Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Вс июл 20, 2025 12:00 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс июл 20, 2014 5:03 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38018
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Изображение

“Народный врач” — так называли земского хирурга Александру Гавриловну Архангельскую. Она родилась в 1851 году в небольшом городке Крапивна, что в Тульской губернии, в небогатой семье приходского священника, и с малых лет познала тяжкий труд. В детстве ей даже не удалось получить образование — читать и правильно писать, по ее собственным словам, она научилась сама.

Только в возрасте 20 лет Архангельская впервые села за школьную парту: получив персональное разрешение, она, не стыдясь, поступила вольнослушательницей… в первый класс Тульской женской гимназии, где обучались десятилетние девочки. Впрочем, уже через год она сдала несколько экзаменов и перешла в седьмой класс, а еще через два года окончила гимназию со званием “домашняя учительница”.

Теперь можно было подумать и о дальнейшем — о высшем образовании. Но педагогическая стезя не привлекала Архангельскую. Сблизившись с народовольческой интеллигенцией, чьим девизом было служение народу, она решила отдать предпочтение гораздо более необходимой, как считалось, медицинской деятельности. В 1874 году Александра Гавриловна приехала в Петербург и, сдав проверочный экзамен, поступила на открытые незадолго до этого при Медико-хирургической академии женские медицинские курсы (они назывались тогда “Особый женский курс для образования ученых акушерок”).

Эти курсы стали пионером женского медицинского образования в России. Здесь преподавали видные ученые — профессора Медико-хирургической академии анатом В.Л. Грубер и физиолог И.Р. Тарханов, хирурги К.К. Рейер и Н.В. Склифосовский, терапевты В.А. Манассеин и Э.Э. Эйхвальд, акушер-гинеколог А.Я. Крассовский и педиатр Н.И. Быстров, гигиенист А.П. Доброславин и венеролог В.М. Тарновский и др. Лекции и практические занятия — такие же, как и для студентов академии, — характеризовались высоким научным уровнем. Хотя курсы эти призваны были готовить “ученых акушерок”, фактически выпускницы получали право врачебной практики и мало в чем уступали тем, кто получал высшее медицинское образование в Медико-хирургической академии или на медицинских факультетах университетов: недаром ими интересовались создававшиеся тогда земские больницы.

На курсах Архангельская была одной из лучших слушательниц. Незадолго до окончания ее пригласили поработать в Арзамасском уездном земстве (Нижегородская губерния). Верная своим народовольческим устремлениям (за что ее высылали из Петербурга и затем долго держали под негласным надзором местных властей), она согласилась и больше года проходила своеобразную “производственную практику” — работала земским врачом, возглавляла участковую больницу. Именно в этот год она сформировалась как врач и особенно увлеклась хирургией.

Возвратившись в Петербург, Архангельская в 1881 году окончила наконец курсы и получила диплом I степени, дававший формально право заниматься акушерством, гинекологией и педиатрией. Она, однако, твердо решила посвятить себя еще и хирургии. Поэтому, прежде чем снова связать свою судьбу с полюбившейся ей земской медициной, она решила пройти усовершенствование по хирургии в клинике своего учителя профессора К.К Рейера, расположенной в Мариинской больнице. Этому она посвятила целый год, а затем еще в течение нескольких месяцев стажировалась в ведущих клиниках Германии, Франции и Швейцарии. И лишь досконально изучив диагностику хирургических болезней и освоив оперативную технику, поверив в себя как врача-хирурга, Архангельская возвратилась в лоно земской медицины.

В январе 1883 года она начала работать в Московском губернском земстве и возглавила сельский врачебный участок в селе Петровском Верейского уезда: здесь бессменно проработала 22 года, до последнего дня жизни.

В 70—80-е годы XIX века в земской медицине повсеместно стала внедряться так называемая стационарная система: в центре каждого врачебного участка, которые создавались в уездах, открывалась больница с амбулаторией. Такая участковая больница становилась центром медицинской помощи. Этим было положено начало наиболее прогрессивному принципу участкового обслуживания сельского населения и основам врачебной службы на селе.

