отрыв от казачего сословия- потеря казачих привилегий...
http://law.edu.ru/magazine/document.asp ... ID=1150022
Вообще существуют две точки зрения на казачество. Первая позиция, что казачество представляет собой одно из социальных сословий России, поскольку казачьи войска составляли военную часть вооруженных сил государства, им полагались за службу чины и жалованье. По второму утверждению, казаки являются особой этнической группой в составе великорусского народа, поскольку к ним принадлежат по рождению, а не по службе. Это крайние точки зрения, по которым и до настоящего времени идут дискуссии.
"п.с. у вас третья самая ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ точка зрения (а потом возникают глупые вопросы.. кому нужны)."
Анализируя историю и механизм развития законодательства Российской империи, в том числе и земельного, есть необходимость проследить особый хозяйственный уклад казачьих общин, которые особо земледелия у себя не развивали, не без основания полагая, что вместе с сохой на их земли придет крепостничество. Поэтому казаков никогда не причисляли к крестьянам, хотя они, как и все жители сельского мира, кормились от земли.
Казачество было на Руси особым социальным слоем и субъектом земельных отношений. Каждый отдельный отряд (казачий юрт) назывался станицей. Станичная жизнь строилась на принципах общинной демократии: высшим органом являлась сходка - казачий круг, на котором выбирались атаман и его помощник (есаул), а также дьяк (писарь). Вокруг выборных группировались "лучшие люди" - станичные атаманы и есаулы, наиболее авторитетные казаки.
Жили казаки первоначально исключительно военным делом, которое давало средства к жизни и доход. Редкие из них в первый период становления имели семью, женщин в станицах было мало.
Согласно исследованию П.М. Коловантина[1], только в XVII в. казачество постепенно перешло на постоянную царскую службу, получив земли на правах общинного владения (надел). Занятие земледелием изменило уклад казачьей жизни. Появилась семья, оседлость, традиции сочетания рабского и землевладельческого труда, но при этом сохранились и традиции прямой демократии. Для казачества были характерны приверженность православию как системе духовных ценностей и коллективному общинному владению землей.
О природе и роли в истории России казачества оставили свои свидетельства замечательные люди. Митрополит Евлогий, к примеру, считал, что казачество - это "своеобразное, оригинальное явление русской и бытовой жизни". И даже склонен был думать, что "русский национальный тип в казаках сохранился чище и выражен ярче, чем в других частях русского народа". Историк В. Ключевский говорил: "Казачество составляло слой русского общества, некогда распространенный по всей Руси". Другой историк А. Антонович писал: "Казаки есть не что иное, как остатки сохранившихся древнеславянских общин, которые являются с характером воинственным, вызванным местными обстоятельствами, с новым именем, возникшим из этой же военной обстановки".
Даже К. Маркс заметил эту преемственную связь казачества с Древней Русью, отметив, что "старое удельно-вечевое начало Руси облеклось теперь в новую форму, в "казачество"…"
"Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть", - писал Л.Н. Толстой. И был недалек от истины.
Современные исследователи и публицисты с этим, кажется, согласны. Во всяком случае, видят в нем оригинальное явление русской жизни: "Казачий образ жизни, быть может, являлся высшей формой развития русской общины"[2].
За долгие годы своей самобытной жизни казачество создало оригинальную культуру, свою модель самоуправления и особые взаимоотношения с государством.
Тем не менее, как в науке, так и в публицистике, на уровне бытового сознания распространены порой примитивные и самые противоположные точки зрения на казаков и казачество - их природу и происхождение, на их историческое значение и правовое положение в государстве, формы управления в казачьей общине. Сделаем попытку, опираясь на некоторые исследования Ю. Аверьянова, А. Воронова, П. Ткаченко, И. Железнова, Н. Бородина и других авторов, приблизить тему казаков и казачества к современности.
Как свидетельствуют различные первоисточники, казаки - международное слово, скорее всего тюркского происхождения. В тюркских языках иносказательно казак - вольный бродяга, свободный человек, а также - кочевник, страж. От глубокой двадцативековой давности и до наших дней звучание и начертание имени подверглось незначительным изменениям.
Первоначально у древних греков оно писалось как "коссахи". Так географ Страбон называл воинственный народ, размещавшийся в горах Закавказья в I веке от Рождества Христова. Греческое начертание "касакос" сохранялось до X века, после чего в русских летописях его стали смешивать с общекавказскими именами касагов-казяг.
