Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пн июл 21, 2025 2:43 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 146 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Чт мар 16, 2017 11:04 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс авг 30, 2009 10:58 pm
Сообщения: 2967
Вероисповедание: Православный
Н.К. Риман писал(а):
Иван Донов* писал(а):
Мы уже видели, чем это может закончится, когда Церковь стала одним из департаментов - повсеместное оскудение и утрата веры, превращение живой веры в механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием. Как результат - 1917 . И это в православном, самодержавном государстве.

1. Это как бы кто видел? Богоборцы из журнала "Безбожник" или жидолиберасты от кадетской партии?
2. В сталинском СССР Церковь была не просто под надзором, она фактически сведена на нет была. И что? Почему не было нового 1917 года? Может 17- е года в России совсем не из-за Церкви наступают или какого-то мифического "оскудения веры", а от действий кое кого?

1. Это видели многие подвижники благочестия и Святые, жившие в то время и они об этом много писали и говорили. Их слова здесь неоднократно приводились. Например недавно в теме про Поклонскую приводились слова Св. Иоанна Кронштадтского.
2. Данный ваш пункт демонстрирует полное отсутствие какой-либо логики и понимания сути ведущейся дискуссии.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Пт мар 17, 2017 6:09 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
Иван Донов* писал(а):
1. Это видели многие подвижники благочестия и Святые, жившие в то время и они об этом много писали и говорили. Их слова здесь неоднократно приводились. Например недавно в теме про Поклонскую приводились слова Св. Иоанна Кронштадтского.
2. Данный ваш пункт демонстрирует полное отсутствие какой-либо логики и понимания сути ведущейся дискуссии.

1. Ну вы, слава Богу, не подвижник. Поэтому не надо про "мы уже видели". Они писали об этом с точки зрения православного христианина, а не сторонника советской власти, ищущего любые оправдания разрушению РИ. К тому же, если не ошибаюсь, у Св. Иоанна причина оскудения веры показана в увлечении революционными идеями и в воообще увлечении духом мира сего, в широком смысле, а не в том, что "Церковь стала одним из департаментов", что повлекло " механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием". Не надо тут тень на плетень наводить. К тому же в сравнении с СССР в РИ не "оскудение веры" было, а просто таки расцвет Православия.
2. Вы лучше ответьте, почему якобы "оскудение веры" в РИ привело к 1917, а в СССР полное ее забвение ни к чему не привело?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Пт мар 17, 2017 10:35 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс авг 30, 2009 10:58 pm
Сообщения: 2967
Вероисповедание: Православный
Н.К. Риман писал(а):
Иван Донов* писал(а):
1. Это видели многие подвижники благочестия и Святые, жившие в то время и они об этом много писали и говорили. Их слова здесь неоднократно приводились. Например недавно в теме про Поклонскую приводились слова Св. Иоанна Кронштадтского.
2. Данный ваш пункт демонстрирует полное отсутствие какой-либо логики и понимания сути ведущейся дискуссии.

1. Ну вы, слава Богу, не подвижник. Поэтому не надо про "мы уже видели". Они писали об этом с точки зрения православного христианина, а не сторонника советской власти, ищущего любые оправдания разрушению РИ. К тому же, если не ошибаюсь, у Св. Иоанна причина оскудения веры показана в увлечении революционными идеями и в воообще увлечении духом мира сего, в широком смысле, а не в том, что "Церковь стала одним из департаментов", что повлекло " механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием". Не надо тут тень на плетень наводить. К тому же в сравнении с СССР в РИ не "оскудение веры" было, а просто таки расцвет Православия.
2. Вы лучше ответьте, почему якобы "оскудение веры" в РИ привело к 1917, а в СССР полное ее забвение ни к чему не привело?

1. Причём здесь я? Без перехода на личности никак? И откуда вам знать подвижник я или нет :)
Чтобы знать и поддерживать точку зрения подвижников и Святых, надо самому быть подвижником и Святым? Оригинально.
Так я и говорю с точки зрения православного христианина, в чём проблема?
Ошибаетесь, увлечение революционными идеями у него показано не причиной, а следствием оскудения веры. А причин он называет много, например: "Земное отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами об общем безверии и развращении России"
Поэтому прежде чем отвечать, сначала бы почитали, что думали и говорили Святые, подвижники и просто православные люди того времени о оскудении веры и духовном и моральном упадке и разложении.,
И причём здесь СССР?
2. Я смотрю, что вам не под силу простейшие логические цепочки. У вас пунктик какой-то - всё и везде сравнивать с СССР и вставлять его куда надо и куда не надо.
Даю подсказку. Вы же православный вроде? Смотрите - промысел Божий, наказание, вразумление, отношение к фарисеям и т.д.
И ещё - СССР прекратил своё существование в 1991 году, если вы не в курсе.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 11:52 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
1. Где Св. Иоанн говорит, что "когда Церковь стала одним из департаментов" это повлекло "повсеместное оскудение и утрату веры, превращение живой веры в механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием"?
2. СССР прекратил свое существование в силу полного забвения веры, т.е. тотального безбожия советского народа? Вы это хотите сказать?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 12:20 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс авг 30, 2009 10:58 pm
Сообщения: 2967
Вероисповедание: Православный
Н.К. Риман писал(а):
1. Где Св. Иоанн говорит, что "когда Церковь стала одним из департаментов" это повлекло "повсеместное оскудение и утрату веры, превращение живой веры в механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием"?
2. СССР прекратил свое существование в силу полного забвения веры, т.е. тотального безбожия советского народа? Вы это хотите сказать?

