Василий Анатольев писал(а):
Цитата:
А если бы Вы читали Феофана Затворника не в пересказе свящ. Димитрия, то знали бы, что он больше склонялся к версии "удерживающий -- Св. Дух", а версию про Римское гос-во признавал имеющей место быть, но второстепенной.
===========
То же самое вы говорили про Иоанна Златоуста. Тогда соврали, и сейчас опять соврамши?
Про Златоуста я признал, что я ошибся. Хотя в принципе речь шла о том, что он считал удеживающим -- Римское
государство, а не Императора или Царя.
Теперь о Феофане Затворнике. У него есть такое произведение - "Толкование послания ап. Павла к Солунянам", в котором он подробно разбирает и то место, где говорится о удерживающем. Почитайте, прежде чем говорить за Святителя, что он понимал под удерживающим. Могу Вам немного помочь. На стр. 319-321 (М. "Паломник", "Правило веры", 1998) он так объясняет, что, по его мнению, удерживает мир от антихриста: "Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш, -- как квас в тесто -- сила спасения, произвела своё дело. Сила спасения -- Божественное слово и благодать, приемлемые верою и производимые в жизнь самоотверженною ревностию о Богоугождении. Ходит Слово Божие на земле, возбуждает усыплённых и приводит их к источникам благодати... Этого рода явления повсюду, -- и среди неверных, и среди заблуждших, и среди правоверующих; ибо и званные не все избранны, как не все рыбы, попавшие в мрежу, годны к столу...
Мир стоит потому, что ещё не все гожие в Царство Христово вступили в него... Когда совершится это, тогда конец; тогда же и явление антихриста. Отсюда удерживающее его явление будет то, что ещё не совершила вполне своего дела сила спасения, вложенная Господом в род наш ... Отсюда можно положить,
что удерживающее антихриста есть вместе и то, что нет должной подготовки в людях к принятию его; перевеса ещё не взяли неверие и нечестие, много ещё веры и добра в роде человеческом ... Прежде сказал: удерживающее, здесь говорит: держай; разумеет же одно и тоже, только с двух сторон:
там -- определение Божие, а здесь Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Своё определение."И где здесь про Царя, или хотя бы государство?
Давайте рассмотрим приведённый о. Димитрием отрывок. Св. Феофан говорит: "Наши толкователи удерживающею антихриста силою,
между прочим, считали и Римское царство. ( как видно из этих слов, он лишь признаёт, что было и такое толкование между прочими)
В их времена, когда Римское царство ещё существовало, можно было на то указывать, основываясь на пророчестве Данииила. (из этих слов Святителя ясно, что существование этой версии имело место быть в конкретный исторический период -- когда существовало Римское царство) В наше время
какой-нибудь вес можно давать подобной мысли разве только в таком случае, если под Римским царством подразумевать царскую власть вообще." -- из этих слов видно, что Святитель просто пытается показать, что применить это толкование к своему времени можно, сравнивая Римское гос-во с существовавшей в тот момент самодержавной Россией. Его слова ясно говорят, что он не считал это толкование основным (какой-нибудь вес... разве только...).
И возникает вопрос: а
в наше время, можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, если под Римским царством подразумевать власть вообще, в связи с отсутствием Царя?