Продолжение предыдущего:
7. Образование Синода Русской Истинно-Православной Церкви и
отделение РИПЦ от РПЦЗ (В)
Обретение письменного благословения митрополита Виталия на учреждение Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви и возможность самостоятельного рукоположения новых архиереев явилось исполнением давних пожеланий Председателя Архиерейского Совещания Российских Преосвященных архиепископа Лазаря (Журбенко). Все недоразумения, возникавшие в его взаимоотношениях с Архиерейским Синодом РПЦЗ, имели своей первопричиной глубокую убежденность архиепископа Лазаря в том, что РИПЦ непременно должна представлять собой такую же самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, какой являлась РПЦЗ. С целью осуществления распоряжения митрополита Виталия с 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев Русской Истинно-Православной Церкви и последующего преобразования Архиерейского Совещания Российских Преосвященных в Архиерейский Синод РИПЦ30 . В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Иеромонах Дионисий (Алферов) был рукоположен во «епископа Боровического» (Новгородская область), архимандрит Ириней (Клипенштейн) во епископа Верненского (Казахстан), игумен Гермоген (Дуников) во епископа Жлобинского (Белоруссия) и иеромонах Тихон (Пасечник) во епископа Шадринского (Сибирь). Все новорукоположенные иерархи являлись викариями архиепископа Лазаря. Следует отметить, что решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ (В), ни даже с митрополитом Виталием (Устиновым). Данное обстоятельство породило новое обострение во взаимоотношениях Архиерейского Совещания Российских Преосвященных с Синодом РПЦЗ (В). Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. Апофеозом разраставшегося конфликта стало выпущенное 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и «архиепископом» Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ (В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени Первоиерарха РПЦЗ (В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа Заместителя Первоиерарха РПЦЗ (В) «архиепископа» Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого Первоиерарха31 .
Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко) во время совершения Пасхального богослужения
Фото 16. Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко) во время совершения Пасхального богослужения
Имея целью создание альтернативы Русской Истинно-Православной Церкви и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ (В), фактически управляемый Заместителем Первоиерарха «архиепископом» Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей), епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров)32 . Реагируя на происходившие события, 5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ (В): «Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей»33 . Следствием данной оценки канонического статуса Русской Зарубежной Церкви юрисдикции митрополита Виталия стало принятие XII Совещанием Российских Преосвященных решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платформе абсолютной независимости. В этой связи Архиерейское Совещание Российских Преосвященных было преобразовано в Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви, во главе с Председателем архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев34.
Схиархиепископ Лазарь (Журбенко) незадолго до смерти
Фото 17. Схиархиепископ Лазарь (Журбенко) незадолго до смерти
Спустя год после учреждения Архиерейского Синода Русскую Истинно-Православную Церковь постигла тяжелая утрата. 30 июня 2005 г. скончался архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко), незадолго до смерти постриженный в великую схиму. Избрание нового Предстоятеля РИПЦ состоялось 7 июля 2005 г. на чрезвычайном заседании Архиерейского Синода. Изволением большинства собравшихся Русскую Истинно-Православную Церковь возглавил епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство архиепископа35 .
В 2006 г. состоялось событие, весьма примечательное в истории раскольнических группировок, отделившихся от Русской Православной Церкви Заграницей. Заместитель Первоиерарха РПЦЗ (В) «архиепископ Каннский и Европейский» Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав Русской Истинно-Православной Церкви. Еще большее количество заграничных приходов, ране входивших в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви, присоединилось к РИПЦ в 2007 г. Причиной тому послужило их несогласие с восстановлением церковного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом. Среди присоединившихся к РИПЦ оказался и небезызвестный Лесненский женский монастырь Пресвятой Богородицы в Провемоне (Франция). С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ, не желавших признать каноничность воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, на вступление в юрисдикцию РИПЦ. Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки ( временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ (Л), в единую Североамериканскую епархию.
Епископ Трентонский и Североамериканский Стефан (Сабельник)
Фото 18. Епископ Трентонский и Североамериканский Стефан (Сабельник)
Правящим архиереем новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который после принятия монашеского пострига должен был принять рукоположение во епископа Трентонского и Североамериканского. Вышеперечисленные решения Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки были полностью одобрены Архиерейским Синодом РИПЦ. Епископская хиротония иеромонаха Стефана (Сабельника), совершенная при участии архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника) и епископа Черниговского и Гомельского Гермогена (Дуникова), состоялась 18 декабря 2007 г. в Одессе36 .
