сталинский ампир", московские высотки очень даже неплохи.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср окт 31, 2012 11:42 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 19, 2012 11:36 pm
Сообщения: 7062
Вероисповедание: Православие
С Зимним или Царскосельским дворцом, Марли, Большим театром, Теремным дворцом и т.д. не сравнить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср окт 31, 2012 11:54 pm 
Что такое эти ваши театры? Сколько они металла производят?

Магнитка - вот, сила!

Изображение

(рекламная пауза)
"Металлургия: вдохни тоталитаризма!" :roll:


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 01, 2012 12:10 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб фев 11, 2012 3:11 am
Сообщения: 4348
Откуда: Киев
Вероисповедание: Православие
Сталин,Хрущев,Брежнев и другие вплоть до "меченного" Горбачева - это все шаги регресса русской правительственной духовности(с)

А теперь -

Православного Царя следует заслужить народу!(с)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт ноя 01, 2012 10:53 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23091
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Алексей Алексеевич писал(а):
Поэзию - не люблю, но и Пастернак, и Мандельштам в таланте явно уступали Бродскому...

скажите, а чем же так талантлив Бродский?
сделайте анализ


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 278


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }