Сергей Морозко писал(а):
Резуна я читал совсем немного, в детстве. Читал только то что меня интересовало - про танчики. Резун предатель-перебежчик, а его книги - это прозападная либерально-демократическая пропаганда, направленная против СССР. Тем не менее, у меня нету оснований доверять и большевистской пропаганде.
Только вот, почти все приведенные "аргументы" первоначально растут из резуновских книг. Я с его творчеством знаком достаточно хорошо, и текст весьма узнаваем. Тут и танки БТ, и "отсутствие противотанковых пушек", и Ил-2 без оборонительного пулемета, и т.д. и т.п. Проходили мы уже все это. В принципе на эту тему я уже на форуме спорил неоднократно, честно говоря, уже надоело, так что набросаю ответ вкратце.
1. Про оборону и укрепления.
Стратегическая глубокоэшелонированная оборона для СССР, имевшего западную (и не только) границу огромной протяженности, считалась нецелесообразной. Направление главного удара противника нам доподлинно неизвестно, в связи с этим пришлось бы строить несколько сплошных линий обороны «от моря до моря», напичканных ДОТами, минными полями и т.п.. И все это нужно заполнить войсками достаточной плотности. Причем глубина такой обороны должна быть весьма значительной. Несложно догадаться, что для этого потребуется многомиллионные массы войск (не говоря уж о том, что значительная часть территории СССР, напичканная минами и ДОТами, оказывалась бы малопригодной для жизни и ведения хозяйственной деятельности). Если плотность войск и оборонительных сооружений (а также глубина их построения) окажется недостаточной, противник прорвется на ряде участков, а рассредоточенные по ДОТам и окопам на других участках массы войск просто не успеют перебросить на опасный участок. Но и это еще не всё. Такая пассивная, сугубо оборонительная доктрина по сути своей половинчата – ну отразим мы удар противника, а дальше что? Это все равно, что воину иметь только щит без меча. И еще напомню, что 1941 г. – это уже не Первая Мировая. Средства прорыва обороны с тех пор весьма усовершенствовались. Появились штурмовые группы, пикирующие бомбардировщики, танки, штурмовые орудия и т.п.
Поэтому для СССР оптимальной была следующая доктрина. Вкратце ее суть такова. В случае угрозы вторжения на границах, опираясь на укрепрайоны (УР), располагаются т.н. армии прикрытия, состоящие большей частью из стрелковых дивизий. Их задача – сковать наступление противника, пока основные силы наших войск, включающие подвижные объединения (в первую очередь мех. корпуса), завершат развертывание. Параллельно в стране объявляется всеобщая мобилизация. Затем следует наступательная фаза операции – контрудар наших войск. Война переносится на территории противника. Но это – в идеале.
В реальной же истории Сталин, получая сведения о концентрации германских войск на наших границах, долго колебался с запуском механизма РККА. В итоге развертывание наших войск началось слишком поздно, из-за чего плотность войск на границах оказалась очень низкой, и немцы легко расправились с армиями прикрытия. Укрепрайоны т.н. «линии Молотова» не были достроены, кроме того, из-за слишком позднего попадания в войска «Директивы №1», ДОТы далеко не везде были заняты войсками. Мехкорпуса и др. объединения наших войск, выдвигавшиеся навстречу немцам из глубины округов, вступали в бой разрозненно, сходу, в недоразвернутом состоянии. В результате чего были разгромлены немцами по частям. Все это усугублялось плохой организацией самих мехкорпусов (громоздкость, перенасыщенность танками, недостаток мотопехоты и артиллерии) и неосвоенностью новой техники (КВ, Т-34) в войсках.
