(продолжение) Русская история знает примеры выходцев из дворянской среды, которые несли в массы идеи атеистического марксизма и коммунизма. Но мало кто из современных историков имеет сведения о дворянине и утонченном аристократе, который, будучи идейным противником капитализма и вместе с ним безбожного коммунизма, создал у себя на родине, на севере Украины (ныне Сумская область), экономическое сообщество, по всем показателям относящееся к коммунистической модели, но в идейном плане воплощавшее в себе образец Православного Трудового Братства. Речь пойдет о другом герое нашего доклада Николае Николаевиче Неплюеве (1851-1908). Этот замечательный человек пытался организовать грандиозный проект Всероссийского братства, т.е. множества трудовых братств, расположенных по всей России, и охватывающего все отрасли народного хозяйства. Н.Н. Неплюев в 1875 г. окончил Юридический факультет Санкт-Петербургского Университета и стал сотрудником дипломатического консульства в Мюнхене. Однако рассеянная светская жизнь тяготила Неплюева. Вскоре с ним происходит духовный кризис, в результате которого Неплюев бросает дипломатическую службу, возвращается в Россию и решает посвятить себя делу религиозно-нравственного воспитания крестьянских детей. Он поступает вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию и одновременно активно изучает Священное Писание и предание православной Церкви. В 1881 г. Неплюев возвращается в имение и основывает там школу-интернат для крестьянских сирот. Вскоре Неплюев открывает пятилетнюю сельскохозяйственную школу для мальчиков, получившую поддержку государства, а в 1893 г. создает аналогичную сельскохозяйственную школу для девочек. В школах одновременно учится по 80-90 детей. В этих школах особое внимание уделялось свободному принятию учениками религиозных истин, воспитанию высокой нравственности и братолюбия. В 1889 г. трое выпускников из первого выпуска Воздвиженской школы решили не расставаться со своим наставником и организовать православную сельскохозяйственную общину. Так было положено начало Крестовоздвиженскому Трудовому Братству, блюстителем которого стал Неплюев. В 1901 году Николай Николаевич передал братству большую часть своего недвижимого имущества, общая стоимость которого составляла 1 миллион 750 тысяч рублей. Братство изначально приобрело характер трудовой общины, исповедующей христианский коммунизм. Оно стало расти и вскоре приобрело всероссийскую известность. Обсуждая цели, преследуемые созданием Крестовоздвиженского Трудового Братства, Неплюев писал: "Главная цель Братства - осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия". Отсюда видно, что цели Братства - не производственные, и даже не социальные, а религиозные. Неплюев отмечал "новость самой постановки дела труда в христианском Трудовом Братстве, где труд и экономические его результаты не могут служить конечной целью, не могут иметь самодовлеющего значения, а должны подчиняться конечным целям духовного блага и торжества братолюбия". Неплюев считал, что такое трудовое братство - выход не только для бедного, но и для богатого христианина, для которого "Трудовое Братство… единственная возможность для него помириться со своим богатством и не страдать ежечасно сознанием эгоистического благополучия среди моря скорби и грязи окружающей жизни". Что же касается "всех родов благотворительности", то под этим Неплюев понимает братские отношения внутри Братства, когда люди жертвуют своими интересами ради общего дела. В то же время благотворительность Братства вовне была сильно ограничена. Неплюев считал, что помощь людям, не разделяющим идей Братства, является пустой тратой средств, "бессистемной благотворительностью". В одной из своих книг он писал: "[Благотворительность еще] симпатична, когда это заплатка, которую с любовию к ближнему нашивает на его рубище тот, кто не может купить ему новое платье; но она, несомненно, гнусна, когда она служит подкупом общественного мнения или швыряет медные гроши со смехом шумного веселия". По его мнению, благотворительность "даже самая искренняя, основанная на чувстве сердечного участия, живой жалости - только паллиатив..., не организующий жизнь на началах добра и любви, но напротив, часто вредный, усыпляя совесть, покрывая грязь и