Цитата:
Общество, да и милиция тоже, косо смотрели на бездетных жён-домохозяек и взрослых детей богатых родителей. В андроповский 1983 год эта борьба с неработающими гражданами достигла своего апогея.
Честно говоря, я никогда не понимала, почему человек обязан трудиться, если его на законных основаниях содержит муж? Таких дам, конечно, тоже могли привлечь по статье (!!!), но чаще всего их просто осуждали и обливали официальным презрением.
Это цитата из поста уважаемой zina_korzina , где она рассказывает о 1980-х годах. Вот иногда у достойных людей пролетают подобные ляпы. На основании чего и зачем это написано понять сложно. Давайте разберем это утверждение...
Ответственность за тунеядство была прописана в 209 статье УК РСФСР (и в подобных статьях УК союзных республик). Появилась она в 1970 году (до этого тунеядство, на основе указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», влекло административное наказание) и претерпела два изменения - в 1975 и в 1982 году. Суть статьи 209 заключалась в следующем: часть первая предусматривала ответственность за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также за ведение в течение длительного времени иного паразитического образа жизни, а часть вторая предусматревала ответственность тех, кто уже был судим по первой части, но продолжает вести паразитический образ своей никчемной жизни.
Ни о каких бездетных замужних домохозяйках речи не шло. Более того, в разъяснениях к статье 209 четко определялось, кого можно считать тунеядцем, а кого нет. "Нередко лица, на протяжении длительного времени уклонявшиеся без уважительных причин от общественно полезного труда, в качестве источника средств к существованию используют заработок других членов семьи (родителей, супруга). Если эти лица не заняты ведением домашнего хозяйства... они могут быть отнесены к категории тех, кто проживает на нетрудовые доходы." (Слободкин Ю.М. "Ответственность лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". 1980 год).
Более того, механизм применения статьи 209 был не так прост. Для того, что бы человек попал в поле зрения общественности и правоохранительных органов он должен был не только нигде не работать, но жить на нетрудовые доходы (проституция, спекуляция и т.п.), вести аморальный образ жизни (пянки-гулянки) и вообще быть неприятным человеком. В таком случае пьющая и гулящая бездетная замужняя домохозяйка автоматом попадала под пристальный взгляд бдительной общественности и строгого участкового милиционера. Но ни о каком суде на первых порах речи и не шло. Участковый обязан был предупредить тунеядку, то бишь пьющую и гулящую бездетную домохозяку о ее обязаности устроиться на работу в месячный срок. К предупреждению добавлялась бумажка, по которой исполком местного Совета должен был в течении 15-ти дней, после обращения осознавшей свою вину домохозяки, помочь с трудоустройством по той специальности, которой владеет тунеядка. "Предписания исполкомов местных Советов о трудоустройстве таких лиц обязательны для руководства предприятий, учреждений, организаций".
И лишь по истечению месяца, если пьянь-рвань не удосужилась трудоустроиться ее могли и привлечь уже по статье. Но обычно всех подряд-то и не привлекали. Поводом для "кровавой репрессии" с помощью суда против тунеядцев в большинстве случаев был аморальный образ бездетной замужней домохозяйки, который она не прекращала вести не смотря на первое предупреждение.
Я не знаю, может у zina_korzina была среди знакомых масса бездетных замужних домохозяек (читай: женщин, которые прикрываются ведением домашнего хозяйства, а на самом деле ведут антиобщественный паразитический образ жизни), которых затравливали дворовыми собаками домовая общественность и менты пачками заталкивали в "воронок", раз она об этом пишет, но в реальности 209 статья УК РСФСР применялась к натуральным тунеядцам. Статистика говорит, что до 50% осужденых по "тунеядской" статье жили на шее у родителей. Может ничего аморального в этом и нет, но ничего хорошего тоже. Тем более вот такое иждивение в большинстве своем либо происходит в следствии пьянок-гулянок, либо приводит к пьянке-гулянке.
А теперь в качестве заключения о домохозяйках и отношении к ним в Советский период.
Общественное мнение, как и мнение самих женщин в частности, касательно домохозяйства на протяжение советских десятилетий претерпевали метаморфозы. В 1920-40 годы женщина сама уходила в производство - это было одно из веяний времени, которое никто не диктовал, так как оно было естественным и базировалось на идеи равенства полов во всех сферах с одной стороны и необходимостью по причине уменьшения мужской популяции в следствии войн. Кстати, на Западе к опроизводствеванию женщин пришли лишь десятилетия спустя и поэтому обратное движение сначало советских (с середины 1960-х), а потом эрэфных женщин в домохозяйство можно назвать регрессивным явлением.
Так вот в то время, когда женщины активно уходили в общественный труд на советских экранах все 30-40-50 годы по соседству с доярками-передовиками присутствовали и домохозяйки. Притом в обычной для патриархального общества роли: муж в шахте, на верфи, у станка, за рулем, а дома его ждет жена, которая и обед сготовит и рубаху заштопает. К 1960-ым годам экранная домохозяйка практически исчезает отражая реалии времени: большинство женщин стремились получить образование и устроиться на работу. Реальных домохозяек на протяжении 1960-70 было не так много.
Характерен для того времени результат одного соцопроса, который был проведен в самом начале 1970-х годов. Женщинам был задан вопрос: "Ушли бы вы с работы, если бы мужу отдали вашу зарплату?". Отрицательно на него тогда ответило 70% опрошеных.
Интересно, что параллельно мужчинам спрашивали: "Как вы полагаете, ваша жена работала бы, если бы вам отдали ее зарплату?" на что утвердительно ответило 73% респондентов. Вот такая разница во взглядах была.
Но к концу 1970-х - началу 1980-х в обществе, в том числе и среди женщин, все более укреплятся настроение, которое характеризуется лозунгом: "Женщина должна заниматься женскими делами". Иллюстрацией этого настроения можно считать фильм "Однажды двадцать лет спустя" снятый в 1980 году. А итогом - возвращением в домохозяйство тысяч женщин уже в середине 1980-х. О начале 90-х можно даже и не говорить.
Так мы вернулись назад, в патриархальную Россию начала 20 века. Причем не только в понимании места женщины в обществе, но и во всех других областях.
По советскому уголовному законодательству было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). Вообще, для того, чтобы оказаться осуждённым по 209-й надо было очень сильно борзеть, очень сильно досаждать Советской Власти своим антиобщественным образом жизни и таким же антиобщественным видом. Надо было ещё вызвать Совдеп на драку!
...Потому что для привлечения к отвественности органы правопрядка должны были получить сигнал и долго по нему проверять реалии.
...Вообще же, в народе термин «тунеядство» трактовался тогда расширительно, то есть без учёта правовых норм. Так, тунеядками именовали женщин, которые жили за счёт мужей. С точки зрения права, они таковыми не являлись, ибо официально значились домохозяйками. Тот факт, что некоторые из них вставали к часу дня и бежали по маникюрным салонам, милицию не волновало. Имеет право. Но общественность всё равно булькала. Потому что эталоном считалась честная труженица, которая после тяжёлого рабочего дня начинает свою вторую смену - у плиты и вообще - по дому. (Я никогда этого не понимала, но это является моим личным мнением, и я предпочитаю его никому не навязывать. Хозяин - барин).
Так что обе ссылки мимо.