1. Какой то непонятный буквализм.
То, что Церковь стала при Петре одним из департаментов - это исторический факт. Будете спорить?
Св. Иоанн, как и многие другие очень много говорит и о огромном оскудении и упадке веры и благочестия, и о фарисействе и о механическом исполнении обрядов и Таинств. Сложить два плюс два для вас задача непосильная?
А обязательные Исповедь и Причастие раз в год с выдачей справки, отчётом в департамент и наказанием за неисполнение не является, по-вашему, полной профанацией, если не сказать больше, и Таинств и Церкви, и Веры Православной, убивающей не тело, но душу? Или это нормально? Исповедовался, причастился, получил справку и всё - ты считаешь себя благочестивым и добропорядочным христианином - "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"?
2. Нет. Опять вы за меня придумываете. Я хочу сказать, что СССР прекратил своё сущещствование в 1991 году, а вы пишете так, как-будто он ещё существует :)
В СССР не было "полного забвения веры" и "тотального безбожия советского народа".
И я не рассматриваю СССР, как нечто отдельное от России - это одна из форм существования России, как и дохристианская Русь, и допетровская Русь, и РФ. И, соответственно, мне непонятно, когда приверженцы дореволюционной России пытаются или вернее мечтают о возвращении той России - то есть после всего, что произошло с Россией после 1917 года вернуть её "на исходную", вместо попыток осмыслить и обдумать что же случилось с Россией и что привело к этим всем событиям.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 12:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
Иван Донов* писал(а):
Н.К. Риман писал(а):
1. Где Св. Иоанн говорит, что "когда Церковь стала одним из департаментов" это повлекло "повсеместное оскудение и утрату веры, превращение живой веры в механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием"?
2. СССР прекратил свое существование в силу полного забвения веры, т.е. тотального безбожия советского народа? Вы это хотите сказать?

1. Какой то непонятный буквализм.
То, что Церковь стала при Петре одним из департаментов - это исторический факт. Будете спорить?
Св. Иоанн, как и многие другие очень много говорит и о огромном оскудении и упадке веры и благочестия, и о фарисействе и о механическом исполнении обрядов и Таинств. Сложить два плюс два для вас задача непосильная?
А обязательные Исповедь и Причастие раз в год с выдачей справки, отчётом в департамент и наказанием за неисполнение не является, по-вашему, полной профанацией, если не сказать больше, и Таинств и Церкви, и Веры Православной, убивающей не тело, но душу? Или это нормально? Исповедовался, причастился, получил справку и всё - ты считаешь себя благочестивым и добропорядочным христианином - "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"?
2. Нет. Опять вы за меня придумываете. Я хочу сказать, что СССР прекратил своё сущещствование в 1991 году, а вы пишете так, как-будто он ещё существует :)
В СССР не было "полного забвения веры" и "тотального безбожия советского народа".
И я не рассматриваю СССР, как нечто отдельное от России - это одна из форм существования России, как и дохристианская Русь, и допетровская Русь, и РФ. И, соответственно, мне непонятно, когда приверженцы дореволюционной России пытаются или вернее мечтают о возвращении той России - то есть после всего, что произошло с Россией после 1917 года вернуть её "на исходную", вместо попыток осмыслить и обдумать что же случилось с Россией и что привело к этим всем событиям.

1. Значит Св. Иоанн не говорил, что оскудение веры - следствие того, что "Церковь стала одним из департаментов". Очень хорошо. Т.е. вы признаете, что это ваши домыслы. Верней не ваши, а врагов России и Церкви еще начала ХХ века - всяких жидолиберастов.
Наказание за не исполнение какое было? Давайте, привидите законы РИ - где и как это прописано.
2. Значит СССР рухнул не по причине безбожия? "Оскудение веры" разрушило только РИ, так? На СССР "оскудение веры" не действует?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:25 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс авг 30, 2009 10:58 pm
Сообщения: 2967
Вероисповедание: Православный
Н.К. Риман писал(а):
1. Значит Св. Иоанн не говорил, что оскудение веры - следствие того, что "Церковь стала одним из департаментов". Очень хорошо. Т.е. вы признаете, что это ваши домыслы. Верней не ваши, а врагов России и Церкви еще начала ХХ века - всяких жидолиберастов.
Наказание за не исполнение какое было? Давайте, привидите законы РИ - где и как это прописано.