8. Отношение Русской Истинно-Православной Церкви к РПЦ МП и РПЦЗ (Л)
В своем отношении к Русской Православной Церкви Московского Патриархата Архиерейский Синод РИПЦ придерживается вполне традиционных для катакомбной среды воззрений. Главным грехом РПЦ МП считается проявление лояльности по отношению к коммунистической власти, что именуется «сергианством». Упрекая Московский Патриархат за его отказ от политического противостояния советскому государственному строю, иерархи РИПЦ приравнивают духовенство канонической Церкви к печально известным обновленцам 1920-х годов. Кроме того, участие иерархов и богословов РПЦ МП в экуменическом диалоге воспринимается в Русской Истинно-Православной Церкви как измена Православию ради мнимого объединения всех религий и именуется «ересью экуменизма». Процедура присоединения клирика РПЦ МП к РИПЦ предполагает не только его публичное покаяние «в соучастии в отступлениях Московского Патриархата» и исполнение епитимии сроком от одного до трех лет, но и совершение «чина хиротесии» (т.е. повторного прочтения над присоединяемым молитв священнического/диаконского рукоположения)37 . Таким образом, иерархи Русской Истинно-Православной Церкви воспринимают Русскую Православную Церковь Московского Патриархата как раскольническую и еретическую часть Поместной Российской Церкви, имеющую не только определенные искажения в области вероучения, но и в значительной степени повредившую свою мистическую природу.
В отношении к канонической Русской Православной Церкви Заграницей, пребывающей ныне в полном церковном единении с Московским Патриархатом, Архиерейский Синод РИПЦ развивает весьма оригинальную демагогическую концепцию, направленную на дезориентацию священнослужителей и мирян РПЦЗ (Л), имея конечной целью их последующее уклонение в раскол. Развитие данной концепции строится на утверждении того, что переживаемое сегодня время отмечено печатью всеобщей церковной апостасии, повсеместного уклонения всех Поместных Православных Церквей в «ересь экуменизма». Единственным оплотом неповрежденной веры провозглашается единая до 2001 г., но пребывавшая в состоянии абсолютной церковной изоляции Русская Православная Церковь Заграницей. Однако период возглавления РПЦЗ Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром (2001-2008 гг.) с самого начала был отмечен стремлением к восстановлению церковного единства с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Данное единство идеологи РИПЦ именуют не иначе как «церковной унией», проводя тем самым параллель с печально известной Брестской церковной унией 1596 г. и вызывая у православных верующих негативные ассоциации. Имея целью внесение массового смущения в ряды РПЦЗ (Л), иерархи Русской Истинно-Православной Церкви заявляют о том, что в 2007 г. состоялось воссоединение с Московским Патриархатом не всей полноты РПЦЗ (Л), а лишь только Архиерейского Синода, состоящего якобы из одних отступников. Исходя из данных посылок, иерархи РИПЦ декларируют то, что «историческая Русская Православная Церковь Заграницей», состоящая из последовательных противников «ересей сергианства и экуменизма», должна непременно возродится будущем на предстоящем Всезарубежном Соборе. Однако до того, как произойдет восстановление Архиерейского Синода РПЦЗ, непримиримо настроенного к Московскому Патриархату, все зарубежные приходы временно пребывают в церковно-административном подчинении Русской Истинно-Православной Церкви. В Извещении Канцелярии Архиерейского Синода РИПЦ делается официальное заявление о том, что зарубежные «приходы с духовенством и паствой не перешли в другую Епархию, а остались в прежних Епархиях РПЦЗ и отложились не от РПЦЗ, а от изменивших Православию и Зарубежной Церкви архиереев, отпавших от РПЦЗ»38 . Таким образом, не признавая канонического статуса за Русской Зарубежной Церковью юрисдикции Московского Патриархата, иерархи РИПЦ, консолидируя вокруг себя всех противников восстановления единства Русской Православной Церкви, имеют своей прямой задачей создание новой раскольнической структуры, притязающей на правопреемство от Русской Зарубежной Церкви и возглавляемой Архиерейским Синодом.
9. Взаимоотношения Русской Истинно-Православной Церкви с другими раскольническими образованиями
Пребывание в состоянии церковного раскола и изолированность Русской Истинно-Православной Церкви от полноценного общения с Поместными Православными Церквями побуждают иерархов РИПЦ искать возможность преодоления собственной самозамкнутости посредством вступления в «церковное общение» с представителями других раскольнических образований. Как уже упоминалось в 4 разделе настоящей статьи, в 2007 г. иерарх РПЦЗ епископ Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский) отказался признать законность подписания Акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ МП. Заявив о разрыве отношений с Синодом Русской Зарубежной Церкви юрисдикции митрополита Лавра, он провозгласил образование Временного Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ). Имея надежду на вхождение епископа Агафангела со всеми подчиненными ему приходами в юрисдикцию Русской Истинно-Православной Церкви, Архиерейский Синод РИПЦ направил ему Обращение, содержавшее предложение начать переговоры об объединении. Однако епископ Агафангел категорически отказался от диалога, назвав Русскую Истинно-Православную Церковь «расколом» и «самочинным сборищем». Войдя в общение с так называемым «Синодом Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, одним из многочисленных ответвлений греческого старостильного раскола39, епископ Агафангел провел две архиерейские хиротонии. На III Совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян Русской Истинно-Православной Церкви, проходившем 22 декабря 2007 г., была принята официальная резолюция, отражающая отношение РИПЦ к ВВЦУ РПЦЗ. Ее суть сводится к следующему:
* 1. Признание ВВЦУ РПЦЗ неканоническим образованием
* 2. Признание неканоничности архиерейских хиротоний, совершенных в ВВЦУ РПЦЗ совместно с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции
* 3. Объединение РИПЦ с ВВЦУ РПЦЗ может быть возможным только через роспуск ВВЦУ РПЦЗ, покаяние и признание ошибок со стороны его бывших последователей40.
Таким образом, в настоящее время обе церковные структуры, отделившиеся от РПЦЗ и действующие на территории России и стран ближнего зарубежья, пребывают в противостоянии друг другу.
Архиепископ Афинский и всей Греции Хризостом II (Киюсис), Председатель «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции
Фото 19. Архиепископ Афинский и всей Греции Хризостом II (Киюсис), Председатель «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции
После неудачной попытки объединения с ВВЦУ РПЦЗ иерархи Русской Истинно-Православной Церкви, подобно епископу Агафангелу (Пашковскому), обратили свой взор к греческому старостильному расколу. Поскольку в настоящее время существует десять противостоящих друг другу старостильных группировок, Архиерейский Синод РИПЦ принял решение начать диалог с так называемым «флоринитским» Синодом Церкви ИПХ Греции, в 1969-1978 гг. поддерживавшим евхаристическое общение с РПЦЗ. В настоящее время «флоринитский» Синод возглавляет архиепископ Афинский и всей Греции Хризостом II (Киюсис). Официальная переговоры Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника) с секретарем «флоринитского» Синода митрополитом Марафонским Фотием (Мандалисом) проходили 27 по 28 февраля 2008 г. в Лесненском Свято-Богородицком монастыре (Франция). В ходе встречи была констатирована вероучительная и мировоззренческая общность, существующая между Русской Истинно-Православной Церковью и «флоринитским» Синодом Церкви ИПХ Греции. По окончании собеседования архиепископом Тихоном и митрополитом Фотием было признано необходимым ознакомить Синоды обеих группировок с итогами переговоров, после чего продолжить установившийся диалог. После возвращения архиепископа Тихона в Россию Архиерейский Синод РИПЦ принял решение пригласить представителя «флоринитского» Синода для присутствия в качестве наблюдателя на предстоящем Соборе Русской Истинно-Православной Церкви. В свою очередь, «флоринитский» Синод принял данное приглашение41.
Таким образом, становится вполне вероятным возникновение в ближайшем будущем раскольнического союза, включающего в себя Русскую Истинно-Православную Церковь и «флоринитский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан Греции.
10. Современное состояние Русской Истинно-Православной Церкви
По состоянию на май 2008 г. в юрисдикции РИПЦ на территории стран СНГ пребывают42:
В России: 3 архиерея, 1 архимандрит, 1игумен, 3 протоиерея, 6 иеромонахов, 3 иерея, 3 иеродиакона, 1 диакон, 2 игумении, 4 храма, 3 скита и 2 женских монастыря. Общины РИПЦ имеются в Москве и Московской области, Ленинградской, Новгородской и Брянской областях, Курске, Тамбове, Воронеже, Сызрани, Самаре, Шадринске, Тольятти, Краснодаре, Омске, Челябинске, Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, Владикавказе и на Урале;
В Украине:1 архиерей, 2 игумена, 1 протоиерей, 2 иеромонаха, 2 иерея, 1 диакон, 5 храмов, 1 женский монастырь и 1 мужской скит. Общины РИПЦ имеются в Киеве, Одессе и Одесской области, Донецке, Виннице, Харькове, Хмельницком, Чернигове, Житомирской области;
Епископ Черниговский и Гомельский Гермоген (Дуников)
Фото 20. Епископ Черниговский и Гомельский Гермоген (Дуников)
В Белоруссии РИПЦ представлена на территории Гомельской области. В самом г. Гомеле имеются приходская и монашеская общины. Монашескую общину возглавляет игумения Макария (Давыденко). В приходской общине совершает служение диакон Димитрий Михайловский, а священник регулярно посещает Гомель, приезжая из Брянской области. Нередко бывает в Гомеле и епископ Черниговский и Гомельский Гермоген (Дуников), имеющий множество духовных чад из числа гомельчан. Кроме того, в юрисдикцию РИПЦ входят еще две тайные приходские общины, действующие на территории Гомельской области. Одна из них находится в г. Жлобине, а другая, предположительно, в деревне Столбун Ветковского района и возглавляется диаконом Александром Ремеевым.
