Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am Сообщения: 38027 Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
|
Событие, вынесенное в заголовок, произошло в 1573 году; поводом к нему послужило окончание художником "Тайной Вечери", позже получившей название "Пир в доме Левия".  ( в хорошем качестве по ссылке) Данный эпизод мало известен российскому читателю: он вскользь упоминается в труде Петра Вайля "Гений места", переводы протокола допроса приведены в семитомнике "Мастера искусства об искусстве" под редакцией Губера (1965-1970) и в книге Вэла Гора "Классическое в неклассическую эпоху", изданной тиражом 200 экземпляров. Тем не менее, протокол допроса замечателен, и не только своей историчностью, но и тем, что является прекрасным поводом обсудить вопрос внутренней свободы художника в актуальном и ныне контексте отношений с различными социальными институтами. За неимением под рукой вышеупомянутых книг привожу свой перевод ( источник): 18 июля 1573 года. Вызван в Святую Палату перед священный трибунал Паоло Кальяри Веронезе из прихода Св.Самуила и был вопрошен о его имени и фамилии, и ответил так, как сказано выше. Был также вопрошен о его профессии:
Ответ. Я художник и создаю образы.
Вопрос: Известны ли тебе причины, по которым ты был вызван сюда?
Ответ: Нет.
Вопрос: Можешь ли ты предположить, каковы могли быть причины?
Ответ: Вполне могу.
Вопрос: Скажи, что думаешь об этом.
Ответ: Я полагаю, это касается того, что говорили мне преподобные отцы, а именно приор монастыря Св. Иоанна и Павла, чье имя мне неизвестно, но который сказал, что был здесь, и что Ваши Высокопреосвященства поручили ему поместить на картину Марию Магдалину вместо собаки; и я ответил ему, что готов сделать все, что будет полезно для моей репутации и блага картины; вместе с тем я не понимаю, что фигура Магдалины будет здесь делать, и тому есть много причин, которые я озвучу, когда мне это разрешат.
Вопрос: О какой картине ты говоришь?
Ответ: О той, на которой изображен последний ужин Иисуса Христа с апостолами в доме Симона.
Вопрос: Где эта картина?
Ответ: В трапезной монахов монастыря св. Иоанна и Павла.
Вопрос: Это фреска, доска или же полотно?
Ответ: Это полотно.
Вопрос: Какова его высота?
Ответ: Что-то около семнадцати футов.
Вопрос: Каково полотно в ширину?
Ответ: Примерно тридцать девять футов.
Вопрос: Скольких ты изобразил на картине? И что они все делают?
Ответ: Во-первых, Симон, хозяин дома, затем, под ним, человек, который разделывает мясо, который, как я предполагаю, пришел для своего удовольствия, посмотреть на то, как сервирован стол. Также на картине много других фигур, которых я не помню, так как прошло много времени с момента окончания картины.
Вопрос: Писал ли ты другие Тайные Вечери помимо этой?
Ответ: Да.
Вопрос: Сколько ты их написал? Где они?
Ответ: Одну я написал в Вероне для монахов монастыря Сан Лаццарро, она находится в трапезной. Другая в трапезной преподобных братьев монастыря Сан Джорджо, здесь, в Венеции.
Вопрос: Но эта картина - не Тайная Вечеря, и она не носит названия Ужина Нашего Господа.
Ответ: Я также написал одну для трапезной Сан Себастьяно в Венеции, другая - в Падуе, написана для отцов монастыря Марии Магдалины. Я не помню, чтобы делал другие.
Вопрос: В этой "Тайной Вечере", которая написана для монастыря св. Иоанна и Павла, что означает человек, у которого идет кровь из носа?
Ответ: Это слуга, кровь у него идет вследствие какого-то несчастного случая.
Вопрос: Что означают люди вооружённые люди, одетые как Германцы, с алебардами в руках?
Ответ: Здесь мне необходимо сказать несколько слов.
Вопрос: Говори.
Ответ: Мы, художники, пользуемся теми же вольностями, что и поэты или безумцы, и я изобразил внизу лестницы этих людей с алебардами, одного, который пьет, и другого, которые ест - но которые готовы выполнить свой долг - так как мне показалось, что хозяину дома, человеку, как я уже сказал, богатому и благородному, вполне возможно иметь таких слуг.