Говорил. И не только он. Только ум нам дан не только для того, чтобы копировать чужие слова и мысли, как Костров, а думать и рассуждать. Так с тем, что Церковь стала при Петре одним из департаментов вы бкдете спорить? А с тем, что множество подвижников и Святых говорили о массовом упадке и оскудении веры будете спорить? Все те, кто говорил об этом - жидолиберасты? И какая, по-вашему мнению, причина этого? Большевики, жыды и масоны?
Стыдно не знать историю своей Родины и Церкви. Вы же вроде бы русский и православный?
Просвещайтесь:
http://mion.isu.ru/filearchive/mion_pub ... s/2_6.html

Погодаева И.А.

Исполнение долга исповеди и причастия в Иркутске в XIX в.

Согласно учению православной церкви, верующий может обрести спасение только в церкви через послушание и церковные таинства - священные действия, при которых верующим невидимо (тайно) передается частица божьей благодати. Всего таких таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (соборование). Первые четыре таинства обязательны для каждого взрослого христианина. Но если крещение и миропомазание верующий принимает один раз в жизни, то причащение и покаяние должны исполняться им регулярно в течение всей жизни. Покаяние состоит из 4-х ступеней: сознания своих грехов, сокрушения о них, решимости бороться с ними и исповеди - признания духовному отцу в своих прегрешениях. После этого священнику предстоит решить, простить от имени Бога или не простить кающемуся его грехи, а также какую меру наказания (епитимию) на него наложить, если грехи серьезны. Очистившись во время покаяния, верующие, если только на них не наложена епитимия, приобщаются святых тайн - вина и хлеба, воплощающих кровь и тело Христа.

Исполнение первых трех ступеней покаяния церковь оставляла верующим, исповедь же и причащение желательно было посещать четыре раза в год, в четыре многодневных поста, особенно людям преклонного возраста и особо благочестивым. Необходимым же и обязательным минимумом церковь признавала пребывание у исповеди и причастия один раз в течение года. Это требование церкви было закреплено законодательно, а его неисполнение считалось преступлением, и соответствующие статьи содержались в Своде законов Российской империи1. Православие имело статус государственной религии. Переход из православия в другое христианское исповедание был затруднен, а уход в раскол, секты, нехристианские исповедания строжайше воспрещен. Регулярное исполнение долга исповеди и причастия рассматривалось светскими и духовными властями как способ проверить приверженность паствы православию и предотвратить охлаждение к нему. (Например, в 1836г. в Иркутске был получен и распространен по епархии указ Св. Синода, в котором сообщалось о перешедшей из православия в католичество жительнице г. Витебска Е. Колковской. Причем переход этот был совершен в 1814г., а местному православному причту стало известно о происшедшем только в 1822г. В связи с этим всему православному духовенству Российской империи предписывалось тщательно следить за исполнением прихожанами долга исповеди и причастия. С нарушителями следовало проводить пастырские беседы, "...над кем же таковыя увещания не будут иметь желаемаго действия, особенно, если заметят, что сие происходит от охлаждения к православию, о таковых неупустительно доносили бы по команде, для принятия мер к удержанию их в православии"2.

Также законодательно родители обязывались приводить детей на исповедь ежегодно, начиная с семилетнего возраста3, в противном случае их ждало "особое внушение от духовнаго и замечание от местнаго гражданскаго начальства"4.

Если судить по российскому законодательству, человеку, ни разу не бывшему на исповеди или не исполнявшему этот долг в течение продолжительного времени, довольно сложно было скрывать этот факт от начальства и вообще жить обычной жизнью в течение нескольких лет. Вопрос о посещении исповеди был одним из первых и обязательных для попавшего под арест5. И даже если речь шла всего лишь об одном свидетельстве, то и здесь человеку, ни разу не бывшему у исповеди и причастия не разрешалось выступать свидетелем ни в гражданских6, ни в уголовных делах7.

Конечно, можно было прожить всю жизнь, не соприкасаясь с гражданскими и уголовными делами. Но и в этом случае вопроса об исповеди было не избежать. При вступлении в брак будущие супруги должны были подать приходскому священнику "ходатайство о повенчании брака" и собрать документы ("брачный обыск"), среди которых были: разрешение родителей, сведения о возрасте, социальном положении, вероисповедании, психическом здоровье брачующихся, о том, не состоят ли они в духовном или кровном родстве, свойстве, а также справка о посещении ими исповеди и причастия.

Государственные учреждения периодически подавали священникам списки работающих у них лиц, а священники отмечали бытие-небытие на исповеди.

Таким образом, исполнение долга исповеди и причастия верующими строго контролировалось и светскими, и церковными властями. Важнейшим элементом этой контролирующей системы были исповедные росписи - поименные списки всех жителей прихода с указанием пола, возраста, сословной принадлежности и отметкой о бытии (или небытии) у исповеди. Впервые такие списки были введены именным указом Петра I (1718г.), по которому приходским священникам предписывалось ежегодно подавать "ведомость о неисповедавшихся" для взыскания с них штрафа. Данное распоряжение было подтверждено еще указом 1722г., а в 1737г. была установлена форма таких списков из 49 граф с 22 заголовками.

