Ельцинская власть была и экономически и политически зависима от Запада, кредиты и инвестиции лились рекой, западные экономисты вовсю помогали строить рыночную экономику, а либеральная культурно-идеологическая модель стала новой русской идеей для молодых реформаторов. Когда к власти пришел Путин, он решил слегка переформатировать систему управления, привел к власти силовиков, начал укреплять вертикаль, стал давить неугодных олигархов, чем вызвал критику Запада, последнее усилило его стремление к самостоятельности, хоть экономика и отчасти идеология остались в зависимости, но во внешней и внутренней политике стали происходить перемены. Путина начали обвинять в диктатуре, от него отвернулась прогрессивная общественность и западные страны, это и определило дальнейший вектор его политики: если Ельцин опирался на внешние силы, то Путин решил опереться на народ, для чего создал новую идеологию, совмещающую в себе как советские, так и дореволюционные идеи, тем самым решив угодить всем сразу. Из этого получилась, собственно, только пародия на советскую или русскую идеологии, поскольку, во-первых, экономико-политические условия не соответствуют идейной составляющей этих двух идеологий, а во-вторых, несовместимое всегда порождает карикатуру - так, например, мизулинские запреты есть лишь бледная копия законов, существовавших в СССР, а псевдопатриотические фильмы и рядом не стоят с шедеврами советского кино про войну, то же самое касается РИ: при разрушенном с/х идет спекуляция на имени Столыпина, а показные стояния в церкви со свечкой - жалкая карикатура на молебны Государя Императора. Поэтому говорить о неосоветской сущности путинизма неосновательно и примитивно, сущность его в банальном стремлении усидеть на двух стульях: не уничтожая сырьевой зависимости от Запада и власти олигархата, суметь подстроиться под желания народа, которому надоели ельцинские годы русофобии и полнейшего бардака. Да вот только не порядок в России, а лишь видимость порядка. И это даже страшнее.
|