Теизм — в широком значении слова называется направление мысли, противоположное атеизму, или отрицанию существования Бога; в узком значении слова теизм обозначает направление философской мысли в области теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой философии после Гегеля. От деизма, по мнению Кудрявцева, это направление отличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствие этого теснейшей связи его с миром; от пантеизма — признанием Его личности и отдельности от миpa.
Главным мотивом, послужившим к развитию теизма, была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и Гегеля. Главнейшие представители теизма. — Фихте младший, Ульрици, Вирт, Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг. Сущность Т. определена Фихте младшим следующим образом: «Под Т. мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие — внутренняя целесообразность… Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом». Отсюда ясно, что Т. покоится на допущении возможности познания Божества; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, то есть непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Божества, как это делал, например, Кудрявцев. Теистическое направление мысли не представляется законченным; определение гносеологического его значения есть дело будущего.
В индийской философии теистами называют тех, кто верит в авторитет вед. Атеистами же тех кто не признает авторитет вед. В философской литературе, написанной на санскрите теистические школы индийской философии обозначают словом "астика", атеистические "настика".
[править]
Литература
Ср. Schaden, «Ueber den Gegenzatz des theistischen und pantheistischen Standpunkts» (Ерланген, 1848);
Mayer, «Theismus und Pantheismus» (Фрейбург, 1849);
Кудрявцев-Платонов, «Из чтений по философии религии» (II-й т.; деизм, пантеизм, атеизм, теизм);
Н. Боголюбов «Теизм и пантеизм» (Нижний Новгород, 1899);
Вл. Соловьев, «Оправдание добра».
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Категория: Материалы ЭСБЕ
|