Согласно Уставу духовных консисторий, исповедные росписи должны были вестись священниками приходских церквей в двух экземплярах, один из которых оставался в церкви, а второй ежегодно к 1-му октября подавался на ревизию благочинному. Он, в свою очередь, передавал данные исповедных росписей всех подведомственных ему церквей далее в консисторию, где составлялась единая для всей епархии "перечневая ведомость", представлявшаяся в Синод при ежегодном отчете архиерея.

В росписи прихожане были разделены по сословиям, а внутри сословий на следующие графы: "исповедавшиеся и причастившиеся", "исповедавшиеся, но не причастившиеся", "не исповедавшиеся и не причастившиеся". Последняя графа была разделена еще на несколько подразделов, в которых указывались причины пропуска исповеди. В октябре 1846г. Св. Синодом была утверждена новая форма исповедных росписей. В ней в графу "не исповедавшиеся и не причастившиеся" был, в дополнение к уже имеющимся разделам "не исповедавшиеся по малолетству" и "не исповедавшиеся по нерадению", добавлен новый: "не исповедавшиеся по отлучкам и другим препятствиям".

Таким образом, если в исповедных росписях, составленных до 1847г., прихожане, которые не посещали исповедь, были разделены всего на две группы: дети до семи лет (чье небытие у исповеди разрешалось самой церковью) и все остальные, то после появления нового раздела стало возможным отделить действительно нерадивых прихожан от тех, кто из-за поездок, болезней и тому подобных уважительных причин не смог исполнить свой христианский долг.

Священник обязан был хранить тайну исповеди. За ее нарушение он мог лишиться сана, за исключением тех случаев, когда на исповеди кающийся сообщал о намерении совершить преступление против государства. В этом случае следовало проинформировать архиерея о случившемся.

Священнику не позволялось пользоваться исповедью для личных целей, вымогательств и просьб. Плата за исповедь священнику была запрещена и церковными и государственными постановлениями. (Хотя в Иркутске, как и во многих других городах, существовал обычай выставлять во время исповеди на видное место поднос для пожертвований).

Итак, посещение исповеди и причастия было законодательно закрепленной обязанностью каждого православного гражданина Российской империи, начиная с семилетнего возраста. Но насколько полно исполнялась эта обязанность в Иркутске?

Ответ на этот вопрос могут дать епархиальные отчеты и сохранившиеся исповедные росписи иркутских городских церквей8. Наиболее полной информацией располагают архивные фонды Спасо-Преображенского и Борисо-Глебского храмов, хранящие исповедные росписи за продолжительный период XIX в. (с 1818 по 1900 гг., за исключением нескольких лет). По другим приходам сведения отрывочные и относятся, в основном, ко второй половине XIX века.

Согласно сохранившимся епархиальным отчетам, посещаемость исповеди в Иркутске во второй половине XIX в. выглядела следующим образом:9

ГодИсповедалось и причастилосьИсповедалось, но не причастилосьНе исповедалось по отлучкамНе исповедалось по нерадению

Как видно из таблицы, не менее одной четверти иркутских прихожан в течение второй половины XIX в. игнорировали ежегодное исполнение долга исповеди, а около трех четвертей, наоборот, этот долг исполняли. Причем соотношение это оставалось довольно стабильным на протяжении двух десятков лет.

К сожалению, общегородская исповедная статистика первой половины XIX века не сохранилась, поэтому здесь следует обратиться к данным по отдельным приходам - исповедным росписям иркутских городских церквей. В течение первой половины XIX в. в приходе Преображенской церкви от исповеди уклонялись от 29,8 (1849г.) до 63,6 % (1834г.) подлежащих исповеди и причастию прихожан10. В приходе Спасской церкви ежегодный долг исповеди в 1814г. исполнили 56,7% прихожан, не исполнили 41,6%, а в 1815г. эти цифры составили 60,5% и 38,6% соответственно11. По Борисо-Глебскому приходу процент нерадивых прихожан в среднем составлял 30-35%12.

То есть, насколько можно судить по имеющимся данным, ежегодную исповедь в первой половине XIX века пропускали от 30 до 50 и более процентов прихожан. После введения новой формы исповедной росписи с графой "не исповедавшиеся по отлучкам", а также применения епархиальным начальством некоторых мер по борьбе с прогульщиками (о них - ниже), процент нерадивых прихожан снизился и составил во второй половине XIX века около 25%.

Разумеется, церковное начальство боролось с таким негативным явлением. В начале XIX века в своей борьбе оно руководствовалось указом св. Синода от 26 января 1801г., по которому на виновных за небытие на исповеди и причастии, с ведома епархиальных архиереев, накладывалось наказание в виде публичных земных поклонов в церкви. После появления "Свода законов российской империи" духовное начальство стало основывать свои карательные действия на тех его статьях (из "Уложения о наказаниях"), которые предусматривали меру наказания за неисполнение долга исповеди и святого причастия.