В Молдавии: 1 приходская община;
В Казахстане: 1 архиерей и 1 храм. Имеются приходские общины в Астане, Чимкенте, Астанинской и Джамбульской областях.
В дальнем зарубежье РИПЦ представлена следующим образом:
В США: 5 приходов, 1 церковная миссия, 1 архимандрит, 3 протоиерея, 3 иерея, 1 протодиакон и 1 диакон, объединенные в составе Северо-Американской епархии;
В Канаде: церковное благочиние, включающее 1 храм и 1 протоиерея;
Во Франции: Леснинский ставропигиальный женский монастырь Пресвятой Богородицы в Провемоне, 3 храма (в Лионе, Каннах и Страсбурге), 2 протоиерея, 2 иеромонаха, 1 иерей, 1 протодиакон, 1 диакон и 1 игумения;
В Норвегии: 1 церковный приход и 1 иеромонах;
В Австралии: церковное благочиние, включающее 5 храмов, 3 протоиерея, 2 иереев и 1 диакона.
В данном списке перечислены только официально зарегистрированные приходы РИПЦ, но не упомянуты тайные священники и тайные приходские общины, продолжающие пребывание на нелегальном «катакомбном» положении. Согласно заявлению Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника), в юрисдикции Русской Истинно-Православной Церкви пребывает около 200 приходских общин, в число которых входят и тайные катакомбные группы43 .
С целью подготовки священнослужителей в Русской Истинно-Православной Церкви действует Епархиальное Пастырское Училище имени святого праведного Иоанна Кронштадского. Учебный Процесс Пастырского Училища рассчитан на три года и предполагает только заочную форму обучения44.
В настоящее время Архиерейский Синод РИПЦ состоит из следующих иерархов:
* 1. Тихон (Пасечник), архиепископ Омский и Сибирский, Председатель Архиерейского Синода РИПЦ, управляющий Одесско-Харьковской Епархией;
* 2. Вениамин (Русаленко), архиепископ Черноморский и Кубанский, Заместитель Председателя Архиерейского Синода РИПЦ;
* 3. Гермоген (Дуников), епископ Черниговский и Гомельский;
* 4. Стефан (Сабельник), епископ Трентонский и Северо-Американский;
* 5. Ириней (Клипенштейн), епископ Верненский и Семиреченский, временно управляющий Западно-Европейской Епархией;
* 6. Дионисий (Алферов), епископ Новгородский и Тверской.