безобразие жизни цветами совсем неестественными…" По мысли Неплюева, достижению основной цели - возрастанию духовной жизни - способствует то, что доходы всех членов Братства, независимо от их положения и профессии, распределяются строго поровну. При вступлении в Братство вся личная собственность отдавалась в общее распоряжение. Все имущество Братства считалось коллективным, и только в случае упразднения Братства, все имущество распределяется между полноправными членами поровну. Братство полностью обеспечивало каждого своего члена бесплатными питанием, медицинским обслуживанием, жильем, образованием и призрением по старости. Личное же потребление (одежда и пр.) было ограничено планкой 100-150 руб. в год. Неплюев говорил, что наш идеал - это завет "опрятной, здоровой и изящной простоты". Однако за каждым братчиком оставлялась свобода покинуть Братство, а потому для того, чтобы начать жизнь "в миру", оставляющий Братство получал с личного счета все заработанное им. Высоким уровнем отличалась культурная жизнь. Молодые люди, проживавшие в братстве, имели возможность продолжить свое образование за границей, библиотека к 1907 году насчитывала более 6 тысяч книг, так же велось преподавание музыки, рисования, проводились литературные вечера, ставились любительские спектакли; хор братства приводил в восхищение своим высоким исполнительным искусством видных специалистов того времени. Конечно же, такой вид церковного хозяйства находил для себя многих критиков. Некоторые из них считали, что "идея такого церковного социализма на фоне общего господства капиталистического строя не только религиозно ложна, но и противоречит требованиям человеколюбия, практически приводит к церковному эгоизму… Христиане должны стремиться к усовершенствованию социального строя для всех, но не создавать привилегий для избранных". Однако можно вспомнить первосвященническую молитву самого Спасителя к Отцу Небесному где Он молится: "…Я о них молю: не о всем мире молю" (Ин 17:9), из этого видно что дело Его имеет характер скорее органический, нежели механический. Господь ограждает одну малую ниву и, возрастив на ней отборное семя, уже далее распространяет его, расширяя ниву все более и более. По мнению Неплюева, такие братские общины должны были пробудить в христианском государстве, которое только по наружности имело вид государства христианского, у многих чутких людей спасительную обеспокоенность за дальнейшую судьбу своей родины и пробудить количественный рост таких общин по всему лицу русской земли. В дальнейшем, такая мирная конкуренция двух видов хозяйствования в стране, как капитализм и христианский социализм, должна была привести к победе последнего. Что же надлежало бы делать с теми, пусть и не многими, которые не захотели бы принимать такого социально-экономического пути развития и стали бы сопротивляться его распространению, отстаивая свою старую модель капиталистических отношений? В таком случае, как писал Неплюев, государство должно было брать на себя обязательство систематически выселять таких "антихристианских элементов" за пределы страны, "не причиняя им не только никакого зла, но и материального ущерба". Таким образом, благодаря бдительности власти, добрые люди действительно могли быть ограждены "не только от растления, но и от эксплуатации людьми антихристианского настроения". Сам автор понимал, что "осуществление в жизни такого идеального христианского государства является несбыточной утопией, при настроении большинства, совершенно для того не пригодным, и стало бы естественным, неизбежным, при соответствующем настроении большинства". Как видим, данная утопия в сравнении с другими утопиями, какими являлись в ХХ столетии большевистский коммунизм, фашизм, а в настоящее время капитализм, никак не может быть расценена как явление антигуманное и античеловеческое, и уж во всяком случае, не может занимать в ряду вышеупомянутых утопий последнее место, хотя бы в силу своей терпимости к инакомыслию. Трудовое братство, созданное Н.Н. Неплюевым, благополучно и успешно с экономической точки зрения просуществовало 40 лет и только в результате безжалостной коллективизации, репрессий и поголовного выселения всех участников братства прекратило свое существование в 1929 году.
(продолжение следует.....)
|