Владислас писал(а):
Все ереси анафематствованны на Вселенских, либо общеправославных Соборах. С четкими разъяснениями, формулировками и терминами. Отточенными и принятыми полнотой (большинством) членов, принимающих в этих соборах участие. Заблуждения же Западной Церкви названы ересью и проклинаются только в частных трудах, или в лучшем случае подписаны несколькими патриархами. Вроде "Окружных посланий".
Вселенские Соборы собирались не по плану, не просто так, а когда Церкви грозила смертельная опасность от уже распространяемых (еще до Соборного осуждения) ересях.
Вселенские Соборы собирались, чтобы осудить уже имеющиеся ереси. Т.е., ересь является ересью, не потому, что она осуждена Соборно, а потому, что она искажает Веру Христову. А уже Соборы свидетельствуют, что то или иное учение является ересью и анафемствуют эту ересь и тех, кто в ней упорствует и проповедует ее.
Флорентийскую унию подписали все иерархи, кроме Марка Эфесского.
Для некоторых упертых, для которых "Окружное послание нескольких патриархов", решение Всеправославного Совещания, это же ведь все еще "частные мнения" приведу еще инфо по Соборным решениям:
Цитата:
По возвращении в Константинополь многие греческие епископы которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии пришли в раздражение; униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский составили 1443 г. в Иерусалиме собор на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии произошло в 1450 г. на соборе в Константинополе, на этом же соборе был низложен униат патриарх Константинопольский Григорий Мамма и возведен на патриарший престол православный Афанасий.
Но упертому и эти Соборы не авторитеты? ("подумаешь, всего лишь несколько патриархов собрались").
Так есть еще собор 879 – 880 гг.
Цитата:
На Соборе присутствовали представители всех Патриархов и папские легаты (Евгений, Пётр и Павел) — всего 383 епископа. Собор восстановил Фотия на престоле, осудил собрание 869 года.
На пятом заседании собора было принято три правила, которые вошли в Каноны Православной церкви.
На соборе читался Никео-Цареградский Символ веры без Filioque — шестое заседание собора, затем на соборе было объяснено, почему Символ имеет особое значение: «Мы принимаем всем сердцем и исповедуем устами, дошедший до нас из древности символ и возвещая его, ничего не убавляя и не прибавляя к нему, и не изменяя и не повреждая его».
Собор издал определение, осуждающее какие бы то ни было добавления к Никео-Цареградскому Символу и наложил прещение на тех, кто это делает: «если кто из лиц духовных допускает изменение или добавление к этому Символу, таковый подлежит извержению из священства, миряне дерзающие это делать подлежат анафеме».
Седьмое заседание собора запретило добавления к Никейскому Символу.
Было запрещено вмешательство папы в дела патриархий Восточной Православной Церкви. Формально было признано разграничение с папой, а не примат его власти. Так происходит «запрещение нововведения и изменения первой почести епископу Рима». Канон говорит: «Всем из присутствующих послов святейшего трона Римской Церкви, всем из вводящих новшества его (Рима) председателем и сегодня и в будущем».
VIII Вселенский Собор продлевает действие постановления, принятого на II и III Вселенских Соборах. 3-им Каноном II Вселенского Собора постановляется: «епископ Константинопольский имеет старшинство в почете после епископа Римского потому, что это есть Новый Рим». Не существует примата власти ни для папы, ни для «вселенского патриарха». 28-ой Канон III Вселенского Собора гласил «...равное старшинство воздается святейшему трону Нового Рима, судя справедливо о царствующем и почитаемом синклитом Граде (Константинополе), равно пользующимся правами со старейшим Царским Римом».
В греческих православных церквях собор 879 года фактически почитается VIII Вселенским, каковым он де-факто был по своему составу и характеру принятых решений; формально имеет статус поместного.
(Здесь могу заметить, что, как я понимаю, должен быть созван следующий собор, который признает Собор 879 - 880 гг. Вселенским, и тогда уже этот Собор 879-890 гг. уже совсем окончательно утвердится, как Вселенский VIII; вопрос о том, будет ли в земной истории еще один, оставим).
И еще раз повторю мысль. Ересь - есть ересь, вне зависимости от того, успели ее Соборно осудить или нет. Мы веруем, что врата адовы не одолеют Церковь. Одним из механизмов сохранения земной Церкви является то, что Господь всегда так устраивал и устраевает, что не смотря на противоборство врага рода человеческого, в земной Церковной истории собирались Соборы и осуждали ереси.
Мне видится, что те, современные нам ереси, которые, казалось бы еще не были осуждены Соборно, на самом деле являются просто переложением на современный лад всех древних ересей, которые уже были Соборно осуждены. И, если современные подвижники Духа бьют в колокола, предупреждая о современных (казалось бы еще Соборно не осужденных ересях), то мы верим, что Господь так устроит, что будут еще созваны Соборы, которые конкретно осудят эти ереси (если, конечно, Господь продлит земное время).