Евгений Карамьян писал(а):
Лина обвинять за отсутсвием Императорского престола целые поколения жившие после февраля 1917 глупость несусветная. Не надо, даже меня либерала ровнять с февралистскими преступниками. Для меня подобное обвинение обида.
То, что мы наследуем грехи своих предков, свидетельствует и Св. Писание: «… сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» - (Исх. 34; 7).
«Грех против него ( Царя ) и России совершили все, кто так или иначе действовал против него, не противодействовал тому или хоть сочувствием принял участие в совершившемся 40 лет назад событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием. … Перед нами, пред русским народом, путь восстания – есть путь сознания греха и покаяния». – (Святитель Иоанн Максимович)
Сразу после расстрела Царской Семьи Святитель Тихон, новоизбранный Патриарх сказал: « Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, ... наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его … мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви . Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. » - (Помест. Собор Русской Православной Церкви, 1918).
Русский подвижник игумен Серафим (Кузнецов), вывезший мощи Алапаевских Мучеников в Св. Землю и первым составивший большое правдивое жизнеописание Царственных Мучеников, которых знал лично, пишет: «Не будем лгать перед собою: мы все, только в разной степени, повинны в этом грехе … Дальнейшее, зависит от нас самих, и чем скорее мы принесем покаяние, тем скорее… засияет луч скрывшейся от нас любви» - (Православный Царь-Мученик. М: Паломник, 2000).
Митрополит Анастасий (Грибановский) видел худшую сторону произошедшего цареубийства в безчувствии народа: «… Царь-Мученик остался неосетованным и неоплаканным своими подданными» - (Архипастырские послания, слова и речи Высокопреосвящ. митр. Анастасия).
Архиепископ Нафанаил (Львов) видел ее в измене Царю: «Народ наш совершил двойной тяжелый грех: изменил своему Царю-Помазаннику Божию и изменил ему именно за то, что тот был совершенно праведным, безкомпромисно исполнял свой Царский долг, служа правде Божией» - (Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т.3, 1942.).
Святитель Иоанн (Максимович) говорил: «Великий грех – поднять руку на Помазанника Божия, не останется и малейшая причастность к такому греху неотомщенной. В скорби говорим мы: «кровь Его на нас и на детях наших», так как в грехе цареубийства повинны не одни только физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец».
В ответ на попытки некоторой части своей паствы оправдать себя архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками. … Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Ученик прп. Старца Нектария Оптинского епископ ( Сеатлийский, РПЦЗ ) Нектарий (Концевич) говорил: «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени над каждым из нас».
Схимонах Никодим Карульский писал: «За русский народ, за освобождение его от сатанинской власти недостаточно одних молитв, хотя бы и преусерднейших – требуется всенародное покаяние с глубоким сознанием великого и тягчайшего греха – отвержения Божией власти над собой в лице Помазанника".