академик В.Е. Фортов, выдающийся советский и российский физик, академик РАН, доктор физико-математических наук:
В далекие времена научный и религиозный поиск истины и гармонии не был разделен. Он велся одними и теми же людьми, в одних и тех же местах и ради одной и той же цели. Поэтому траектория развития современной науки на начальном ее участке определялась базовым типом религиозной аксиоматики, проповедуемой в то время. Суть дела в том, что сегодняшняя наука, родилась и развивалась в Европе, где базисной религией было христианство, религия монотеистического типа. В то же время древнейшие цивилизации Дальнего Востока, Азии, Индии не смогли генерировать науку, сопоставимую с европейской по мощи и уровню, так как они были политеистические. Поскольку наука в те времена ставила своей целью изучение законов природы как промысла Божьего, то наличие многих богов с их различными промыслами лишала науку в политеистических странах ярко выраженной цели, обрекая ее на стагнацию. Идея же единого Бога свела мир к одной причине и сделала его познание полным глубокого смысла. Познание промысла Творца рассматривалось как благородное дело. А поиск этого решения стал делом науки. Мы видим, что христианство стояло у колыбели современного естествознания, которое возникло только в средневековой Европе, а не в древних цивилизациях, где были накоплены огромные количества экспериментальных фактов, открытий и изобретений. ... Основоположник современной химии монах Бертольд Шварц производил поиски философского камня, что привело к выдающимся химическим открытиям. Получивший духовное образование лорд-канцлер короля Френсис Бэкон явился человеком, который сформулировал основной принцип научного познания. Ему принадлежит крылатое выражение "знание – сила". Бэкон, человек, который получил глубокое неформальное религиозное образование, был глубоко верующим человеком и первый дал определение того, что такое наука. Он говорил, что наука есть способ накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Именно этим человек отличается от животного, у которого эволюция происходит путем проб и ошибок и, конечно, представляет собой значительно более медленный путь исторического развития. Роль Библии в этом процессе невозможно переоценить. Углубленный научный поиск парадоксальным образом обнаруживает общие черты с религиозным откровением. В математике, как и в религии, существуют аксиомы, которые принимаются на веру. Многие ученые признавали, что глубокие научные открытия были сделаны ими в момент интуитивного прозрения. Причем, решение приходило как-то сразу, целиком, даже во сне. Об этом откровенно говорили такие ученые, как Ньютон, Эйнштейн. В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Гейзенберг, человек, который открыл квантовую механику, говорил так: "Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне этого сосуда вас ожидает Бог". Чем обширнее наше знание природы, тем более поражает нас великая, просто поразительная точность и целесообразность природных процессов. Правильный результат не может быть громоздким, он всегда лаконичен и красив. Теоретики, которые занимаются расчетами, хорошо знают, что если в результате расчетов получается многоэтажные уравнения, это почти всегда свидетельствует о том, что вы идете неправильным путем. Сегодня наука уже достигла столь многочисленных и достоверных блестящих результатов, что одного этого достаточно для того, чтобы возбудить в обществе устойчивое доверие к надежности ее методов. Между тем, факты, накопленные в последние годы разными науками, поставили под сомнение такие казалось бы незыблемые научные теории, как, например, дарвинизм, теорию самозарождения жизни на Земле, общепринятые исчисления эпох. В то же время, гипотеза большого взрыва и разбегания галактик, последние данные антропологии, палеонтологии, обнаруживают много общего с положениями в Библии. Беспрецедентно бурное развитие науки последних десятилетий заново поставило вопрос о взаимоотношениях науки и религии. Если до научной революции, начавшейся на рубеже XIX-XX веков, жесткая детерминистическая модель мира, по существу, не оставляла религиозному сознанию иных возможностей, кроме деизма, то в ХХ веке, после изменения фундаментальных представлений о пространстве, времени, причинности, после появления квантовой механики, соотношения неопределенности, принципа дополнительности, мир уже более не представляется абсолютно детерминированной жесткой машиной, в которой Богу просто не оставлено места. ... Наша Церковь на протяжении веков хранила нашу историю, она, фактически, сохранила и понятие Отечества. Церковь может и должна влиять на общество с целью формирования уважительного отношения к труду ученых и инженеров. Со своей стороны, наука и ученые должны бережно, с уважением и пониманием относиться к действиям Церкви по воспитанию граждан новой России и, особенно, подрастающего поколения. У религии и науки есть еще одно важное поле для взаимодействия. В первую очередь, это касается борьбы с магией, колдовством, астрологией, паранаучными исследованиями и тому подобным. Я знаю, что многие российские ученые являются верующими людьми, а среди церковного клира есть немало людей с научными степенями и званиями. Насколько такие сочетания продуктивны, можно убедиться на примере великого физиолога, прославленного Нобелевского лауреата И. Павлова или известного профессора-хирурга, лауреата многих премий архиепископа Луки. Автор многотомного курса высшей математики, по которому учились несколько поколений советских студентов и я в том числе, академик В.И. Смирнов, был церковным старостой. В настоящее время в отношениях религии и науки набирает силу процесс их явного сближения. Если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и, наконец, вытеснить ее с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие, формирование общих ценностей культуры, ориентированных на человека. При этом процесс обновления затрагивает и религиозные институты, а не только нашу науку. На заре возникновения новой науки ей помог союз с христианством. Возможно, что новый союз с христианством, а в России с Православием, поможет преодолеть трудный период и нравственный кризис, в котором оказалась наша с вами Родина.
|