Приехав в Петровское, где в то время была одна лишь амбулатория, доктор Архангельская решила прежде всего внедрить стационарную систему, а для этого надо было построить больницу. Благодаря помощи губернского земства и, главным образом, стараниям Александры Гавриловны всего через два года в селе Петровском была выстроена больница на 15 кроватей; ее открыли 1 января 1885 года. Профессор С.А. Якобсон, первый биограф земского врача А.Г. Архангельской, обнаружил в Московском областном государственном архиве сохранившиеся счета, расписки, связанные с приобретением и доставкой материалов для строительства больницы: все эти документы проходили через ее руки.

Теперь, во вновь построенной больнице, можно было приступать к хирургической деятельности. Архангельская начала со сравнительно несложных акушерских вмешательств, а затем, как свидетельствовали больничные отчеты, приступила к проведению таких операций, как ампутация голени, удаление опухолей, доброкачественных и злокачественных, вскрытие околопочечного нарыва, пузырное камнесечение, внебрюшинная лапаротомия, трахеотомия и др. Операции были успешными.

А вскоре, откликаясь на потребность населения, Архангельская решает расширить диапазон хирургических вмешательств и приступить к офтальмологическим (окулистическим) операциям, чаще всего к удалению катаракт. Перед этим она в течение нескольких недель, используя свой отпуск, работала в Московской глазной больнице под руководством С.Н. Ложечникова и А.Н. Маклакова, осваивала технику операций и методы послеоперационного лечения и только потом приступила к самостоятельной практике. Первое удаление, или, как тогда говорили, “извлечение катаракты” она сделала в 1887 году, а уже в 1891-ом сообщила о сотой подобной операции. Прослышав об этом, к ней в Петровскую больницу стали приезжать не только из своей Московской, но и из Калужской, Смоленской и других губерний, даже из самой Москвы: земский врач Архангельская не отказывала ни одному пациенту.

Накопив солидный опыт — прооперировав к 1902 году 1100 больных и сохранив зрение более чем 1000 пациентов, — она решила сообщить об этом коллегам. В статье “О 1100 извлечений катаракт”, опубликованной в журнале “Русский врач”, она скромно писала: “Сообщение о таком количестве извлечений катаракт имеет некоторый интерес в том отношении, что операции эти производились в участковой земской лечебнице при отсутствии специального отделения и других приспособлений, где научные требования постоянно перекрещивались с бытовыми и экономическими”. К тому же таким опытом операций по поводу катаракты обладали в то время немногие врачи.

Не бросала она и общехирургическую практику. Благо, ей удалось заполучить в больницу еще одного врача — Е.М. Линтвареву, которая стала отличной помощницей. Благодаря неуклонному следованию принципам асептики и антисептики, применению обезболивания (хлороформный наркоз), строгому послеоперационному уходу диапазон проводившихся оперативных вмешательств и их результаты у Архангельской в маленькой Петровской больнице были не хуже, а порой даже лучше, чем в более крупных стационарах. Так, с 1890 по 1896 год здесь было проделано 50 непростых по тому времени и сравнительно недавно вошедших в практику операций высокого камнесечения. Анализируя опыт, она обращала внимание на то, что “каждого принятого больного я оперировала на другой же день после его поступления, а выписывала, как только закрывался мочевой свищ и рана над ним затягивалась”. Как свидетельствуют отчеты, в больнице производились различные операции на суставах, грыжесечение, трепанация костей, ампутация молочной железы, операции по поводу эхинококкоза печени и др.

Петровская больница и ее руководительница завоевали прочный авторитет в земской хирургии. Ее опыт, о котором в 1894 году подробно сообщалось в журнале “Врач”, вызывал всеобщий интерес. Неудивительно, что коллеги Архангельской с удовольствием откликались на ее приглашение консультировать и оперировать в Петровской больнице. Здесь, в частности, нередко оперировал видный русский хирург П.И. Дьяконов, будущий профессор Московского университета.

Оценив большую хирургическую работу, земство в 1899 году построило в Петровской больнице отдельный хирургический павильон.

