"Дело врачей"

Это уголовное дело было возбуждено в январе 1953 года против группы советских врачей (еврейской национальности), подозреваемых в попытках отравить ряд советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук на основании электрокардиограммы диагностировала у Жданова инфаркт миокарда, однако руководство Лечсанупра заставило её написать другой диагноз и назначило Жданову лечение, противопоказанное при инфаркте, приведшее к смерти пациента.
В связи с этим в январе 1953 года было объявлено, что
«большинство участников террористической группы были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт“, созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах». В связях с этой же организацией ранее были обвинены и проходившие по делу Еврейского Антифашистского комитета. Огласка дела местами приобрела антисемитский характер.
«Дело врачей» стала одним из последних громких уголовных дел эпохи Сталина. Оно стало частью кампании по борьбе с космополитизмом, которая приобретала антисемитские формы. В 1952 году были расстреляны 13 известных еврейских общественных деятелей и репрессированы более сотни людей, связанных с Еврейским антифашистским комитетом. Волна подобных процессов прокатилась и по странам Восточной Европы, находившихся под влиянием СССР.
Сообщение в «Правде» о «деле врачей» появилось в статье без подписи «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». Изобличившим «убийц в белых халатах», пропаганда представила Лидию Тимашук — врача, обращавшуюся в ЦК с жалобами на неправильное лечение Жданова ещё в 1948 году. «За помощь в разоблачении трижды проклятых врачей-убийц» она была награждена орденом Ленина.
Следователем по делу был
Михаил Рюмин, написавший Сталину за год до этого о еврейском заговоре в органах государственной безопасности (о чем Сталину уже было известно...). Сам глава государства буквально до последнего контролировал расследование. Закрыто оно было Лаврентием Берией через неделю после смерти Сталина. Однако по инерции антисемитские публикации в прессе еще некоторое время продолжались.
3 апреля 1953 года все арестованные врачи были освобождены и восстановлены на работе. Через день официально было объявлено о «недопустимых методов следствия». Разрабатывавший «дело врачей» подполковник Рюмин) был немедленно арестован по приказу Берии. Впоследствии, уже в ходе хрущёвских процессов над исполнителями репрессий, он был расстрелян.
Как вспоминал сын одного из умерших при пытках врача Яков Этингер, Николай Булганин в разговоре с ним подтвердил, что суд над врачами намечался в середине марта 1953 года, осуждённых планировалось публично повесить на центральных площадях крупных городов СССР.
Есть и менее радикальная версия – кампания была связана с планами массового переселения евреев в Сибирь и на Дальний Восток во избежание разного рода самосудов, которые могли стать следствием пропагандистской кампании. Изучение этой темы в СССР стало возможным лишь на исходе перестройки. На первом этапе в конце 1980-х годов были опубликованы записки, очерки.