Карты расположения советских и германских войск по состоянию на 21 июня прилагаю. Хорошо видно весьма жиденькое (по сравнению с немцами) построение наших войск на границах. Также можно заметить, что с нашей стороны на границах преобладают стрелковые дивизии.
http://rkka.ru/maps/zapovo2.jpg
http://rkka.ru/maps/pribovo.jpg
http://rkka.ru/maps/kovo.jpg
Теперь вкратце об «отсутствии укреплений». На новой границе строилась т.н. «Линия Молотова», состоящая из 13 УРов. Каждый УР имел от 5 до 13 узлов обороны, число строящихся ДОТов колебалось от 138 до 606. Глубина УРов составляла от 4 до 16 км, ширина по фронту от 45 до 120 км. На старой границе располагалась т.н. «линия Сталина». Вопреки идиотским домыслам ее никто не взрывал, но она была частично разоружена, поскольку вооружение срочно требовалось для оснащения более важной «Линии Молотова» на новых границах. По поводу «линии Сталина» есть хорошая статья М.Свирина "Зачем Сталин уничтожил "Линию Сталина":
http://angriff.narod.ru/inform/inform15_line.htm
2. О "танках-агрессорах" БТ:
«Кто такой Суворов – это Гений,
Гений бронетанковой науки,
Пол-Рунета вымрет от невыносимой скуки
Без его прекрасных сочинений» (с)
«Бэтэшный аргумент» опять же сугубо «суворовский». Изначально танк У.Кристи, запущенный в СССР под маркой БТ-2 с 37-мм пушкой, предполагался как танк-истребитель для защиты пехотных Т-26, поначалу выпускавшихся в двухбашенном варианте и вооруженных только пулеметами. Затем танки БТ-5 и БТ-7 было решено использовать для комплектации самостоятельных танковых соединений. По английской терминологии это т.н. крейсерские или кавалерийские танки. У англичан были аналоги наших БТ – «ковенанторы», «крусейдеры» и др.. Они имели такую же подвеску типа «кристи», только без колесно-гусеничного (КГ) хода. В Чехословакии был создан крейсерский танк «Шкода» LT-38 с подвеской «кристи», который пошел в серию уже при немецкой оккупации. Поляки разработали танк 10ТР – прямой аналог БТ с КГ-ходом, но запустить его в серийное производство не успели. У французов были свои кавалерийские танки фирмы «Гочкис» Н-35,39 и др., правда, с другой подвеской. Все эти танки по идиотской резуновской терминологии можно смело назвать «танками-агрессорами». Только вот не стоит путать понятия «агрессия» и «наступление».
К слову, оборудования для преодоления водных преград серийные БТ не имели, а бронирование 13-22 мм никак уж не назовешь «неплохим». Выпуск БТ был прекращен в 1940г., примерно за год до начала войны, взамен в серию пошел Т-34. Ненадежность БТ также никак не связаны с «блицкригом». В той или иной степени ненадежными были практически ВСЕ советские (и не только советские) танки 1930-начала 1940-х годов, включая те же Т-26, Т-35, ранние Т-34 и КВ.
Теперь о количестве. Во-первых, БТ (около 7 500 шт.) не были самыми массовыми советскими танками. Тихоходных Т-26 в 1941 г. было еще больше (около 10 000 шт.). Разумеется, далеко не все были исправными, многие были уже предельно изношенными. Во-вторых, СССР был самым большим в мире государством со значительно удаленными друг от друга потенциальными ТВД (напр. Западный и Дальневосточный). При этом сеть железных дорог была весьма слабо развита, и обладала недостаточной пропускной способностью. Вдобавок разведка постоянно завышала сведения о количестве танков у потенциальных противников, например, в 1941г. фигурировали цифры о 10 000 немецких танков. Так что проще было выпустить больше танков, чем оперативно перебрасывать их на громадные расстояния.