От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период означены курганными "торческими" погребениями с одним конем. По ним определяется направление движения этих племен в III-II вв. до Рождества Христова из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали переходить к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь славян меотов, в результате чего на Северном Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившийся на ряд племен, известных истории под именами торетов, торпетов, торков, удзов, беренджеров, сираков.
В V в. после нашествия гуннов большинство этих племен были оттеснены в пространства между Волгой и Яиком (о чем свидетельствуют их "торческие" погребения). Распространялись они и в верхнедонскую лесостепь, где арабские историки в VIII в. именуют их секалибами, а сто лет спустя уже персы - брадасами-бродниками.
Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинилась гуннам, болгарам, хазарам и асам-аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак.
Там в 860 г. после проповеди Св. Кирилла коссахи приняли христианство.
Входя самостоятельным племенным союзом в хазарский каганат, касаки выгнали из-за Волги печенегов, принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть печенегов смешалась с удзами и торками и переселилась с ними на Нижний Дон.
В 965 г. Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 г. передана в управление одному из Рюриковичей - Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева и со своими кассаками (косаги, казяг) и хазарами занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по своему главному городу Томаторкани (Тьмуторакань).
До 1060 г. Томаторкань объединяла в своих границах всех коссаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок казачьей монархии начался с приходом в Черноморские степи племенного союза кипчаков или половцев (1060). Юг державы, собственно земля Коссак вместе со столицей Томоторканью, еще полтора века оставался независимым княжеством. Эта колыбель казаков азовских, гребенских, казаков-черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр.
Жители центральной степной части государства, занятой половцами, отошли в лесостепь и боролись против них сообща с Русью под именем "черных клобуков". В русских летописях "черные клобуки" называются черкассами и казаками.
Здесь-то казаки и получили имя, сохраняемое до наших дней. Половецкий каз-ак - белый гусь, так переводили они имя народа, некоторые племена которого, оставаясь в степи, вошли в Половецкий племенной союз. Еще одна часть томатораканского населения ушла в Крым, где запечатлена в генуэзском колониальном уставе, как "Казаки охраны колоний".
В XVIII - начале XX вв. употребляется наиболее привычное для нас определение казаков как части вооруженных сил, преимущественно кавалерии. В еще более узком смысле казаки - низшие чины казачьих войсковых частей.
С приходом монголов в 1223 г., подонские бродники стали на их сторону и бились против Руси на Калке. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все казаки оказались в границах татарской империи, сохраняя некоторые автономные права. Они сохранили язык и веру, имели во главе своей Церкви Сарайских и Подонских епископов.
Под властью ханов казаки находились до конца XIV в., а днепровские - веком больше.
Когда в Орде началась междоусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 г. не принес освобождения Руси и стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан-казаков на Дону, вынудив их искать убежища не только в Верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Казаки жили стойкими спаянными общинами, со своим самоуправлением, а главное - общим чувством родства между собою. Днепровские и перекопские казаки отложились от власти Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т.е. в XV в. Азовские казаки оставались на месте до XVI в., а затем, рассорившись с турками, переселились ближе к Северной земле, где объединились с общиной казаков-белгородцев.
Последними ушли от ханов ордынские ногайские и ордынские астраханские казаки, соединившиеся с донскими только во второй половине XVI столетия.
С тех пор жизнь казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, являлась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве.
Протестом против этой необходимости явилось образование двух "речных республик" на Дону и на Днепре, которые послужили очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачества. Сюда на родную землю возвращались казаки из Польши, Литвы и различных русских земель, из Турции. Но многие семьи и роды казаков растворились в среде поляков, русских, литовцев…
В СЕМЬЕ РУССКИХ НАРОДОВ
Часть казаков, освоившихся на Севере, двинулась на Восток, покоряя для Московских царей огромные пространства Сибири. Разделенные огромными расстояниями, они все же осознавали себя единым целым - казаками. С добавлением - донские, сибирские, семиреченские, забайкальские, кубанские, терские, уральские… Часть казаков под именем казаков черноморских в конце ХVIII в. вернулась в Приазовье, в теперь уже забытую, но все еще притягательную для них землю Касак. Казаки влились в семью народов, составивших русский народ.