Зарегистрирован: Вс авг 30, 2009 10:58 pm Сообщения: 2967
Вероисповедание: Православный
|
Василий Анатольев писал(а): Цитата: Да, Иоанн Златоуст понимал под удерживающим Римское государство. Не Православного Царя и даже не просто Царя, заметьте, а государство. А Римскую империю времён Ап. Павла можно считать и монархией, и республикой, и диктатурой. Кроме того, он признавал, что есть и другие мнения об удерживающем.
Есть три вида толкований Св. Отцами этого места. Первое, что удерживающим является Римская империя, Римское государство, боязнь могущества которого не даёт воцариться Антихристу. Это толкование восходит к видению пророка Даниила о истукане и 4-х царствах (Дан. 2,31-45). Согласно общепринятому толкованию, 4-е царство -- римское, разделившееся сначала на две империи (Восточную и Западную), а затем на несколько царств разной силы. А взамен их Бог воздвигнет Царство Христа, которое вовек не разрушится. Мы видим, что римское царство является удерживающим не по каким-то высоким соображением, а лишь по причине грубой силы, которой она сдерживает разгул зла. Такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринятым на Востоке (в оличии от Запада, где оно стало таковым начиная с Тертулианна). Из толкователей так понимали этот стих Иоанн Златоуст ( с оговорками склоняясь к этому толкованию, зная при этом о существовании другого) и блаж. Феофилакт Болгарский. Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаж. Феодоритом, Севиром (у Экумения) и святит. Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдёт от людей (хотя и не от всех) за грехи, особенно за оскудение любви. Этого толкования придерживается как основного и святитель Феофан Затворник, допуская в качестве дополнительного и первое толкование.
Третье понимание раскрывает второе. Согласно ему, Божиим определением, сдерживающим приход антихриста, является слово Господа: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Мф. 24, 14). Этого толкования придерживались прп. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, свят. Иоанн Дамаскин. Святитель Феофан так связывает два последних толкования: мешает антихристу явиться то, что ещё не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие и что благодать Духа Святого ещё пребывает и имеет ещё поле деятельности в человеческом роде.
Итак, мы видим, что второе и третье толкования подразумевают существование в мире сем Православной Вселенской Церкви, призывающей людей ко спасению и никак не связывают приход антихриста с наличием или отсутствием Царя. ============ Свящ. Димитрий Познанский
Юдофилия как эсхатологическая ересь"(...) Понятие об «удерживающем» находится в прямом отношении к пророчеству о пришествии антихриста, который, по словам апостола Павла, не явится до тех пор «пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Свт. Иоанн Златоуст пишет: “Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Святого Духа, а другие — Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь. Почему? Потому, что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему (антихристу) явиться благодать Св. Духа, то есть дарования. Кроме того, надлежало бы ему уже придти, если тогда он должен придти, когда оскудеют дарования, потому что они давно оскудели <...> Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую — власть [11] ". Возникает закономерный вопрос: каким образом еще языческая, во времена апостола Павла, Римская Империя могла сдерживать осуществление тайны беззакония? Ответ очевиден. Во времена апостола Павла власть Римской Империи простиралась на Израиль и сдерживала его богоборчество, не давая осуществиться политическим планам иудеев [12]. Божественный промысел, осуществив воцерковление Римской Империи, распространил Церковь по всему миру, и даровал спасение многим народам. Православный самодержец стал удерживающим не только по отношению к христоборчеству Израиля, но по отношению к христоборчеству вообще. Свт. Феофан Затворник, продолжая мысль свт. Иоанна Златоуста, писал: “Древние толковники Священного Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и римское царство. В их время, когда римское царство еще существовало, можно было на него указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, — тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto”, а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлении, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится». То же самое говорит о власти православного самодержца святой праведный Иоанн Кронштадтский: “Да, чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей безчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна бо уже деется беззакония, говорит он, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный: дондеже держай ныне от среды будет, и тогда явится беззаконник, которого Господь убиет духом уст Своих”. Сегодня, когда открыто говорится о возвращении России ее священной миссии, когда уверенно растет число сторонников монархии, юдофилами настойчиво предлагается видоизмененный вариант понятия об удерживающем. Они либо вообще отрицают какое-либо значение царской власти в христианском вероучении, либо, если речь идет о юдофилах-патриотах, утверждают, что при любой, в той или иной степени христианской власти, в том числе демократической, «удерживающим» или «катехоном» (по-гречески) является сама Россия. Всё это подменяет подлинное понятие об удерживающем, переворачивая заложенный в нем иерархический принцип. В абсолютном смысле удерживающий – это Бог. Демократическая власть не может быть удерживающей, поскольку осуществляется не сверху, а снизу, но теократия никогда не была властью народной — ни ветхозаветные патриархи, ни судьи, ни православные самодержцы не творили «многомятежного хотения человеческого», но исполняли волю Божию. (...)"http://www.pravaya.ru/look/12035О, ещё одну ересь нашли! Ещё раз для Василия Анатольева. В Православной Церкви нет единого мнения о том, кого или что имел ввиду Ап. Павел под "удерживающим". Как уже писалось, есть три вида толкований Св. Отцами этого места. Кроме того, некоторые, например блж. Августин, прямо говорят -- неизвестно, что имел ввиду Ап. Павел. А вот Василий и свящ. Димитрий Познанский точно знают, что это православный Царь, а кто не с ними согласен -- тот "юдофил". А кем тогда являются, по их мнению, Св. Отцы, которые считали, что "удерживающий" -- это Св. Дух, или факт проповеди Евангелия во всём мире?
|
|