3. О штурмовике Ил-2:
Чудесное сказание об Ил-2 как о Самолёте-Агрессоре-без-Оборонительного-Пулемёта опять же пришло к нам со страниц «Ледокола» (Глава 3). Во-первых, после нападения Гитлера, т.е. после начала оборонительной войны, выпуск этого «самолёта-агрессора» не только не прекратили, но и максимально пытались усилить. Поначалу это было затруднено эвакуацией промышленности, но затем Ил-2 стал самым массовым советским боевым самолетом периода ВОВ. Во-вторых, отсутствие оборонительного пулемета было вызвано не глобальными планами по завоеванию и коммунизации Европы, а куда более прозаичными техническими проблемами. Ил-2 нес мощную броню, посему был тяжел и прожорлив по части топлива. Поэтому дальность полета и бомбовая нагрузка у него были невелики. Вот и пытались решить проблему, убрав стрелка, а вместо него установили дополнительный топливный бак. Посчитали, что для прикрытия достаточно будет истребителей, и как-нибудь проживем без этого пулемета. Тем более, что перед войной в серию было пущено сразу 3 типа истребителей – МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3. Вернули оборонительный пулемет уже в 1942 г. после многочисленных требований с фронта. Вообще, тема-то уже заезженная, по этому поводу написана гора литературы, даже, помню, фильм какой-то был. И я весьма удивлен, что в 2009 году кто-то еще повторяет подобные басни.
4. Об аэродромах:
Советские самолеты сгубило не столько близкое расположение аэродромов к границам, сколько отсутствие аэродромного маневра. 18 июня 1941г. был выпущен приказ №039 «О развертывании строительства оперативных аэродромов», подписанный Наркомом обороны и Нач.Генштаба, где сообщалось, что строительство ведется недопустимо плохо. Были утверждены сроки окончания строительства на 1 октября 1941г. Итог закономерен. Первый удар наша авиация еще кое-как отразила, но перебазироваться ей было некуда. Последующими ударами немцы благополучно накрывали уцелевшие самолеты. Недостаток аэродромов предполагал также скученность наших самолетов на летных полях. Положение усугублялось еще и тем, что в авиационные части в больших количествах стали поступать самолеты новых типов (в войсках совершенно не освоенные), а старые машины не изымались. В результате на некоторых аэродромах было скучено по сотне машин, и получался полнейший бедлам. Такое положение было недопустимо ни в какой ситуации. Даже если предположить, что мы готовились напасть на Гитлера, авиацию следовало бы рассредоточить (немцы перед вторжением так и сделали), чтоб одновременно задействовать как можно большее количество взлетно-посадочных полос, ибо удар должен быть массированным. Я уж молчу о том, что авиация была не замаскирована, что в случае нашей подготовки к нападению совсем странно – зачем себя обнаруживать? Учитывая, кстати, тот фактор, что немцы нагло летали над нашей территорией всю весну-начало лета 1941г., и им было известно положение многих наших аэродромов. Мы же имели о германских аэродромах весьма смутное представление, ибо с нашей стороны авиаразведка если и проводилась, то очень слабо (это называется к «нападению» готовились – не знали даже что бомбить нужно).
5. О противотанковых пушках:
Основной советской противотанковой в 1941г. пушкой была «сорокопятка». Их было выпущено достаточное количество – более 14 тысяч, равно как с избытком хватало и дивизионных 76-мм пушек (более 8 тысяч). Производство их было приостановлено по настоянию маршала Кулика, поскольку кто-то пустил рукосылу, что у немцев появились тяжелые танки с противоснарядным бронированием. В производство пытались пустить более мощные 57-мм пушки и 107-мм пушки М-60. Была выпущена небольшая серия, но потом по разным причинам производство было остановлено. Поскольку тяжелых танков у немцев не оказалось, было возобновлено производство 45-мм пушек и 76-мм пушек. Это также, в общем-то, хорошо известная история.
6. Об "оборонительном танке" КВ-85:
Во-первых, маленькое уточнение: на фото не КВ-85, а его прототип – КВ-1С с втиснутой в его башню 85-мм пушкой. Во-вторых, впервые слышу об «оборонительности» этого танка. Создавался он как своеобразный «временщик», пока не будет развернуто производство танков прорыва ИС. И использовались КВ-85 в составе гвардейских танковых полков прорыва.
7. О самоходных установках:
Про самоходные установки опять интересно получается. В годы ВМВ САУ делились, грубо говоря, на истребители танков и штурмовые орудия. По идиотской резуновской «логике» первые можно отнести к «оборонительным», а вторые – к «наступательным». Так вот – в 1941 году у немцев были в серии и те, и другие, а у нас – никаких, в том числе и «агрессивных». Так что, опять мимо.