11. Предстоятели Русской Истинно-Православной Церкви
11.1. Архиепископ Лазарь (Журбенко)
21.jpg
Первый Предстоятель Русской Истинно-Православной Церкви архиепископ Лазарь (в миру Федор Иосифович Журбенко) родился в 1931 г. на Кубани в семье потомственных казаков. Родители матери были репрессированы и умерли в местах лишения свободы. С детства много общался с представителями Катакомбной Церкви. В 1947 г. катакомбным иеромонахом Феодосием (Кашиным) был тайно пострижен в иночество с именем Феодосий. В 1950 г. из-за принадлежности к Катакомбной Церкви был осужден как противник советского режима по 58 статье УК РСФСР и приговорен к 10 годам заключения. Срок наказания отбывал в Карагандинском концлагере. В 1955 г. был амнистирован. После освобождения некоторое время проживал в Глинской пустыни, не прекращая поддерживать общение с Катакомбной Церковью. В начале 1960-х гг. установил переписку с иерархом РПЦЗ архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем). По благословению архиепископа Леонтия в 1971 г. был тайно рукоположен во иеродиакона и иеромонаха архиепископом Вениамином (Новицким), иерархом РПЦ МП. Однако священническое служение совершал в тайных катакомбных общинах. В 1975 г. принял тайный монашеский постриг с именем Лазарь. Пребывая на нелегальном положении, окормлял множество тайных катакомбных общин на всем пространстве бывшего СССР. Провел целый ряд тайных монашеских пострижений. В 1981 г. архиепископом Женевским и Западноевропейским Антонием (Бартошевичем), иерархом Русской Зарубежной Церкви, был заочно возведен в достоинство архимандрита. Во епископа Тамбовского и Моршанского был тайно рукоположен в 1982 г. приехавшим в СССР по туристической визе тайным епископом РПЦЗ Варнавой (Прокофьевым). Легализация епископа Лазаря состоялась на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившего 25 июля 1990 г. В достоинство архиепископа возведен в том же 1990 г. Отделившись от РПЦЗ в 2001 г., возглавил Русскую Истинно-Православную Церковь в юрисдикции РПЦЗ (В). В 2002 г. возглавил новообразованный и абсолютно независимый Архиерейский Синод РИПЦ. Скончался 30 июня 2005 г.45
11.2. Архиепископ Тихон (Пасечник)
22.jpg
Второй Предстоятель Русской Истинно-Православной Церкви архиепископ Омский и Сибирский Тихон (в миру Пасечник Леонид Алимпиевич) родился в 1948 г. в Казахстане в семье политических ссыльных. В 1970 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель. Обратившись в Православие, присоединился к омской катакомбной общине. Овдовев, принял в 1998 г. иноческий постриг и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным) был рукоположен во иеродиакона. Тем же иерархом Русской Зарубежной Церкви иеродиакон Тихон в 1999 г. был рукоположен во иеромонаха и определен в омский приход РИПЦ. Монашеский постриг с сохранением прежнего имени принял в 2002 г. Решением Архиерейского Совещания Русской Истинно-Православной Церкви юрисдикции РПЦЗ (В) был представлен к рукоположению во епископа Щадринского, викария Председателя Архиерейского Совещания Российских Преосвященных. Архиерейская хиротония состоялась 18 августа 2002 г. Правящим епископом Омским и Сибирским назначен 25 июня 2003 г. Решением Архиерейского Синода РИПЦ, состоявшегося 7 июля 2005 г., был избран Председателем Синода и возведен в сан архиепископа46.
Примечания:
1. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке.- М.: Республика, 1995.- С. 150, 174; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве.- М., 2005.- С. 15, 242-245; William C. Fletcher. The Russian Orthodox Church Underground, 1917-1970.- London: Oxford University Press, 1971.- P. 62-122.
2. Журавский А.В. Андрей (Ухтомский) // Православная Энциклопедия.- М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2005. - Т. II.- С. 361-365; Мануил (Лемешевский), митрополит. Андрей (Ухтомский), еп. б. Уфимский и Мензелинский // Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- Ч. I.- Erlangen, 1979.- С. 150-153; Шкаровский М.В. Указ. соч.- С. 243.
3. Поспеловский Д. В. Указ. соч.- С. 433.
4. Епископ Уфимский Владимир (барон фон Штромберг) был рукоположен во епископа в сентябре 1927 г. архиепископом Андреем (Ухтомским), епископом Иовом (Гречишкиным) и епископом Симоном (Рахмановым).
5. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1990.- № 3-4.- С. 114.
6. Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник Русского Христианского Движения.- Париж-Нью-Йорк-Москва.- 1992.- № 166.-С. 250.
7. Поспеловский Д. В. Указ. соч.- С. 328.
8. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1990.- № 3-4.- С. 114.
9. Доклад Архиепископа Лазаря (Журбенко) Архиерейскому Собору РПЦЗ, 14/27 апреля 1993 г. Архивные документы по истории Катакомбной Церкви // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа: http://
http://catacomb.org.ua/modules.php?name/ – Дата доступа: 2.04.2008.
10. Однорал А. А. История Церковных разделений. Россия-ХХ век.- Пятигорск, 2003.- С. 39-41.
11. Там же.- С. 41-42.
12. Там же.- С. 41.
13. Некоторая информация об этом имеется в нашей статье «Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность», размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.
14. К вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа: http://
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1266 – Дата доступа: 2.04.2008.
15. Однорал А. А. Указ. соч.- С. 42-44.
16. О каноническом и юридическом статусе Российской Православной Автономной Церкви. Доклад Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора // РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.rpac.ru/ – Дата доступа: 2.04.2008
17. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. № 362 // Церковные ведомости.- 1926.- № 17-18.- С. 6-7.
18. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост. Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. - М.: Республика, 1996.- С. 71; Однорал А. А. Указ. соч.- С. 42-45.
