В настоящей статье рассмотрим «под лупой» некоторые песни «русского рока», постараемся определить, что в них привлекает аудиторию, их смысл и особенности, их фактическую ценность. Первой песней станет песня Lumen «Гореть». По мнению некоторых фанатов коллектива, это его лучшая песня. Однако если она лучшая, то какова тогда худшая? Не в смысле, что она очень плоха. Но это обычная песня под акустическую гитару. Как говорят поклонники «русского рока», тут главное не музыка, которую в данном случае нельзя причислить к рокмузыке, а тексты и душевность. Посмотрим на эти параметры. Видно, что песня писалась в период тяжелой депрессии: «Мне кажется, что мы давно не живы – зажглись и потихоньку догорим». А уныние, согласно Христианскому учению, является смертным грехом. Из этого образа рождается своеобразное нездоровое восприятие мира: «Когда нас много начинается пожар, / И города похожи на крематорий и базар». В припеве оно уже подаётся в качестве «философии» (там же прослеживается мотив борьбы за свободу): Мы можем помолчать, Мы можем петь. Стоять или бежать, Но все равно гореть. Огромный синий кит Порвать не может сеть. Сдаваться или нет, Но всё равно гореть! В конце, исходя из этого нерадостного видения реальности, делается светлый альтруистический посыл, но от этого муть не перестаёт быть мутью: «Гори, но не сжигай, / Иначе скучно жить. / Гори, но не сжигай. / Гори, чтобы светить». Автор чётко отделяет себя и слушателя от остальных людей: «И все привыкли ничего не замечать. / Когда тебя не слышат, для чего кричать?»; «И если ты вдруг начал чтото понимать, / И от прозрений захотелось заорать, / Давай, кричи! Но тебя могут не понять – / Никто из них не хочет ничего менять». Что другие должны замечать? Какие прозрения? Что понимать должен слушатель? Понимать «чтото », неопределённое «чтото », и это мутное «понимание» ставит его выше окружающих. А желание орать разве адекватная реакция на осознание какихлибо вещей? Люди, убеждённые, что в подобных песнях сокрыт глубинный смысл, что рассчитаны они на думающую аудиторию, путают понастоящему глубокое содержание с претензиями на него, слова «быть» и «казаться». В художественном отношении рассматриваемый текст, мягко говоря, не представляет ничего особенного, а некоторые строки откровенно неудачны: «И снова небо замыкает на себя слова и провода. / И снова с неба проливаются на нас ответы и вода». Не лучше было бы: «падают ответы»? Депрессивность как элемент «душевности», муть в качестве философии, претенциозность вместо нормальной осмысленности, вдобавок сомнительная эстетическая ценность. Для определённой категории слушателей это бесспорно выдающаяся вещь, но им гораздо лучше было бы стать более разборчивыми, что пойдёт только во благо. Второй песней для анализа я выбрал «Грязь» Арии, многократно приводившуюся в комментариях на нашем сайте AntiRockCult. Немало рокеров истолковывало её как глубокую вещь непременно с положительным смыслом. Что ей только не приписывали: что это обличение жены, беззаконно выставившей за дверь мужа; что она «заставляет задуматься» над проблемой морального падения людей, наделенных властью в целом, о том, как развращает власть. Такое ощущение, что эти люди любые (или не совсем любые) помои под вывеской рока готовы рассматривать на наличие глубокого правильного посыла и обязательно таковой обнаружат. Но мы несколько забежали вперёд. О чём в действительности эта песня? Обложка альбома Арии «Генератор зла», где появилась песня «Грязь» Женщина выгнала мужчину из дома, того отнюдь не тяготит, что виноват он сам: «Все решат, что это твой каприз, / Повтори его на бис», – и он направляется в бордель. Проститутка, которую он выбрал, в отличие от его второй половины «молчит,… не пьет, / Не теребит, не пристает. / Она послушна и умна, / Все умеет, что уметь должна». Припев выражает восторг оскотинившейся мужской особи: Какая грязь, какая власть! И как приятно в эту грязь упасть, Послать к чертям манеры и контроль, Сорвать все маски и быть просто собой. Есть ли основания считать данную песню философской, затрагивающей серьёзные проблемы, будьто развращение человека властью? Нет, текст к этому не располагает. Является ли посыл песни высокоморальным, обличающим порок? Нет, он утверждает моральное разложение. И с какой стати песня должна оказаться глубокой и высокоморальной? Почему бы тогда