Прянишников Дмитрий писал(а):
Раскол в Русской церкви XVII века до сих пор привлекает внимание как иследователей, так и простых граждан. Для меня, к примеру, старообрядцы - принявшие реформу, а вернее возвращение к истокам, патриарха Никона. Аввакум и его сторонники же - раскольники, протестанты восточного обряда, вся так именуемая их "иерархия" не более чем вульгарное самозванство. У кого какие мнения?
Староверы сохранили древлеправославную веру в чистоте. Мы веруем так как веровали наши предки от Крещения Руси. Реформ Никона мы не приняли так как они носили откровенно бессмысленый и антирусский характер. Никон поставил благородную цель -- объединить все православные церкви, но в результате расколол поместную. Уничтожил истинное священство. Которое к тому времени осталось только на Руси.
Страшным потрясением всколыхнул землю русскую семнадцатый век. Нарушилось единство веры православной, раскололась она и великие смуты пошли с той поры, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой и непримиримостью. Перед Великим постом 1653 года Патриарх Никон разослал по московским церквам "память", в которой указывалось уменьнить число земных поклонов на службе Ефрема Сирина и креститься тремя перстами. Защитники и приверженцы старых обрядов предавались проклятию как еретики. Изменения в символ веры никониане вносили на основании сличения древнерусских текстов с греческими, даже не усомнившись в праведности своего деяния. Но с точки зрения исторических фактов правы были как раз староверы. Не русские, а греки отступили от традиции. Русь приняла христианство по Студийскому уставу (который в Греции был позднее вытеснен Иерусалимским), сохранив старые обряды до середины семнадцатого века.
Так кто же были раскольниками ? Приверженцы традиционных, укоренившихся в сознании обрядов или реформаторы, скорополительными нововведениями разделившие народ ? Ответ на этот и многие другие вопросы даёт история, не раз доказавшая, что при отказе от своих духовных истоков народ неизбежно сбивается с пути и либо топчется на месте, либо плутает во мраке чуждых ему идей.
Трагедия церковного раскола усугубилась ещё и тем, что основные причины были не в изменении обрядов и текстов книг. Треть русского народа, поддержавшего Аввакума и его сподвижников, не могла состоять из фанатиков и еретиков. Эти люди подсознательно чувствовали, что никоновские реформы ведут к изменению национального нрава, характера, духа народа. Согласие с нововведениями значило бы для них безропотное подчинение чуждой им мировоззренческой воле.