Александр Робертович писал(а):
...очень печально, что находилось крайне мало людей, которое могло бы переступить через "а что скажет княгиня Марья Алексевна"... Для них мнение общества было куда важнее Заповедей...
А я думаю, здесь не так все просто. Главная проблема
не в гордыне отдельного человека, а в стереотипах, которые диктовало общество. Самому дуэлянту, может, и глубоко наплевать, "что скажет княгиня Марья Гавриловна" - он бы и переступил через свою гордыню, простил бы оскорбление, отказался бы стреляться. Но!

В глазах общества НАВСЕГДА утратила бы уважение его невеста, из-за которой и случился поединок; или оскорбленная сестра; или жена; или мать; или вся его семья...
Читаем:
Цитата:
Защищать честь женщины был обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник); но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, справедливо не признавалось право на защиту от оскорблений.
Офицер не считал себя вправе подвергнуть их такому позору... Возможно, это тоже своеобразное проявление гордыни, спорить не буду... но мне думается, это чувство гораздо сложнее, нежели банальное самолюбие.
А в ряде случаев
пятно позора легло бы на РУССКОЕ офицерство вообще - если бы офицера оскорбил иностранец (особенно если это произошло за границей!). Разве мог бы он опозорить честь страны? позволить иностранцам считать, что русский офицер струсил, испугался дуэли? Нет, не мог. И совсем не в гордыне тут дело, а в чувстве ДОСТОИНСТВА, чувстве принадлежности к великому народу. Разумеется, это сугубо ИМХО.