Без социализма нет христианства
Св. Григорий Богослов: «Что прекраснее воздуха, огня, воды, ветров, плодов благородных и диких, крова и одежды? Все это в общем владении: одно всецело, другое отчасти… Солнце восходит одинаково для всех, дождь падает для богатых и бедных, общее для всех чередование дня и ночи, общий дар здоровья, общий предел жизни, общая сила чувств…». «Превозносится богатство добродетелью, презирается же бренное, земное богатство — ибо одно есть приобретение души, другое же служит к обману чувств». «Делай какую-нибудь работу, чтобы дьявол всегда находил тебя занятым. И апостолы, имевшие власть жить от Евангелия, работали своими руками, чтобы не быть кому-нибудь в тягость… Пусть вскапывается земля, пусть разделяются равной межой гряды, пусть бесплодные деревья прививаются почками или ветками, для того, чтоб спустя немного времени ты собрал сладкие плоды труда своего. Устраивай ульи для пчел… и научись монастырскому порядку и царской дисциплине на малых тварях. Пусть плетутся сети для ловли рыб, пишутся книги, дабы и рука зарабатывала пищу, и душа насыщалась чтением. Дабы Дух не блуждал в пагубных помышлениях» (св. Иероним).
Св. Василий Великий: «Захватывая общее добро, богатые делают его своей собственностью. Если бы каждый брал по мере своих потребностей и оставлял излишнее нуждающемуся, то никто не был бы богатым, никто бедным… Да не окажемся мы, одаренные разумом, более жестокими, чем неразумные животные. Ведь последние естественно пользуются сообща тем, что родит земля… Мы же прячем общее добро, владеем в одиночку достоянием многих». «Любящий ближнего, как самого себя, не приобретает ничего более, нежели ближний… Ведь поскольку ты прибавишь себе богатства, постольку же убавишь любви…». «Намерение благочестия не должно служить предлогом для лени и бегством от работы, а побуждением к еще большим трудам и работе… Не только потому, что подобный образ жизни полезен как умерщвление плоти, но также ради любви к ближнему… И нужно ли говорить, сколь великое зло — праздность, если апостол ясно возвестил: «Кто не работает, да не ест». Как для каждого необходима ежедневная пища, так необходим и труд по силам».
Св. Амвросий: «Природа дала все всем сообща. Бог велел всему родиться так, чтобы быть общей всем пищей и чтобы земля была, так сказать, общим владением всех. Значит, природа создала общее право, захват — частное… До каких пределов, богачи, вы простираете свои безумные вожделения? Отчего вы исключаете соучастника в пользовании природой и присваиваете себе владение ею? Земля — общее достояние всех, богатых и бедных; почему же вы, богатые, приписываете себе одним право собственности на нее?»
Св. Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. Когда же, восклицает он, перестанут, наконец, говорить о богатых и нищих в общепринятом смысле! «Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто желает слишком многого; не тот богат, кто много имеет, а кто ни в чем не нуждается… Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или не достаток денег». В любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, св. Иоанн Златоуст видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранение всех недостатков нашей экономической жизни. Мерилом дозволенных расходов св. Василий Великий считает действительные потребности. Все, что переходит эту границу, есть злоупотребление. «Ведь и апостол Петр препоясывался, тянул сети и ловил рыбу после воскресения Господа… А апостол Павел после бесчисленных путешествий и стольких чудес, стоя в мастерской шатров, сшивал шкуры… Итак, пусть не стыдится никто из занимающихся ремеслом, а стыдятся тунеядцы и праздные, которые имеют много слуг… Ибо кормиться постоянным трудом есть вид философии; у таких души чище, характеры сильнее».
Богатство грешника сберегается для праведного (Притчи 13:22). Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле (Исаия 5:8 ). Кто теснит бедного, тот хулит Творца его (Притчи 14:31). Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых (Псалом 81:4). Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо (Исаия 58:6). Не богатые ли притесняют вас? Не они ли бесславят доброе имя? (Иакова 2:6-7). Корень всех зол – сребролюбие (1 Тимофею 6:10). Посреди продажи и купли вторгается грех (Сирах 27:2). Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? (Сирах 13:22). Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Коринфянам 10:24). (У Апостолов) никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Деяния 4:32). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2 Тимофею 2:6). Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фессалоникийцам 3:10).
За преступления Израиля Я не пощажу его, за то, что они продают праведника за серебро, а бедняка - за пару башмаков (Амос 2:6).
Они не умеют поступать справедливо; в их дворцах - сокровища, добытые грабежом и насилием. Поэтому так говорит Господь: ваши дворцы будут ограблены (Амос 3:10-11).
Вы, жирные коровы, которые мучают неимущих, давят бедняков. Придут на вас дни, когда уведут вас крюками, а ваших детей - рыбными крючками (Амос 4:1-2).
За то, что отнимаете у неимущего хлеб большими налогами, вы построите каменные дома, но жить в них не будете (Амос 5:11).
|