Вопрос: А кто этот, одетый как шут, с попугаем на запястье, его ты зачем поместил на картину?
Ответ: Для украшения. Это нормально - вставлять такие образы в картины.
Вопрос: Кто эти люди за столом Господа Нашего?
Ответ: Двенадцать апостолов.
Вопрос: Что делает первый из них, Петр?
Ответ: Он разделывает мясо ягненка, чтобы передать его на другой конец стола.
Вопрос: Что делает сидящий следом за Петром?
Ответ: Он держит тарелку и внимательно смотрит, какой кусок положит ему Петр.
Вопрос: Скажи нам, чем занимается третий?
Ответ: Он ковыряет вилкой в зубах.
Вопрос: А кто на самом деле все эти люди, которых ты допустил присутсвовать на последнем Ужине Господа?
Ответ: Я знаю, что там были только Иисус и Его Апостолы, но у меня осталось свободное место, и я украсил картину образами, которые придумал сам.
Вопрос: Кто-то сказал тебе изобразить на картине геманцев, шутов и других подобных персонажей?
Ответ: Нет, но мне посоветовали украсить картину так, как я посчитаю нужным; она большая и может вместить в себя множество фигур.
Вопрос: Не считаешь ли ты, что украшения, которые ты помещаешь на картину, должны быть уместными и сообразными предмету картины, или же они всецело подчинены твоему капризному воображению и лишены причины и смысла?
Ответ: Я пишу свои картины с вниманием, присущим моему разуму, сообразно тому, как мой разум понимает их.
Вопрос: И что же, это нормально для тебя, на последнем Ужине Господа Нашего изображать шутов, попугаев, пьяных германцев, карликов и прочие нелепицы?
Ответ: Конечно, нет.
Вопрос: Зачем же ты сделал это?
Ответ: Я сделал это, преполагая, что эти люди находятся вне комнаты, где проходит Ужин.
Вопрос: Известно ли тебе, что Германия и другие страны наводнены ересью, и там обычное дело - наполнять картины разнообразными нелепицами, чтобы издеваться и смеяться над над святынями и существом Святой Католической Церкви, чтобы учить ложной вере недалеких и необразованных людей?
Ответ: Я согласен, что это неправильно. Но я повторю то, что уже сказал - я стараюсь следовать примерам, которые дали мне мои учителя.
Вопрос: Хорошо, что же рисовали твои учителя? Вероятно, картины, подобные этой?
Ответ: В Риме, в папской капелле, Микеланджело изобразил Господа нашего, Его Мать, св. Иоанна и Петра и Небесный Суд. Всех их он изобразил абсолютно нагими, в том числе и Деву Марию, и в позах, не вдохновленных глубокими религиозными чувствами.
Вопрос: Понимаешь ли ты, что эта картина изображает Страшный Суд, и было бы ошибочно полагать, что какая-либо одежда будет на них одета, зачем же ее изображать? Но кто из присутствующих на картине не вдохновлен Святым Духом? Там нет ни шутов, ни собак, ни оружия, ни какой-бы то ни было чепухи. Думаешь ли ты, что с этой точки зрения ты сделал хорошо, написав свою картину. И считаешь ли ты, что он хороша и достойна?
Ответ: Нет, Ваши Высокопреосвященства. Я не претендую на это, но я не мог предположить, что делаю что-то не так и не принимал во внимание так много вещей. Я не мог и представить себе такой непорядок, тем более я всего лишь изобразил шутов вне комнаты, где сидит наш Господь.
Когда эти слова были сказаны, суд объявил, что Паоло надлежит исправить картину в срок три месяца, начиная с даты приговора, согласно решению Священного трибунала и целиком за собственный счет.
Et ita decreverunt omni melius modo. (И так они решили, что все к лучшему). Вопреки постановлению трибунала, Паоло Веронезе не стал исправлять картину. Он лишь добавил на балку баллюстрады надпись "Левий дал пир для Господа", тем самым связав картину с другим Евангельским сюжетом. http://www.snob.ru/profile/25993/blog/52294
|
|