Рассуждения Толстого в его романах - поразительно одномерны, как и его философия... Ну что, много мы почерпнем для себя из его постоянных на протяжении всего романа нравоучений о войне и роли Наполеона в истории?.. В чем высота его мысли?.. В словах Платона Каратаева что ли??? Что, мужику в его тупой и бесхитростной жизни открыто куда больше истины, чем аристократу?.. Ну, если говорить о православной вере, то может и можно было бы послушать это... Но Толстой-то от этого далек... У него так, чисто природная смекалка мужика и его туповатый уклад жизни - это дескать и есть высшее предназначение человека... Вон, Пьер-то, дурак дураком, и в масонство сувался и читал чего-то там, а лучшее, что смог - это ж Платона оного встретить и от него уму-разуму научиться))) Ну и жениться на Наташе, разумеется, которая стала клуша клушей в конечном итоге... но Льву Николаичу иного-то и не надо... А дальнейшее развитие его философии - смотрим в глубочайшем романе "Воскресение"... Возьмите на себя труд, перечитайте этот шедевр мысли... Мне о нем даже говорить-то тяжело))... это читать надо, дабы проникнуться))... Короче, все герои Толстого - столь же плоские, как и его рассуждения о смысле жизни... Этот человек плохой, а этот - хороший. Так вот вести правильно, а так вот - нет... А Наполеон - это ничтожество, слепою полею судеб заброшенное в центр исторических событий... Смотрите, детки, повторяю вам я это в тридцать пятый раз, и поступайте правильно... Вот об этом - все романы Толстого... Ну, Анна Каренина чуть поинтереснее, самую малость может быть... Хотя с чего ей было под поезд бросаться, причем сразу как Вронский уехал, и не к любовницам даже, а так пока... И вот как-то сразу собралась Аннушка, и поехала, и бросилась разумеется, без особых колебаний... Ну, надо было Толстому, чтобы бросилась, ну и бросилась... Хотя не особо-то и плохо было ее положение, спешить вообще некуда было... Но это как и Андрей Болконский - помер ведь, через 2 месяца после ранения, даже сложно понять, от чего... Встретив свою невесту и помирившись с ней... От такого иной раз и помирающие выздоравливают наперекор прогнозам... Но тут - что-то он душой решил на тот свет, да и отправился в итоге... Ну, так надо было по задумке... Короче, Толстой художественным словом владеет замечательно, общим построением картины произведения - тоже... Но вот внутри, если приглядеться, за этими замечательными красками - какая-то примитивная простота и пустота... И чем больше думаешь над его героями, их судьбами и поступками, тем больше приходишь в недоумение...
А вот Федор Михалыч - он, наверное, мог бы тоже гладкие и художественно совершенные тексты писать... Но делал - сознательно иное... Его романы - ну это как айсберги какие-то, с первого взгляда там большая часть-то сокрыта, и вдумываться в них и изучать их можно бесконечно... Они не оставят впечатления чего-то понятного и в конечном итоге примитивного... Но естественно, для этого необходимо упорное внимание к тексту и труд мысли... Ну вот, как-то так вкратце...
|