19. Однорал А. А. Указ. соч.- С. 45.
20. Там же.- С. 45-46.
21. Там же.- С. 47.
22. Там же.
23. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии.- 1997.- № 4.- С.21; Религиозные объединения Российской Федерации … С. 72; Однорал А. А. Указ. соч.- С. 46-47.
24. Исторический обзор данной схизматической юрисдикции представлен в нашей статье «Неканоническое Православие: Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ)», опубликованной на официальном сайте Минской Духовной Семинарии.
25. Высшее Церковное Управление ПРЦ в юрисдикции митрополита Арсения (Тихомирова-Киселева) // Церковные новости. Официальный веб-узел ВЦУ ПРЦ ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://churchnews.siteedit.ru/page1" – Дата доступа: 12.04.2008.
26. Шумило Виталий. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий 2000-2003 гг. Часть I. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/admin/admin. ... #_ednref13 – Дата доступа: 2.04.2008.
27. Заявления членов Архиерейского Совещания Российских Преосвященных РИПЦ архиепископа Лазаря и епископа Вениамина Первоиерарху РПЦЗ Митрополиту Виталию и Архиерейскому Собору РПЦЗ 2001 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... e&pid=1224 – Дата доступа: 2.04.2008; Шумило Виталий. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий 2000-2003 гг. Часть I. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/admin/admin. ... #_ednref13 – Дата доступа: 2.04.2008; Чрезвычайное Заявление Митрополита Виталия о возвращении им прав Первоирерха РПЦЗ и непризнании законным Нью-Йоркского Собора 2001 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... age&pid=81 – Дата доступа: 2.04.2008
28. Указ Митрополита Виталия от 23 октября / 5 ноября 2001 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... age&pid=82 – Дата доступа: 2.04.2008.
29. Фотокопия данного распоряжения размещена на официальном веб-сайте Русской Истинно-Православной Церкви в сообщении «Распоряжение-Завещание Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия на имя Архиепископа Лазаря от 26 февраля/11 марта 2002 г. о совершении в России архиерейских хиротоний и создании Архиерейского Синода». Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... e&pid=122530. Итоговые документы II-го Всероссийского Совещания архиереев, духовенства и мирян РИПЦ, состоявшегося 17-18 апреля 2002 г. в г. Воронеж // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... age&pid=94 – Дата доступа: 2.04.2008.
31. Решение Совещания Российских Преосвященных об исполнении распоряжения Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия от 27 февраля/11 марта 2002 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... ge&pid=103 – Дата доступа: 2.04.2008; Заявление от Канцелярии Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия) об "указах", будто бы исходящих от Владыки Первоиерарха // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... ge&pid=141 – Дата доступа: 2.04.2008; Комментарий по поводу "Разъяснения Епископата РПЦЗ/В/ о каноническом положении группы Архиепископа Лазаря" // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... ge&pid=147 – Дата доступа: 2.04.2008; Постановление 12-го Совещания Российских Преосвященных о реорганизации Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... ge&pid=137 – Дата доступа: 2.04.2008; "Лазаревская ветвь" РПЦЗ (В) учредила собственный Архиерейский Синод // Русская линия. Православное информационное агентство Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.rusk.ru/ – Дата доступа: 2.04.2008.
32. Черкасов-Георгиевский Владимир. История Русской Православной Церкви Заграницей: 1917 – 2004. Часть девятая // Меч и трость Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://cherksoft.narod.ru – Дата доступа: 23.04.2008.
33. Заявление Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви по поводу произведенных РПЦЗ (В) архиерейских хиротоний для России 28-30 июня 2003 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=140 – Дата доступа: 2.04.2008.
34. Решение 12-го Совещания Российских Преосвященных о выделении из Одесско-Тамбовской и Черноморско-Кубанской Епархий новых самостоятельных Епархий // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.php? ... ge&pid=136 – Дата доступа: 2.04.2008; Постановление 12-го Совещания Российских Преосвященных о реорганизации Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.phpn ... ge&pid=137 – Дата доступа: 2.04.2008; Русская Истинно-Православная Церковь // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=518 – Дата доступа: 2.04.2008; Заявление Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви по поводу произведенных РПЦЗ (В) архиерейских хиротоний для России 28-30 июня 2003 г. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.phpname= ... ge&pid=140 – Дата доступа: 2.04.2008.
35. Состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.phpn ... ge&pid=718 – Дата доступа: 2.04.2008; Избрание Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона и его архипастырская поездка по приходам РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.phpn ... ge&pid=719 – Дата доступа: 2.04.2008.
