Александр Робертович писал(а):
Ну вот, добрался и до тебя.
1. Неправда твоя. Без руководства страны никаких благие начинания народа невозможны. Кто принимает решение создать НИИ? Производственное объединение? Кто покупает оборудование? Платит зарплату? Всё то делает руководство которое и организовывает то или иное направление в науке или производстве. был заказ на космос - там и были главные успехи.
2. Русская Научная Школа была почти лишена гос. поддержки в Империи. В СССР она стала организованной, систематической, чёткой структурой.
3. Я бы тебе с радость поверил, кабы совсем не знал истории РИ. Но я её знаю и могу тебя огорчить. Православие в поздней Империи - не Вера, а традиция, к тому же предмет насмешек - как и Царь вместе с Самодержавием. Образованное общество было пронизано злословием, радостям от неудач, оно гнусно хихикало и громко ржало над российскими устоями. Оно не подавало руки черносотенцам и жандармам. Либералы в лице великого и могучего Толстого поддерживало педерастию и преклонялось перед западом. Смердяковых стало намного больше, чем Православных патриотов. Так что не было уже никакого народа-богоносца. Люди одемократились и обыдлились. И приписывать тому разложившемуся, предавшему Царя и Веру обществу принципиальные успехи в экономики СССР, просто антинаучно.
1. Организация НИИ и прочих учреждений - это не заслуга большевиков, потому что то же самое происходило и в других развитых странах, но при этом без массовых убийств священников и крестьян. Не большевики придумали создавать научные институты, поэтому они возникли бы и без них, не так форсированно, возможно, но и без таких огромных жертв.
Кстати говоря, первые НИИ возникли именно до революции:
пример 1,
пример 2.
Кроме того, большевики своей репрессивной политикой наоборот сдерживали развитие науки и техники. Целые отрасли науки объявлялись "буржуазными" и запрещались (генетика, кибернетика и проч.). Наука лишалась целого ряда выдающихся учёных, попавших в списки "врагов народа". В 20-е 50-е годы было репрессировано около 500 учёных-этнографов (А.В. Адрианов, Б.Э. Петри и др.). В 1937 году расстрелян выдающийся экономист Чаянов, в заключении умер генетик Николай Вавилов, прошли лагеря такие учёные как физики Раушенбах (православный, кстати) и Ландау, биолог Тимофеев-Ресовский, конструкторы Туполев и Королёв и другие.
Можно смело утверждать, что советская власть не только не способствовала развитию науки, но наоборот всячески ей препятствовала, и только гений и величайшее терпение русского народа позволили в те годы добиться столь выдающихся успехов.
2. Как я уже написал, процесс возникновения систематической науки был присущ всем странам с развитыми научными школами, и нет оснований считать, что Российскую империю он обошёл бы стороной. То, о чём вы говорите, равносильно тому, чтобы обвинить РИ в отсутствии компьютеризации и автоматизации производства. В те времена ни в одной стране не было "организованной, систематической, чёткой структуры" научной школы - это целиком явление 20 столетия.
3. Да, общество не было патриархально-православным. Но общество никогда не было таковым. Вы почитайте осуждения Стоглавого и прочих соборов, где описываются все пороки вплоть до мужеложества. То есть даже в благословенные средневековые времена царил разврат, порок, грех, различные секты и ереси - чего же тогда говорить об обществе начала 20 века? Надо "сказать спасибо" уже тому, что в России хоть как-то теплилась вера, что были такие "светильники", как святые Иоанн Кронштадтский и Иоанн Восторгов, что было развито монархическое и национальное движение, что наряду с разной либеральной макулатурой массово издавались монархические и православные издания. Вы неправы, когда говорите, что народ-богоносец якобы стал народом-богоборцем. Это та же крайность, как и сусальные представления о дореволюционной России как об идеальной эпохе: было как то, так и противоположное. Да, было такое, что в армии отказывались от причастия, но были и десятитысячные толпы на похоронах уже помянутого святого Иоанна Кронштадтского. Да, в 20-е ломали церкви, но крестьяне по прежнему хранили иконки в избах, а число православных верующих по советской переписи 37 года составляло примерно 40%.
И если сравнивать с теми же 70-ми, то Россия начала 20 века была вполне православной страной.
И именно это русское православное воспитание позволило осуществить как научно-технологический рывок (дореволюционная школа образования и воспитания), так и прочие достижения, связанные с нравственными качествами православного христианина - терпение, смирение, трудолюбие, жертвенность, самопожертвование "ради други своя". И наоборот: именно отсутствие или вернее слабая выраженность этих качеств в народе, воспитанном на Ленине и материализме, привело к тому, что люди согласно своему материалистическому мировоззрению предпочли материальные блага, которые предлагал Запад, и предали те нематериальные идеалы, которыми веками жил русский народ до революции.