Согласно этим статьям, наказание провинившегося предоставлялось местному духовному начальству. Высшей инстанцией был здесь местный архиерей, а низшей, непосредственно исполнявшей наказание, - духовные отцы нерадивых прихожан: "Преосвященный, чрез приходского священника или чрез других доверенных духовных лиц, или наконец сам, смотря по обстоятельствам и по местной удобности, вразумляет его и мерами убеждения старается возвратить к долгу христианскому, с возложением эпитимии по своему усмотрению, на основании Церковных правил...Эпитимия налагается без отлучения должностных и поселян от домов"13.

Суть епитимии оставалась прежней. В ноябре 1838г. иркутская духовная консистория адресовала иркутскому благочинному протоиерею А. Шергину указ, которым ему следовало руководствоваться при наказании "прогульщиков". Нерадивым предписывалось в течение недели ходить в церковь и класть на каждой службе земные поклоны: за один пропущенный год - 50, за два - 75, за три - 100 и т.д.14

В 40-е гг. XIX века, при архиепископе Ниле Исаковиче, наказания ужесточаются и разделяются на несколько степеней в зависимости от длительности небытия у исповеди и причастия.

По указу духовной консистории от 1845г. не бывшие у исповеди и причастия от 3 до 10 лет обязывались посещать все богослужения в церкви в течение 2-х недель, стоя в притворе на коленях и кладя земные поклоны. Не бывшие на исповеди от 10 до 20 лет отправлялись на шестинедельное содержание в Вознесенский монастырь - мужчины, в Знаменский - женщины, где также обязаны были посещать все богослужения, стоя в притворе церкви на коленях и кладя по 300 земных поклонов15.

Во второй половине XIX века наказания становятся значительно мягче. Так, по указу консистории от 1861г. все нерадивые прихожане, без разделения по срокам провинности, должны были ходить в церковь в воскресные и праздничные дни и, стоя сначала в притворе, а затем в самом храме, класть всего по 10 земных поклонов за каждый пропущенный год16. Указ же от 1874г. и вовсе предписывал для не бывших у исповеди от 1 года до 5 лет в качестве меры воздействия "пастырские увещания". Тем же, кто игнорировал исповедь более пяти лет, полагалось посещать все воскресные и праздничные богослужения и класть на них земные поклоны, количество которых оставлялось на усмотрение священников17.

Вышеперечисленные меры оказали свое воздействие, и процент "не исповедавшихся по нерадению" к концу XIX века сократился. Интересен тот факт, что более суровые наказания, предусматривавшиеся указом консистории 1845г. (300 поклонов, исполнение епитимии в стенах монастыря), имели меньшее влияние на посещение исповеди, чем весьма мягкий указ 1874г. Возможно, свою роль в уменьшении процента не исповедавшихся сыграло, помимо указов консистории о наказаниях, увеличение числа церквей и священнослужителей в г. Иркутске. Также большое значение имело отношение к этому вопросу епархиального начальства, его настойчивость и строгость в борьбе за "улучшение посещаемости".

Ежегодно духовная консистория требовала от приходских священников списки тех, кто не исполнял долг исповеди более двух лет. При сверке одного такого списка, составленного в 1889г. по Крестовоздвиженскому приходу, с исповедной росписью этой церкви нами было обнаружено около 250 человек, пропускавших причастие в течение трех и более лет и не включенных в перечень18. Видимо, в отдельных случаях при составлении таких списков священники либо непреднамеренно ошибались, либо искажали некоторые данные, чтобы представить свой приход, свою исповедную статистику в более выгодном свете.

Помимо количественных показателей подобные списки содержат массу других полезных сведений. Так, священники, как правило, подробно указывали в них причины пропуска исповеди, которые опускались ими при составлении исповедных росписей. Например, в Троицком приходе в1886г. было 30 чел., уклонявшихся от исповеди в течение трех и более лет. Из них "по лености и нерадению - 8, по ослаблению нравственности - 2, по вине родителей - 4, от постоянного пьянства - 6, по слабости здоровья и постоянным работам для содержания - 3, по самонадеянности и заблуждению - 2, по слабости умственной способности - 2, по невнимательности мужа-католика - 3"19.

Интересны характеристики, которые давали священники некоторым своим духовным чадам. К примеру, в приходе Успенской церкви напротив прихожанина, пропускавшего исповедь в течение 12 лет, стоит пометка - "отпетый человек", против другого, срок провинности которого составлял 8 лет: "этот, кажется, не знает как и двери у церкви отворяются"20.

Под списками священники делали отметки о проведенной с провинившимися работе. Чаще всего это было лаконичное "сделано внушение, обещаются говеть", но иногда встречались и более пространные и даже поэтичные слова: "И словом кроткаго убеждения, и указанием бедственных последствий от нерадения, и извещением суда Божия, грядущаго на нераскаянных грешников, привлекаемы были сии заблудшии чада; но всевозможныя убеждения мало повлияли на слушателей оттого, что сердца их загрубели от плотских страстей и похотей"21.

