Вячеслав Владимирович А. писал(а):
Православная Церковь под «хилиазмом» понимает: ХИЛИАЗМ - так называлось учение о наступлении на земле чувственного, тысячелетнего царства Христова. Оно основывалось на буквальном понимании слов Апокалипсиса 2-6 ст. XX гл. Учения этого держались не только многие еретические секты, но даже некоторые отцы и учители Церкви
.
Это не мнение Православной Церкви, а богословское мнение части православных. И не надо выдавать его за учение Церкви.Вот как об этом пишет Виктор Капитанчук: "Если мы начинаем беседовать на эту тему, то мы можем услышать следующее. Так вы имеете в виду учение о 1000 летнем царстве, называемое «хилиазмом»? Неужели вы не знаете, что хилиазм был осуждён Церковью на Втором Вселенском Соборе, и никакой речи о нём между православными не может быть.
Известно, что было два направления в хилиазме, т.е. учении о 1000 летнем царстве Христа на земле. Духовно эти направления не просто различались, но были прямо противоположны. Основателем первого был еретик Керинф. Его представление о 1000 летнем царстве совпадали вполне с ветхим иудейским представлении о царстве Мессии, расцвете Иерусалима, восстановление Моисеевого закона и обрядности вместе со всеми ветхозаветными жертвоприношениями. Блаженство же праведников в этом царстве будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Таким же образом понимали 1000 летнее царство на земле и другие иудействующие еретеки, а в 4ом веке- еретик Аполлинарий.
Другое направление, предоставленное отцами и учителями церкви представляло 1000 летнее царство после сокрушения Антихриста и связания сатаны как состояние подобное райскому состоянию человека, состояние в котором блаженство состоит не в чувственных удовольствиях, а заключается в отсутствии искушений, греха, пребыванию в благодати Божией и в гармонии с преображённой благодатью природой. Это состояние человечества понималось ими как некое среднее между предшествующим страдательным состоянием и будущим состоянием преображённого и прославленного творения, наступающим после Страшного суда и жизни будущего века. Среди этих святых отцов были мужи времён апостольских Папий, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит, Мефодий, к ним примыкал и известный церковный писатель Лактанций.Были же и такие толкователи, которые понимали пророчества о 1000 летнем царстве Апокалипсиса и связанные с ним пророчества Ветхого Завета о блаженном состоянии всей твари исключительно аллегорически. Они считали, что 1000 летнее царство во Христе уже наступило на земле с момента боговоплощения или с момента воскресения Христова. Некоторые из них считали, что пророчества относятся к пребыванию душ умерших святых со Христом на небесах, в то время, пока исторический процесс продолжается на земле.
Другие полагали, что как 1000 летнее царство описывается земная жизнь христиан до второго пришествия Христова, понимая под первым воскресением крещение или покаяние грешников.
Первое иудейско-чувственное понимание было совершенно не приемлемо для христианской церкви и единодушно отрицалось Святыми отцами.
Что же касается буквального понимания пророчеств в царствовании воскресших праведников на земле после падения Антихристова царства, которого придерживались некоторые великие отцы и учетеля Церкви первых веков, то со временем оно было почти совершенно вытеснено аллегорическим пониманием чему несомненно способствовало возникновение Христианской империи, сначала Византийской, а затем Российской, внешнее величие, могущество и пышность которых и могли восприниматься как уже наступившее царство святых на земле.
Появилось даже утверждение, что буквальное понимание пророчеств о 1000 летнем царстве, то есть хилиазм в любой его форме иудейско-чувственной или святоотеческой был осуждён церковью на втором Вселенском Соборе.
Поэтому чтобы исследуя этот вопрос, не впадать в противоречия с определениями церкви, необходимо прежде всего выяснить более конкретно, что же произошло на Втором Вселенском Соборе, что осудил и чего не осуждал Собор.
Приведём отрывок из сборника М.Барсова «Апокалипсис святого Иоанна Богослова» (Изд. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1999г стр.235). «Если и можно было держаться учения о хилиазме, как частного мнения, то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь вселенская. Но когда второй вселенский Собор в 381г, осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о 1000 летии Христовом, и для того внёс в самый символ веры слова о Христе; «Его же царствию не будет конца» - держаться этого учения даже в качестве частного мнения совершенно не позволительно православному христианину».
