По поводу «Варяга»
Почему-то никто не рассказал последовательность боя. Сам бой состоялся 27.01.1904, но столкновение началось несколько раньше. Может быть, тогда станет ясно, почему действия Руднева получили оценку неуд.
24 января 1904 Рудневу стало известно от командиров иностранных стационеров о разрыве отношений между Россией и Японией. Он сообщил об этом посланнику в Корее Павлову, однако, тот отклонил немедленный уход отряда Руднева в Артур, направив лишь одного «Корейца».
26 января «Кореец» отчалил, через 15 минут Беляев (командир кан.лодки) увидел эскадру контр-адмирала Уриу. Сигналом об этом было сообщено Рудневу. Орудия японцев были расчехлены и направлены в сторону «Корейца». Когда он поравнялся со вторым в колонне крейсером, шедший третьим броненосный крейсер «Асама» выкатился из строя и перегородил дорогу русским. Одновременно япон. миноносцы зашли с обоих бортов и дали минный залп из трёх торпед. «Кореец» уклонился, и дал два выстрела по японцам из 37-мм пушки, затем «кореец» вернулся на рейд Чемульпо, встав за корму «Варягу».
К 19.00 на рейд Чемульпо вошли 4 миноносца и встали в 2 каб. напротив «Варяга», нацелив торпедные аппараты, далее на рейде появились 3 крейсера- «Чийода», «Нийтака» и «Токачихо», все они прикрывали высадку японской пехоты с трех транспортов. Руднев отдал приказ готовится к бою, но бездействовал, т.к. всё это происходило в водах нейтрального государства. Японцы на это не обращали внимания. Далее все корабли японцев ушли. Далее был ультиматум и бой. Всего японцы имели 1 броненосный крейсер и 5 малых, кроме упомянутых, ещё «Наниву» и «Акаси» и 8 миноноцев.
Бой начался с 45-50 каб. В итоге «Варяг» потерял почти всю артиллериюи 112 чел уб. и ранен. «Кореец» потерь не имел. Только «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, однако, все они упали мимо. Ни один японский корабль не получил никаких повреждений и не имел потерь в личном составе.
По русским данным, якобы «Асама» получил тяжелые потери и «Токачихо», а «Кореец» потопил миноносец и другой повредил. К сожалению, всё это вымысел.
В 12.45 корабли вернулись в порт, команды свезли на иностранные корабли, канонерку взорвали, а крейсер утопили. Затопление прошло отвратительно, во время отлива борт крейсера обнажался и японцы сразу сняли с него орудия. В июле 1905 они подняли крейсер, который своим (!!!) ходом прибыл в порт Ёкосука.
В чем же ошибка Руднева?
Во-первых.
После залпов по канонерке и начала японского десанта, странно было ожидать официального объявления войны.
Тут, как в том анекдоте, где муж, подозревая неладное, начал следить за своей женой. И обнаружил, что та встретилась с мужчиной, потом они сидели в кафе, и потом пошли домой к мужчине. Благо было невысоко, и муж, забравшись на дерево, стал смотреть через окно. Там его жена и незнакомый мужик, попили вина, целовались, расстелили постель, разделись догола, и тут перед мужем зашторивается окно. Тот слезает недовольный: «Опять, понимаешь, полнейшая неопределенность!»
Во-вторых, Руднев не использовал все ресурсы своего отряда, в который входил ещё транспорт.
В-третьих, он не воспользовался, ошибкой Уриу, затеявшего высадку под носом у русских и разделившего свой отряд.
В-четвертых, бездарно затопил крейсер, вместо того, чтобы подорвать его, не обращая внимание на стационеров.
В-пятых, численность экипажа крейсера и канонерки вместе давали (без раненых) 644 человека. Зачем надо было интернироваться, когда имелась возможность высадиться вне зоны японского десанта и благополучно дойти посуху до Манчжурии. Ведь интернированные экипажи не имели право в дальнейшем принимать участие в войне.
По первому пункту ясно.
По второму пункту.
У Руднева имелись крейсер 1-го ранга, канонерка (довольно сильная: два – 8-ми дюймовых орудий и одно- 6-ти дюймовое), транспорт, который можно было использовать в качестве брандера. Кроме этого крейсер нес 2 минных катера, вооруженных 47-мм пушками и малыми минными аппаратами. Все одно пропадать, следовало спустить их на воду и дать им боевое задание на рейде. Ещё все русские крейсеры несли два 2,5 дюймовых десантных пушки Барановского. На рейде имелись острова, как раз напротив которых оказался «Чийода» и транспорты японцев. Там можно было бы скрытно организовать батарею. Катера могли временно скрываться за этими островами.
По третьему пункту.
Японцы подставились, хотя их миноносцы и стояли напротив «Варяга». Руднев за три часа после залпов по канлодке не подготовился к встрече противника совершенно. Крейсер нес противоминные сети. Следовало ими прикрыться. Хотя и имелся риск запутаться самому винтами в своих же сетях. Следовало устроить заварушку 26 января на рейде. И «Кореец» и «Варяг» вполне с расстояния в 2 каб. могли разнести миноносцы японцев в шесть секунд. Транспорт надо было пустить на таран крейсеров противника, а может и всем вместе пойти на таран. Рейд был очень узким. Кроме того, между русскими и японцами, чуть левее стоял английский крейсер. Можно было прикрыться им, открыв огонь по японцам. С такого мизерного расстояния русские бронебойные снаряды могли бы нанести огромные потери противнику. Скорострельность у крейсера была высокой. При удаче теоретически можно было уничтожить всех японцев на рейде, при этом может и самим погибнуть.
По четвертому пункту.
Надо было уж уничтожать корабли, а не обращать на иностранцев внимание.
По пятому пункту.
Если опустить макропричины войны (выход России в Тихий океан и т.д., противостояние с Британией и САСШ), то причиной войны было желание России завладеть Манчжурией, а Корею сделать буфером между собой и Японией, а Япония наоборот – завладеть Кореей, а Манчжурия – буфер. В итоге в этой войне Корея была, по сути, для нас союзным государством, русские даже сформировали, обмундировали и вооружили корейскую пех. бригаду, которая вела бои под Владивостоком. Экипажи отходили бы по дружественной территории.
По поводу: на скорости 24 узла прорваться в море под носом у японцев. Крейсер ввиду отвратительных котлов не мог дать и 20 узлов, поэтому и использовался в качестве стационера. Выход из Чемульпо в море затруднен, т.к. выход представляет собой узкий фарватер (чуть ли не речной) длиной в 20 миль, с массой мелей. Там физически развернуться было негде, тем более проскочить.
Возникает вопрос: а было ли вообще геройство??
«Варяг» был первой потерей в войне и его геройский пример послужил для хорошего примера другим русским кораблям. Крейсеру «Рюрику», миноносцу «Стерегущему».
Хотя, более геройскими следует считать броненосцы «Князь Суворов» и «Император Александр III», миноносец «Безупречный», которые геройски дрались до конца, и погибли со всем экипажем, не имея возможности свезти его на берег. Даже английский морской атташе писал: «Залитый сплошным морем огня, русский флагман продолжал свою неравную борьбу. Никогда ещё человеческое мужество и сила духа не доходили до столь невероятных пределов, и слава, которую навеки стяжал себе «Суворов», увенчает не только его доблестный экипаж, но и весь русский флот, всю Россию и даже все человечество. Это герои не только сегодняшнего сражения, но всех времен».
К сожалению это сейчас забыто.
|