Также очень интересно встречать в таких списках фамилии известных людей. Так, в Воскресенском приходе в 1886г. было всего 5 нерадивых прихожан. Одним из них был надворный советник Всеволод Иванович Вагин, 63 лет, игнорировавший исповедь в течение 6 лет22. В Крестовоздвиженском приходе в 1889г. в число "прогульщиков" попали надворный советник Стефан Стефанов Романов, его жена и дети, среди которых был восемнадцатилетний сын Нит23. В первой половине XIX века нерегулярно исполнял долг исповеди знаменитый иркутский купец-миллионер, меценат Ефим Андреевич Кузнецов. В исповедных росписях Преображенской церкви он периодически показан небывшим: в 1829г. - в течение 4 лет24, в 1846г. - в течение двух лет25.

Вообще же социальный состав не бывших у исповеди и причастия горожан разнообразен - он включал в себя представителей всех слоев иркутского общества. Согласно имеющимся отчетам по епархии, количество не исповедавшихся по нерадению представителей различных сословий г.Иркутска составляло во второй половине XIX века:26

Год187718781899

Лучше всего ходили на исповедь представители духовенства (что вполне объяснимо). Те же из них, кто все же пренебрегал своей обязанностью, как правило, находились "за штатом", то есть были отстранены от церковной службы по болезни, старости или из-за недостойного поведения, либо принадлежали к "домашним" (то есть родственникам) представителей духовенства. Хуже посещали исповедь военные, большинство которых приводилось к исповеди всем составом своего воинского подразделения. Больше всего "прогульщиков" было среди купцов и мещан, но с ними за первое место могли побороться крестьяне и статские.

Что касается возрастных категорий, то к исповеди ходили чаще дети и люди преклонного возраста, а реже - люди средних лет. Это может отчасти подтвердить и такой подсчет: средний возраст посещавших исповедь и причастие в Преображенском приходе в 1837г. - 33 года, а не бывших у исповеди - 25,8 лет. Бывали случаи пренебрежения первым причастием (из 23 детей семилетнего возраста, живших в 1837г. в приходе Преображенской церкви, у первого причастия было 15 детей, не было, соответственно, 8). Но, как правило, дети ходили в церковь на исповедь даже тогда, когда у исповеди не было их родителей27. Вероятно, об этом заботились другие родственники или крестные.

Посещаемость исповеди была выше среди женщин, чем среди мужчин. Например, во второй половине XIX века исповедались и причастились:28

Год187718781899

Подобные тенденции были также свойственны и другим сибирским епархиям. К такому заключению приходит Островская Л.В., проводившая исследования по Тобольской, Томской, Забайкальской, Камчатской, Якутской и др. сибирским епархиям29. Кроме этого, исследовательница отмечает и общий рост числа исповедавшихся во второй половине XIX - начале XX века, что мы можем также наблюдать в Иркутске в рассматриваемый нами период.

1. Устав Предупреждения Преступлений // Свод законов Российской империи, повелением Государя императора Николая Первого составленный.- СПб., 1857.-Т. 14.-ст. 23, 25, 27. Устав о благоустройстве в казенных селениях // Свод законов...- СПб., 1857. - т.12. - ст. 215.

2. ГАИО, ф. 587,оп. 1,д. 2, л.23.

3. Устав о благоустройстве в казенных селениях // Свод законов... - Т. 12. - ст. 216

4. Свод законов уголовных. Ч. I. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб., 1885. - ст.209

5. Закон о Судопроизводстве Уголовном // Свод законов...-Т. 15.-ст. 173.

6. Закон о Судопроизводстве Гражданском // Свод законов...-Т. 10.-ст. 362.-п. 6.

7. Закон о Судопроизводстве Уголовном // Свод законов...-Т. 15.-ст. 215.

8. В отчетах содержится обобщенная информация об исполнении долга исповеди и причастия по городу Иркутску, исповедные же росписи предоставляют данные по отдельным приходам.

9. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84.

10. Подсчитано нами по: ГАИО, ф. 266, оп. 2, д.8, д.17, д.20, д.25, д.26, д.28; оп. 5, д.2, д.3, д.4, д.6, д.7.

11. Подсчитано нами по: ГАИО, ф. 276, оп. 2, д. 11.

12. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.273, оп.1, д.3, д.6.

13. Устав Предупреждения Преступлений // Свод законов...-Т. 14.-ст.27.

14. ГАИО, ф. 587, оп.1, д.2, л.137

15. ГАИО, ф. 587,оп. 1,д. 57,л. 2.

16. ГАИО, ф.266, оп.2, д. 32, л.246

17. ГАИО, ф. 275, оп.3, д.9.

18. ГАИО, ф.275, оп.3, д.18.

19. ГАИО, ф.50, оп.8, д.576, л.7

20. Там же, лл.7об.,8

21. Там же, л.7

22. ГАИО, ф.50, оп.8, д.576, л.2

23. ГАИО, ф.275, оп.3, д.18, л.361

24. ГАИО. ф. 266. оп. 5. д. 2. л. 324.

