Отповедь
протоиерею Димитрию Смирнову, профессору МДА Михаилу Дунаеву и диакону Андрею Кураеву.
В «Самарской газете» от 25 марта 2003 года была напечатана статья прот. Д. Смирнова «Самочинство, как относиться к прославлению и написанию икон Григория Распутина и Царя Иоанна Грозного». Прочитав статью, получил не умиротворение, а горький осадок: в названии статьи два слова в ней – прославление и иконы – были взяты в кавычки, чего я даже при переписывании не дерзнул сделать.
Вас, уважаемый о. Димитрий, возмущает тот факт, что два имени (как Вы пишите) – «Григорий Ефимович и Иоанн Грозный заслоняют собой действительный сонм наших новомучеников. Потому что о них только и идет речь, к сожалению». К счастью нашему именно глас народа – глас Божий. И сердце народное чует святость святого Великомученика Григория Нового и святого Благоверного Царя Иоанна Грозного, хотя пока синодальной комиссией не причисленных к лику святых. Сами понимаете, отче, что подобными публикациями Вы ни чуть не приближаете канонизацию сих святых. Даже духовный Светильник нашего времени (которого Вы по-мiрски именуете словом авторитет) батюшка Николай Гурьянов Вам, к сожалению, не указ. Вы почему-то откуда-то взяли, что «притягивать к этому вопросу духовный авторитет о. Николая Гурьянова абсолютно неправомочно». Господь сподобил меня два раза быть в гостях у этого великого подвижника и исповедника нашего времени. В первом посещении я получил исцеление у батюшки Николая, и всем, кто вопрошал его о мученике Григории Новом, он говорил, что Григорий Новый – святой и мученик.
Недавно одна крестьянка рассказала мне случай, когда ее корова заболела, и ветеринары не могли оказать никакой помощи. И тогда она с молитвой обращается к мученику Григорию Новому. Произошло чудо – корова поправилась. Женщина с радостью попросила, чтобы я отслужил молебен, что я и исполнил. Это уже потом я ей сказал, что к мученику Григорию еще при жизни обращался народ за помощью в случае пропажи коней и, вообще, домашнего скота. Крестьяне Сибири, видя его молитвенную жизнь, почитали его за праведника, с удовольствием внимали его простым речам, получая большое утешение, называя его Божиим человеком, а Царственные Страстотерпцы – к слову сказать – Другом.
Далее Вы пишете: «…что у каждого человека есть рамки его прерогатив, у президента РФ – она кончается на границе Казахстана…». Мне не понятно, почему Вам понадобился такой светский аргумент, когда речь идет о народном почитании сих двух святых? Какое отношение имеет президент к прославлению того или иного святого? Вы пишите, что прерогативы канонизации за архиерейским собором. Но ведь совсем недавно, как мы помним, было откровенное нежелание Синода прославить и Царя-искупителя Николая Второго, и только огромное почитание русским народом Царской Семьи приблизило, наконец, канонизацию. И если бы этого не произошло, то вполне вероятно, могли возникнуть непредвиденные ситуации, а между Синодом и народом Божиим противостояние усугубилось бы. Слава Богу, это преодолели.
В Благочестивое Царствование Царя Николая Второго мы так же помним, что было откровенное нежелание тогдашнего Синода прославить Преподобного Серафима Саровского, говорили: «чего, мол, в лес ехать». Только решительность Царя преодолела эту преграду, и Государь собственноручно на Указе начертал: «Немедленно прославить».
Меня также возмущает тот факт, что Вы двух (для нас святых) лиц в своей статье называете фигурами. И не мне Вам, почтенный отче, напоминать, что человек – это прежде всего образ и подобие Божие, и Ваше определение звучит, таким образом, несколько странно. Ведь у Бога души, а не фигуры. Касательно Царей рекомендую, не гнушаясь, прочитать изречения святых отцев о Царской власти. А в неделю Торжества Православия одиннадцатое анафематствование гласит: «Помышляющим и неверующим о том, что Бог изливает на Своих Царей особую благодать Святого Духа, помазует их на Царство, соделывает их христами Господними, подобными Христу Господу, анафема».
Вообще поражают последнее время нападки на мученика Григория и Царя Иоанна Грозного диакона-путешественника Андрея Кураева. В Москве несколько лет назад (до 2000 года) в частной беседе с диаконом Андреем на мой вопрос: «Как Вы относитесь к Царской Семье?», ответил: «Не вижу примера для подражания». После канонизации он говорит уже другое. Так что, по крайней мере, сейчас очень хорошо видно, кто есть кто.
Профессор МДА М. Дунаев в той же газете от 19 марта в статье «Блуждание перед агонией» снова набрасывается на двух праведников (мч. Григория и Царя Иоанна), попутно оскорбительно называя убиенного певца-патриота Игоря Талькова рок-идолом, чего маститому профессору ну никак не к лицу. Такое отношение к памяти погибшего не позволительно даже мирянину, а тем более Вам, господин профессор. Смею заметить, что певец Игорь Тальков, начиная с 1987 года (когда большинство молчало) во всеуслышание, на всю страну, пел в своих песнях о тирании и оккупации нашей страны, пробуждая в нас нациоанльно-патриотическое христианское сознание, пел о том, что мы не скот, а народ, обманутый и обворованный, что и привело к спровоцированному подлому убийству, виновные в котором до сих пор не найдены. Незадолго до смерти Игорь был в Киево-Печерской Лавре, и исповедовавший его игумен Алипий сказал, что исповедь его была искренней, достойной православного христианина, и никому не дано право судить те или иные действия человека – это Вам тоже должно быть известно…
Протоиерей Димитрий в своей статье попутно задевает любимую народом Жанну Бичевскую, заявив, что ее мнение может не совпадать с учением РПЦ. После этого обратно переходит к отцу Николаю Гурьянову, говоря, что: «если бы действительно ему было открыто Духом Божиим необходимость канонизации, то он бы написал письмо Святейшему или Архиерейскому собору…» Далее он пишет, что такого заявления не было и не могло быть. А откуда Вам, о. Димитрий, это знать? Откуда такая уверенность в том, что подобного письма не могло быть? Не понятно. И в конце статьи протоиерей пишет, что к подобным явлениям (о чем речь шла в статье) как и к ИНН, нужно относиться совершенно спокойно: «… пошумят-пошумят и утихнут, ну сколько можно, сейчас эти споры на «кухонном» уровне…» вот так, начал о. Димитрий свою статью с критики двух праведников, а окончил тем, что даже и ИНН – ничего страшного.
Цель написания данной статьи заключается в том, что если наши оппоненты пишут безбоязненно подобные оскорбительные для православных статьи в адрес праведников, то наш священный долг с возгласом: «Вонмем», обязывает нас опровергнуть нападки и встать на защиту русских мучеников и святых. А всем подобным «патриотам» и «ревнителям» благочестия надобно заявить: доколе будете смущать души православных христиан своими риторскими способностями, целенаправленно нападая на праведников и мучеников Божиих? Не пора ли задуматься? Настоящее время отпущено нам на сугубое покаяние и осознание собственных грехов. Остановимся, умолкнем и покаемся, ибо за каждое слово, праздно сказанное, дадим ответ пред Богом в День Судный.
Священник Сергий,
настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского,
Шигонский район Самарской области.
|