Совершенно согласны с тем, что не позволительно христианину держаться учения о 1000 летнем царстве Христовом на земле, наступающим после свержения Антихриста, и связания сатаны, если это учение осуждено Вселенским Собором. Но дело – то в том, что этого осуждения вовсе небыло. Встретившись впервые с утверждением об осуждении хилиазма на Вселенском Соборе мы, естественно, попытались найти источники, на основании которых такое утверждение делается. И не нашли. Зато нашли совсем противоположное.
Прежде всего нужно сказать, что к сожалению, до нас дошло очень мало документов, относящихся к деяниям Второго Вселенского Собора. Гораздо меньше, чем какого – либо другого. Но мы имеем текст всем известного Никео – Цареградского Символа веры, где указанное выше место; «Его же царствию не будет конца», - действительно является одним из дополнений, сделанных Вторым (Цареградским) Собором к Никейскому Символу. Каким же образом появилось это дополнение? И действительно ли можно понимать его как осуждение Святоотеческго халиазма?
На Соборе действительно был осуждён ряд ересей, в том числе и апполинарианство и маркеллианство. Апполлинарианство осуждалось за то, что неправильно учило о боговоплощении. Обсуждались ли Собором хиллиастические воззрения Аполлинария или нет, мы не знаем. Но это и не так важно. Аполлинарий придерживался иудео – материалистического взгляда на 1000 летнее царство, за что и был порицаем Святыми отцами, в частности Василием Великим, например, в его письме к Евлогию и прочим епископам (265) Василий Великий пишет; «Блаженное упование, представленное жившим по Евангелию Христову, осмелился он толковать так низко и грубо, что превратилось оно в «бабьи басни» и иудейские сказания. Снова обещается возобновление храма, соблюдение подзаконного служения,и опять Архирей преобразовательный после Архиерея истинного, жертва за грехи после Агнца Божия … одним словом ; если ныне «Закон заповедей упразднен учением Христовым( Ефес 2,15) ; то явно ,что тогда учения Христовы будут заменены законными предписаниями».
Обсуждал или не обсуждал Второй Собор эти «иудейско- бабские басни», совершенно ясно,
1)что они абсолютно неприемлимы для православного сознания и
2)аполлинариев хилиазм не имеет ничего общего с хилиазмом Святых отцов, а потому и осуждение его никакого отношения к учению Святых о буквальном понимании 1000 летнего царства Христова на земле как особого благодатного состояния не имеет.
Что же касается происхождения добавления к никейскому символу слов ; «Которого царству не будет конца», то этот вопрос достаточно ясно освещён авторитетнейшим церковным учёным – историкомА. Спасским в его фундаментальном труде «История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов» (см: издание Сергиев Посад, 1914г, репринт 1995г стр.611-613). Дополнение, о котором идёт речь, имеет отношение, как пишет А.Спасский, не к Аполлинарию, а к другому богослову 4 века, лжеучение которого также подвергалась осуждению Второго Вселенского Собора – Маркеллу. А Спасский пишет о редакции Никейского Символа следующее. Первые две поправки(о творении неба и земли, а также изъятие выражения «из сущности Отца») имеют чисто догматическое, а не полемическое значение.
Далее цитируем;
«Большая часть других новых вставок преследует полемические цели и направлена против заблуждений Маркелла и Аполлинария. Маркелл, епископ Анкирский, учил, что Сын Божий всегда существовал в Боге Отце как Его вечное слово. Своё личное бытиё он получает только вседствии воплощения во Христе. Слово Божие становится личностью. Христос основывает Своё Царство, но оно не вечно, и когда царство Христово, оно же 1000 летнее царство окончится, Слово опять возвратится в Бога Отца. Именно эта ересь была осуждена Вторым Вселенским Собором( см. С.В.Булгаков, «Настольная книга для священно – церковно служителей», изд. М.П.1993 с. 1629).
А.Спасский пишет далее;
«Маркелла имеет в виду уже прибавка во втором члене…» прежде всех веков»… Тоже нужно сказать и о другом выражении, направленном против Маркелла и совсем не встречающемся в никейском символе; (царству которого не будет конца). И этот пункт системы Маркелла очень рано обратил на себя внимание консервативного Востока. 4я формула Антиохийского Собора 341г. уже ведёт энергичную борьбу с ним. Своим точным определением вечности царства Сына Божия».
Далее А.Спасский рассматривает ряд других добавлений, имеющих уже отношение к лжеучениям Аполлинария. Но эти дополнения вызваны еретической Христологией Аполлинария и не имеют отношения к интересующему нас вопросу о Хилиазме".
http://www.apocalyptism.ru/Chiliasm-Kapitanchuk.htm