25. ГАИО. ф. 266. оп. 2. д. 26. л. 308.

26. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84.

27. ГАИО, ф. 266, оп. 5, д. 4, л. 200.

28. Подсчитано нами по: ГАИО, ф.50, оп.1, д. 8881, д.8969; оп.2, д.84

29. Островская Л.В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861-1904 гг.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России (археография и источниковедение Сибири). - Новосибирск, 1984. - С. 131-152


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
1. Цитату Св. Иоанна привидите, где он говорит, что "когда Церковь стала одним из департаментов" наступило "повсеместное оскудение и утрата веры, превращение живой веры в механическое исполнение положенных обрядов с государственным надзором и наказанием". Или признатесь, что соврали.

2. Ну запостить первую попавшуюся инфу из яндекса и Костров сможет. Я читал эту статью. О чем она говорит? Вот о чем:
" Указ же от 1874г. и вовсе предписывал для не бывших у исповеди от 1 года до 5 лет в качестве меры воздействия "пастырские увещания". Да, суровое наказание. Могущее отвратить от Веры.

Что там с вопросом о причине разрушения СССР? "Оскудение веры" только на РИ действует или как?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:34 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 14, 2017 1:22 am
Сообщения: 14149
Вероисповедание: Православный христианин
По теме. Хотел присоединиться к мнению, что надо судить по соответствующим статьям, но когда выяснилось, что это проводится под эгидой храма, тут как бы совсем получается запрещенный прием.
Надо писать письма владыке и Патриарху, дабы сделали оргвыводы относительно настоятеля.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:38 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс окт 30, 2016 4:54 pm
Сообщения: 454
Откуда: Московия
Вероисповедание: Позитивное Христианство
Митрофан опять в еврея играет, типа ничего не понимаю без дословной цитаты.

Побольше узнавай про духовную историю последних 20 лет империи, особенно про жизнь столичную, много чего увидишь.

Интересно, что не один монарх при православном самодержавии, так и не вернул церкви статус Церкви. Всю имперскую историю это было министерство, над которым даже масоны-атеисты могли главенствовать, которое подчинялось государству. Что-то вроде Церкви Англии, которая была создана по прихоти.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:42 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 14, 2017 1:22 am
Сообщения: 14149
Вероисповедание: Православный христианин
Что-то я совсем не понял, кто здесь Митрофан, причем тут еврей, в которого кто-то играет, и какое это все имеет отношение к теме.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:43 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
Цитата:
Митрофан опять в еврея играет, типа ничего не понимаю без дословной цитаты.


