Алексий писал(а):
По поводу Достоевского.
Безусловно он великий писатель, возможно даже самый великий.
Но вопрос то был задан о том, какие произведения наиболее характеризуют русский народ, так чтобы иностранцам дать соответствующее представление.
Достоевский вообще-то популярен во всем мире, но его произведения не характеризуют русский народ как таковой. Все они посвящены конкретному явлению: борьбе в русской душе своей собственной традиционной ментальности и тех западных наветов, которые усиленно импортировались в его время.
На более глубоком уровне - это просто борьба добра со злом. Именно это и привлекает к нему читателей со всего мира, но это в той степени, в какой они способны понять эту борьбу в рамках того хорошего, что в них остается.
Вобщем, герои Достоевского это не просто русские люди с русской ментальностью, а это русские люди, одурманенные соблазнами запада, и тем обреченные на внутреннюю борьбу с переменным успехом.
Алексий, а вы читали самое антизападное произведение Федора Михайловича - "Зимние заметки о летних впечатлениях"?
На всякий случай дам ссылочку:
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0040.shtmlТам справедливая, обоснованная критика западоидов и их "демократии" зашкаливает, вот приведу отрывок из 6-й главы "Опыт о буржуа":
Ф.М. Достоевский писал(а):
В самом деле: провозгласили вскоре после него: Liberte,
egalite, fraternite. Очень хорошо-с. Что такое liberte? Свобода. Какая
свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона.
Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода
каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без
миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают
все что угодно.
Что ж из этого следует? А следует то, что кроме свободы,
есть еще равенство, и именно равенство перед законом. Про это равенство
перед законом можно только сказать, что в том виде, в каком оно теперь
прилагается, каждый француз может и должен принять его за личную для себя
обиду.
Что ж остается из формулы? Братство. Ну эта статья самая курьезная и,
надо признаться, до cих пор составляет главный камень преткновения на
Западе. Западный человек толкует о братстве как о великой движущей силе
человечества и не догадывается, что негде взять братства, коли его нет в
действительности. Что делать? Надо сделать братство во что бы ни стало. Но
оказывается, что сделать братства нельзя, потому что оно само делается,
дается, в природе находится. А в природе французской, да и вообще западной,
его в наличности не оказалось, а оказалось начало личное, начало особняка,
усиленного самосохранения, самопромышления, самоопределения в своем
собственном Я, сопоставления этого Я всей природе и всем остальным людям,
как самоправного отдельного начала, совершенно равного и равноценного всему
тому, что есть кроме него. Ну, а из такого самопоставления не могло
произойти братства. Почему? Потому что в братстве, в настоящем братстве, не
отдельная личность, не Я, должна хлопотать о праве своей равноценности и
равновесности со всем остальным, а все-то это остальное должно бы было само
прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я, и само, без
его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, то
есть всему остальному, что есть на свете. Мало того, сама-то эта бунтующая и
требующая личность прежде всего должна бы была все свое Я, всего себя
пожертвовать обществу и не только не требовать своего права, но, напротив,
отдать его обществу без всяких условий. Но западная личность не привыкла к
такому ходу дела: она требует с бою, она требует права, она хочет делиться -
ну и не выходит братства.