не быть таковыми песням о вечеринках и поиске девочек на ночь? Ктото скажет: «А я воспринимаю её смысл посвоему! » Если бы он ел испорченную пищу, думая при этом, что ест полезную еду, изменилось бы чтото от его восприятия? Духовная и душевная отрава также останется неизменной. Некоторые преподносили песню Арии как обличительную, и третья песня в текущей подборке будет содержать обличение и рокерский протест в полной мере. Встречаем «R.I.P.» группы «Слот». Музыкально это отечественная попса, причем в жутковатой форме. Не очень радует туповатая манера читки вокалиста и рэпера рокгруппы. Вокалистка Нуки тоже восторгов не вызывает, но воспринимается лучше. Дария «Нуки» Ставрович, вокалистка группы «Слот». Неформальные атрибуты: дреды и пирсинг, – явно отрицательно сказываются на внешности девушки Песня посвящена певице Эмми Уайнхаус, погибшей от алкогольного отравления. Название «R.I.P» – принятое сокращение от «rest in peace» («покойся с миром»). Вы, наверное, догадываетесь, что тут вряд ли имеются в виду сожаления по поводу преждевременной кончины. Начинается всё со знаменитой мысли, что мир – театр, а люди в нем – актёры. Я с этим утверждением категорически не согласен. Конечно, есть те, которые носят маски, но они сами выбирают такой путь. Хотя знаете что? Я и не буду особо полемизировать в виду того, насколько второсортно это подано в тексте: Мир — ненормальный сериал, ну а люди в нем – актеры. Велик ты или мал. И народ, близиться восход, цейтнот. Мы по сценарию снимаем 530ый эпизод. Я не завидую рэперу. Об этот текст можно глаза сломать, а ему надо исполнять откровенно некачественный материал с полным разбродом рифмующихся частей. После уроков дешёвой философии нас как бы вводят в курс дела: Она – певица, богиня шприца. Папарацци, полиция, бухло, гастроли и больницы. Будто бы снимается кино «Серийная самоубийца». Типа основательно всё рассказали. Для их рокерского «обличительного надзора» это, похоже, не особо важно. Далее обращение к покойной: «Rest in peace, сломанный компромисс / С невыносимым «я» и легкостью бытия». Во втором куплете переходят к открытому глумлению. Автор текста берёт выражение «убить в себе когото » и в силу своей интеллектуальной незрелости обращает всё в балаган: «Погасила нимб, убила в себе Бога. / Но и Бог с ним, этот Бог был такой недотрогой». Для «Слота» богохульствовать не впервые. Например, в песне «Trinity» они хулили Святую Троицу. «Потом убила в себе гения, мать – потом, / И не осталось так кого там убивать. / Вот облом. / Не найти на карте винный дом…» «Винный дом» – это их перевод фамилии певицы Уайнхаус (Winehouse), так что здесь сарказм. Ближе к завершению произносятся известные и просто очевидные истины, хорошо хоть без особых претензий: «Жизнь движение. Если некуда вверх, то придется вниз»; «Саморазрушение происходит с нами при движении вниз». Могло ли из этой идеи выйти чтото хорошее и даже стоящее? Вполне. Можно было сделать поучительный рассказ о том, к чему приводит беспорядочный образ жизни, необязательно «звёздный», или драматическую историю о загубленной судьбе и причинах, приведших к трагедии. Но Слот не интересовали конструктивные направления, в итоге и первый и второй приведенный вариант реализованы плохо, если реализованы вообще. Я не интересовался ни личностью, ни творчеством Эмми Уайнхаус и ничего не могу сказать об её «невыносимом “я”», но эго того, кто писал текст, ощущается прилично. В самомнении, злом обличении и уничижении, в желании быть учителем жизни, даже если учишь чему попало. Смерть популярной исполнительницы была воспринята сквозь бунтарское мироощущение музыкантовнеформалов. Комуто результат покажется интеллектуальным и тем, чему надо следовать. В действительности это ни то, ни другое, а рокерский протест в своём неприглядном виде. На этом наш небольшой разбор завершается. На его протяжении нас всячески учили жизни, проталкивая какуюто мутную философию, претендовали на глубокий смысл, им не обладая, выражали протест и преподносили разврат. Обозреваемые песни не стоят особняком в «русском роке» и в рокмузыке вообще (среди них есть даже признанные хиты) и их определённые выявленные нами черты принадлежат жанру в целом. Можно делать соответствующие выводы, а при случае увидеть иную рокпесню в аналогичном ключе. В дальнейшем разборы песен рокеров продолжатся. Антон Тарасюков
|