Ну так есть такая цитата или нет? Если нет так и скажите, что вы просто натягиваете сову на глобус, как тут тот же Донов любит выражаться. А делаете вы это потому, что испытываете неприязь к РИ, РПЦ, русской истории. Для одних все это "отсталый царизм", для других "тюрьма народов" или "народа", как там у Широпаева. И все эти якобы переживания за духовное состояние народа просто пыль в глаза.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:50 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс окт 30, 2016 4:54 pm
Сообщения: 454
Откуда: Московия
Вероисповедание: Позитивное Христианство
Архиепископ Андрей (Ухтомский) Цезаропапизм наизнанку.
О вреде цезаропапизма исписаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог еще колебаться в решении этого вопроса, ныне, наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что цезаропапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении на край гибели. Церковного общества почти не существует.
Иначе говоря, нет Церкви как общества, а имеется только толпа христиан и то лишь только числящихся христианами, а на самом деле о Церкви не имеющих понятия. Сравните сейчас количество молящихся даже в большие праздники и число праздношатающихся по улицам, и вы ужаснетесь: на десятки богомольцев вы насчитаете десятки тысяч людей атеистически ни о чем не думающих, Церковная жизнь почти разрушена, а поэтому и Церковь, как, храм, интересует разве каких-нибудь старушек... самая церковная молитва обратилась теперь только "в служении молебнов и панихид, а сколько-нибудь литургийно-обшественного настроения совсем нигде нисколько не заметно.
Таковы отрицательные заслуги русского цезаропапизма в истории и жизни русской церкви.
Цезаропапизм боролся вообще с общественностью; поэтому сам цезарь погиб в неровной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал /всю нашу социальную жизнь.
В свое время пишущий эти строки сделал попытку поднять в Уфимской епархии интерес к церковно-общественной жизни; в 1916 году весною в Уфе было введено так называемое выборное начало при замещении священнических мест. Попытка была, разумеется, чрезвычайно слабая, потому что и выборное духовенство ничего в церковной жизни не могло сделать без самодеятельности прихода; а приход, которому запрещено было жить приходскою жизнью, конечно, ничего не делал. Тем не менее, малая моя попытка принесла несомненную, хотя небольшую, пользу (да за 8 месяцев действия выборного начала, может ли его почувствовать епархия?). И я уверен, что выборное начало в церковной жизни, проведенное в церковном духе и разумно, осторожно осуществляемое, может принести самые лучшие плоды. Но вот разразилась революция! Цезаропапизм, с падением цезаря, должен был бы пасть... Казалось бы, это должно быть так? Пожалуй, это так многим и кажется. Но это только иллюзия; увы, - это горький самообман!..
Цезаропапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции. Если государственная власть решала, что нужно помочь Церкви, то она помогала только иерархии и тем отдаляла ее от верующих мирян, наделяя церковную иерархию нецерковными атрибутами, государственная власть в корне подсекала церковную жизнь: пастыри перестали знать свою паству, а паства перестала любить своих пастырей. Государственная власть в самые важные минуты церковной жизни считала нужным вломиться в церковную жизнь и, нисколько ее не понимая, только все в этой жизни портила, в конце концов, расшатав все ее устои. Все даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви, перестали понимать ее природу и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви. Вместо церковной проповеди пастыри начали вводить в употребление только митинговые речи. Служение Божией правде было подменено служением правде царской, а потом и смирение пред неправдою царскою было объявлено добродетелью...
Революция уничтожила целое мировоззрение наших клерикальных ханжей.
Можно было надеяться, что Церковь свободно будет служить людям и проявлять свои идеалы.
Церковь, освободившаяся от цезаропапизма, могла бы свободно идти по собственной своей дороге... Да, могла бы - если бы... Если бы церковные деятели и руководители церковной жизни были на высоте понимания своих обязанностей, а церковный народ был более церковен, то все пошло бы в жизни церковной благополучно; к сожаленью, - прямой цезаропапизм сменился цезаропапизмом наизнанку; я говорю об охлократии, которая ныне нагло вмешивается в церковную жизнь и производит в ней беспорядок еще неистовее, чем бывало при цезаре. Демократия в том виде, как она сложилась в Западной Европе, при всей ее нерелигиозности, все-таки настолько порядочна, что не производить явных насилий над Церковью; там уже сложилось народовластие, как нечто организованное и стройное. У нас наша самобытная демократия представляет из себя самую безобразную толпу, вполне беспорядочную. У нас нет еще демократии, а имеется только охлократия, т.е. засилье толпы; и как толпа пьяных дезертиров не похожа на войско, так и демократия нисколько не похожа на нашу мерзкую, нравственно-грязную охлократию. Вот эта охлократия ныне и подтачивает церковную жизнь. Охлократия избирает дурных пастырей, охлократия расточает церковные суммы, охлократия пренебрегает церковными канонами, будучи в них вполне невежественною. Но нужно заметить, что и наша иерархия не находится на высоте своего призвания; ранее она пребывала в полном молчании пред цезарем; теперь она так же послушно и молчаливо исполняет нелепые требования разнузданной охлократии. Ранее цезарь отдавал приказания пастырям; теперь толпа предъявляет требования к своим пастырям, и пасущие стали пасомыми... Во многих местах церковная жизнь пришла в самое полное расстройство. На этой почве могут быть еще такие "углубления революции", которые св. Церкви ничего хорошего не обещают: поэтому в настоящее время, пользуясь созывом Поместного Собора, нужно положить предел всяким антицерковным явлениям в церковной жизни - по крайней мере, не допускать их принципиально.
В церковной жизни могут принимать участие только церковные люди, принадлежащие к св. Церкви. Они и могут и должны жить соборною жизнью, так называемым - внутренним самоуправлением, - разумеется, на основании общецерковных правил. Никакое постороннее для Церкви течение не может влиять на жизнь церковную; тем более никто не имеет права предъявлять требования нецерковного характера к церковным деятелям
Поэтому и наше охлократическое засилье, этот цезаропапизм наизнанку - должны прекратить свое проявление, а все любящие св. Церковь должны энергично защищать ее канонически самобытную жизнь.
Епископ Уфимский Андрей.
Заволжский летописец, 1916, №17, с. 494-497


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:53 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс окт 30, 2016 4:54 pm
Сообщения: 454
Откуда: Московия
Вероисповедание: Позитивное Христианство
Н.К. Риман писал(а):
Цитата:
Митрофан опять в еврея играет, типа ничего не понимаю без дословной цитаты.


Ну так есть такая цитата или нет? Если нет так и скажите, что вы просто натягиваете сову на глобус, как тут тот же Донов любит выражаться. А делаете вы это потому, что испытываете неприязь к РИ, РПЦ, русской истории. Для одних все это "отсталый царизм", для других "тюрьма народов" или "народа", как там у Широпаева. И все эти якобы переживания за духовное состояние народа просто пыль в глаза.


Не угадал.

Если человек перекладывает чьи-то мысли своим языком, то логично, что точной цитаты такой не будет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Опять кощунники !
СообщениеДобавлено: Сб мар 18, 2017 1:59 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 16, 2016 5:19 pm
Сообщения: 320
Вероисповедание: Православие
О какой революции идет речь в 1916 году?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 146 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }