р.Б. Алексий писал(а):
Что тут сказать. В православном богословии много рационального, но это ни что иное, как частично рациональное осмысление иррационального, а сверх того нам не дано рационально мыслить.
И только тогда это частично рациональное мышление может помочь, если сначала состоялся совершенно иррациональный факт уверования.
Не совсем так... Августин еще писал - ...верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить...
Здесь в обе стороны-то движение идет...
Не только - вот есть факт иррационального опыта, а остальное - его осмысление... также, наряду с этим, рациональное понимание подводит человека к акту веры...
И также, рациональное мышление порой отсекает от человека ложную веру...
Как там Тертуллиан-то говаривал, ...верую, ибо абсурдно... но имелось-то тут ввиду, что вера вышеестественна, а не противоестественна... Воскресение Христа - факт выше природных законов, "абсурдный" для нашего мира, и он достоин того, чтобы в него верить...
А вот, к примеру, католическое учение о индульгенциях и сокровищнице сверхдолжных заслуг - оно конечно, сверхъестественно, но вот логически подумав, разум такое принимать отказывается, ибо слишком на земную бухгалтерию смахивает, и вряд ли достойно Господа...
Молчу уж о вопросах, может ли Бог сотворить квадратный треугольник и т.д... - вера в такое с верой во всемогущество Бога для думающего человека не связана никак...
Если же говорить лишь о иррациональном акте веры и разуме лишь как подпорке для его осмысления, то эта вера получается некритичной, и человек может зайти куда угодно, примеров таких хватает...
Посему вера и разум должны находиться в непрестанном взаимодополнении, так сказать...