Ежедневные операции, зачастую по 2—3 и более в день, отнимали много сил и времени. Рабочий день в больнице начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. В одном из своих отчетов Александра Гавриловна писала: “Если принять в соображение обстановку, при которой в нынешнее время совершаются операции, — строжайшую чистку больных, чистку палат, заготовку перевязочного материала, стерилизацию всех предметов операции, тщательное напряженное внимание к дальнейшему течению болезни, то легко будет понять, куда уходит время врачебного персонала”.

А ведь кроме операций, которые Архангельская — врач маленькой сельской больницы — добровольно взвалила на себя, она должна была еще ежедневно исполнять и “обычные” обязанности земского врача, например, лечить в больнице пациентов терапевтического, инфекционного, акушерско-гинекологического и другого профиля, вести амбулаторный прием, на который приезжали люди из разных уездов (в год их бывало до 17 тысяч), нередко выезжать по вызову в другие села и деревни (по некоторым данным, Петровская больница в 1901 году обслуживала 585 селений). И со всем этим земский врач Архангельская справлялась образцово. Недаром Петровскую больницу посещали, чтобы перенять опыт работы, многие российские врачи, прежде всего, конечно, земские медики.

Кроме всех своих многочисленных обязанностей она находила время еще и для просвещения пациентов — настоящих и будущих. Обладая несомненным литературным даром, написала несколько брошюр санитарно-просветительного характера. Ясно и четко объяснявшие суть дела доступным языком, они пользовались большой популярностью. Такова, например, была написанная по предложению Пироговского общества книжка “Для чего доктора делают операции и какая от этого бывает польза больному”, выдержавшая несколько изданий — последние вышли в 1924 и в 1926 годах. Или книжка “Первая помощь в несчастных случаях”. Она попала к Л.Н. Толстому, хорошо знавшему доктора Архангельскую: Лев Николаевич исправил ее, и она была издана в 1888 году отдельной брошюрой (правда, без имени автора), а впоследствии выдержала еще 6 изданий. Теплая дружба и общий интерес к земской медицине связывали ее с А.П. Чеховым, который жил в Мелихово, недалеко от Петровского, и высоко ценил ее как врача-хирурга.

Стремясь не отстать от бурно прогрессировавшей тогда медицинской науки, она повышала квалификацию в Москве, в университетских клиниках и городских больницах, и в Петербурге — в знаменитом Клиническом повивальном институте, в Еленинском институте и в Обуховской больнице. Знакомясь с новинками хирургии, Архангельская работала в хирургических клиниках Берлина и Бреслау (Вроцлава), Гамбурга и Дрездена, была постоянным читателем и автором выходивших тогда научных медицинских журналов: ей принадлежит более 50 печатных работ.

Современники высоко ценили доктора Архангельскую. Александра Гавриловна часто выступала на губернских съездах врачей Московского земства, на Пироговских съездах врачей и на съездах российских хирургов. На VIII Пироговском съезде (1902) ее избрали почетным председателем.

В ряде своих работ она писала об актуальных проблемах земской медицины, особо выделяя необходимость организации специализированной помощи, выступала за “возможно широкое развитие хирургической деятельности в земствах, чтобы этим придвинуть оперативную помощь к населению во всех отдаленных уголках нашей обширной России”.

В центре ее внимания всегда была многотрудная работа земского врача. Земский врач, считала она, “постоянно имеет столько других серьезных больных, на нем лежит столько ответственных обязанностей, что невольно в этой перспективе, в этом сопоставлении многое важное отходит на второй план”. У самой А.Г. Архангельской “на задний план” ушла, по существу, вся ее личная жизнь. Занятая круглый год и круглые сутки, она так и не сумела создать семью — семью ей заменила Петровская больница, которой этот замечательный народный врач посвятила всю вторую половину своей недолгой 54-летней жизни: она скончалась здесь в 1905 году.

Народного врача похоронили на сельском кладбище вблизи Петровской больницы. В хирургическом отделении больницы был установлен бюст Александры Гавриловны, а на ее сбережения, согласно завещанию, была выстроена библиотека, которой уже в наше время, в 2000 году, было присвоено имя А.Г. Архангельской.

Профессор Марк МИРСКИЙ, заведующий отделом истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН
http://www.medvestnik.ru/articles/aleks ... nyy_vrach/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 239


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }