Татьяна Ковынева
Валерий Золотухин построил церковь, чтобы искупить грех отца. На это ушло 12 лет
Источник: Комсомольская правда
Ровно за 22 года до смерти, 30 марта 1991 года, Валерий Золотухин написал своей учительнице Елене Коковихиной в Быстрый Исток о деле, которое задумал.
"Дорогая Елена Ивановна! Пишу вам в самолете, который везет меня из Мадрида в Москву... Предмет моего письма простой, а разговор сложный. Я хочу построить в Быстром Истоке церковь. ...Говорить, зачем верующим, а их в Быстром Истоке много, храм, нужды нет, ясно как Божий день. ...Никогда церковь не мешала всему лучшему, что в человеке быть может..." И добавил: "Давайте сообща исправим ошибку наших отцов".
Как признавался Валерий Золотухин, в Быстром Истоке была церковь, "но ее разрушили наши отцы, в том числе и мой". Сергей Золотухин был председателем колхоза, если сам не рушил, то и не возражал... Кстати, из этих бревен сложили клуб. И надо же – в нем Золотухин начал свою актерскую карьеру. Эти стены благословили его.
Сейчас деревянный храм в селе выглядит будто посланник из прошлого. Рядом – центр деревни, администрация, магазины. И колокольный звон заглушает шум проезжающих мимо машин.
– Валера не любил рассказывать, что это он собирал деньги на церковь. Ограничивался фразой "храм построили", – рассказывает Елена Коковихина. Сейчас учительнице Золотухина 94 года, но она все помнит. В 1991 году у актера вышла книга "Дребезги". "Хотелось достойно распорядиться гонораром", – признался он ей. И перевел первые 10 тысяч рублей на строительство храма, потом стал собирать остальные. Была перестройка, денег не хватало. Смогли только заложить фундамент...
Стройку в итоге заморозили. Но ненадолго.
– В 1994 году я работал в аппарате полномочного представителя президента на Алтае, – рассказывает Виталий Кирьянов. – Валеру с детства знал, мы встретились у него в гримерке в Театре на Таганке. И решили: он там храмом занимается, я – тут. Чтобы собрать деньги, Валерий Сергеевич вместе с Ириной Линдт ездил с концертами. Он ходил по деревне с шапкой и просил помощи на храм, по рядам во время своих выступлений.
В итоге за 12 лет церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили. Но не могли найти батюшку.
– Приезжал и старший сын Валерия Сергеевича Денис (отец Дионисий – священник. – Авт.), вел службы, – вспоминает Виталий Кирьянов. – Через два года постоянного батюшку нашли: отец Дмитрий здесь теперь и служит.
– Храм у нас из кедра, – рассказывает отец Дмитрий. – Деревянному иконостасу нет аналога в Сибири. Иконы все писаны вручную! Есть из прежней разрушенной церкви. Когда удавалось Валерию Сергеевичу оказаться в Быстром Истоке, он всегда здесь молился. И теперь он обретет покой рядом с храмом.
http://www.religare.ru/2_100661.html