36. Основатель иерархии РПЦИ епископ Варнава (Прокофьев) снял с себя сан архиепископа и перешел в РПЦЗ(Л) в качестве викарного епископа на покое // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=948 – Дата доступа: 2.04.2008; В США создано Трентонское Благочиние РПЦЗ под омофором Синода РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1156 – Дата доступа: 2.04.2008; Зарубежные представительства РПЦЗ под омофором Архиерейского Синода РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.phpname= ... e&pid=1189 – Дата доступа: 2.04.2008; Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1170 – Дата доступа: 2.04.2008.
37. Архиепископ Омский и Сибирский Тихон, Председатель Архиерейского Синода РИПЦ. Доклад об отношении РИПЦ к сергианско-экуменической МП (к вопросу о чиноприеме бывших клириков МП) // Портал Credo-Ru ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа:
http://portal-credo.ru/site/act=monitor&id=1269 – Дата доступа: 13.12.2007; Состоялась хиротония иеромонаха Стефана (Сабельник) во епископа Трентонского и Северо-Американского РПЦЗ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.phpname= ... e&pid=1275 – Дата доступа: 2.04.2008.
38. Извещение от Канцелярии Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (на русском и английском языках) // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1100 – Дата доступа: 2.04.2008.
39. Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 2 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.
40. Письмо Председателя Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского Епископу Агафангелу // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1210 – Дата доступа: 2.04.2008;
«Мы хотим вернуть долг РПЦЗ» Интервью с Первоиерархом РИПЦ Архиепископом Тихоном, находящимся с визитом в США // Портал Credo-Ru ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа:
http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=11372 – Дата доступа: 13.12.2007.
41. Состоялась встреча Председателя Синода РИПЦ с Секретарем Синода ИПЦ Греции // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.phpname= ... e&pid=1315 – Дата доступа: 2.04.2008; РИПЦ намерена вступить в общение с "хризостомовским" Синодом ИПЦ Греции и осуждает "киприанизм", заявил архиепископ Тихон (Пасечник) на собрании Одесской епархии // Портал Credo-Ru Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа: http://рortal-сredo.ru/site/?act=monitor&id=11372 – Дата доступа: 23.05.2008.
42. Список делегатов от приходов РИПЦ на III Совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ в Воронеже // Портал Credo-Ru ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=59431 – Дата доступа: 23.05.2008; Зарубежные представительства РПЦЗ под омофором Архиерейского Синода РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... e&pid=1189 – Дата доступа: 2.04.2008; Русская Истинно-Православная Церковь // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=518 – Дата доступа: 2.04.2008.
43. «Мы хотим вернуть долг РПЦЗ» Интервью с Первоиерархом РИПЦ архиепископом Тихоном, находящимся с визитом в США // Портал Credo-Ru Электронный Ресурс.- 2007.- Режим Доступа: Http://рortal-сredo.ru/site/?act=monitor&id=11372 – Дата доступа: 13.12.2007.
44. Цели и задачи Епархиального пастырского училища // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=350 – Дата доступа: 2.04.2008.
45. Жизнь в катакомбах // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=546 – Дата доступа: 2.04.2008; Лазарь (Журбенко) // Русское Православие ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа:
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_list.cgi?2 – Дата доступа: 2.04.2008
46. "В миpe нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом" Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name ... ge&pid=915 – Дата доступа: 2.04.2008; Избрание Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона и его архипастырская поездка по приходам РИПЦ // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа:
http://www.catacomb.org.ua/modules.phpn ... ge&pid=719 – Дата доступа: 2.04.2008
Автор статьи
Слесарев Александр Валерьевич Гомельский машиностроит- ельный техникум – 1999; МинДС – 2004, бакалавр богословия; МинДА – 2007, кандидат богословия
Статьи автора:
Возникновение катакомбных общин в Русской Православной Церкви явилось следствием церковной реакции на крайне радикальную религиозную политику, проводившуюся в советском государстве с первых дней его образования. При формировании катакомбных структур преследовалась цель сохранить от уничтожения апостольское преемство рукоположений посредством проведения тайных хиротоний и уберечь от преследований паству путем конспирации приходских общин.
Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность
История Православия в ХХ веке была отмечена целым рядом суровых, подчас трагических, потрясений. Торжество антирелигиозной коммунистической идеологии в отдельных странах порождало санкционированный гражданской властью кровавый геноцид по отношению к Церкви.
«Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
«Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции)
Среди пестрого многообразия существующих ныне раскольнических псевдоцерквей, претендующих на право обладания статусом Поместной Православной Церкви, особое место занимают юрисдикции западного обряда. Весьма примечательным обстоятельством является то, что их история имеет самое непосредственное отношение к Русской Православной Церкви
Французское Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Французское Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: публикацией данной статьи мы продолжаем изложение малоизвестной истории неканонических церковных образований, пребывающих ныне в состоянии раскола и не имеющих признания со стороны Вселенского Православия. Интерес к означенной проблематике во многом обусловлен тем обстоятельством, что изучение истории схизматических группировок приоткрывает малоизвестные, но весьма примечательные страницы новейшей церковной истории.
Неканоническое Православие: "Православная Церковь Португалии"
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: "Православная Церковь Португалии"
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Основателем данной псевдоцерковной структуры является митрополит Миланский Евлогий (Хесслер), бывший иерарх «Православной Церкви Португалии» . Митрополит Евлогий первоначально являлся мирянином Римо-Католической Церкви.
Неканоническое Православие: «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод»)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод»)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Начало существованию данной юрисдикции было положено в 1991 г., когда «епископом Априлийским и Латиумским» Антонио (де Россо), отделившимся от «Православной Церкви Португалии» , была зарегистрирована независимая Равеннская епархия.
Неканоническое Православие: «Православная Церковь Италии»
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: «Православная Церковь Италии»
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Новейшая история Грузинской Православной Церкви была омрачена возникновением на ее канонической территории независимой православной епархии Южной Осетии-Алании, входящей в юрисдикцию старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции...
Неканоническое Православие: Старостильный раскол в непризнанной республике Южная Осетия
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Старостильный раскол в непризнанной республике Южная Осетия
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Причиной возникновения так называемого старостильного раскола в Поместных Православных Церквях является критика и неприятие реформы церковного времяисчисления, выработанной на Всеправославном совещании, проходившем в 1923 г. в Константинополе.
Неканоническое Православие: Распространение старостильного раскола на канонических территориях Поместных Православных Церквей
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Распространение старостильного раскола на канонических территориях Поместных Православных Церквей
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Возникновение раскольнической Болгарской Старостильной Православной Церкви (БСПЦ) явилось следствием сопротивления отдельной части духовенства и мирян календарной реформе, проводившейся в 1968 г. в Болгарской Православной Церкви. Введение нового календарного исчисления в гражданской жизни Болгарии было осуществлено согласно личному постановлению болгарского короля Фердинанда І (1861-1948 гг.) еще в 1916 г.
Неканоническое Православие: Болгарская Старостильная Православная Церковь
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Болгарская Старостильная Православная Церковь
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Как известно, первым практическим шагом к проведению календарной реформы в Православной Церкви был созыв в 1923 г. патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом) Всеправославного Совещания
Неканоническое Православие: Румынская Старостильная Православная Церковь
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Румынская Старостильная Православная Церковь
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции
Неканоническое Православие: Старокалендарный раскол на Святой Горе Афон
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Старокалендарный раскол на Святой Горе Афон
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение истории псевдоцерковных раскольнических образований, возникавших в Православной Церкви на протяжении ХХ столетия.
Неканоническое Православие: Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).
Возникновение и существование «Российской Православной Автономной Церкви в Америке» («РПАЦ в Америке») всецело связано с личностью ее основателя архиепископа Денверского и Колорадского Григория (Абу-Ассаля).
Неканоническое Православие: «Российская Православная Автономная Церковь в Америке» («РПАЦ в Америке»)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: «Российская Православная Автономная Церковь в Америке» («РПАЦ в Америке»)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: В своем сообщении я остановлюсь на весьма актуальной проблеме понимания природы отношения христианства к тем или иным светским мировоззренческим системам, именуемым сегодня политическими идеологиями.
УНИВЕРСАЛИЗМ ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОВЕСТИЯ И ВЫЗОВ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
УНИВЕРСАЛИЗМ ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОВЕСТИЯ И ВЫЗОВ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия: Среди множества раскольнических образований, не имеющих признания со стороны Поместных Православных Церквей, но претендующих на каноничность, особое место занимает «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» - БАП(Н)Ц.
Неканоническое Православие: «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь»
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь»
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия:Cегодня мне хотелось бы поговорить не о святости, её мы уже касались, а об обстановке того времени, когда быть верующим уже само по себе означало быть исповедником и страдальцем.
Неканоническое Православие: «Белорусская Автокефальная Православная Церковь в изгнании» («Белорусский Патриархат в изгнании»)
Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия
Неканоническое Православие: «Белорусская Автокефальная Православная Церковь в изгнании» («Белорусский Патриархат в изгнании»)
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
http://minds.by/article/99.html