Братья, в разное время и в разных местах вселенной существовала различная практика принятия еретиков в Православную Церковь. К примеру, святитель Василий Великий придерживался мнения непременного перекрещивания неких еретиков (напр., енкратитов), но при этом оговаривался: «но дабы, по причине строгости, не сделать их более медлительными в обращении к кафолической Церкви, должно держаться обычая и следовать отцам»,- т. е. допускал возможность принятия их и через миропомазание. Общее древнее правило таково: если крещение еретиков не отличается в принципе от православного крещения, то крестившихся у них (еретиков) можно принимать через миропомазание, если же оно совершенно чуждо православному крещению, то имеющих таковое (лжекрещение) надо крестить ничтоже сумняся… Официально католики принимаются сейчас в Церковь через анафематствования ими своих заблуждений и миропомазание, т. к. сохранили якобы суть древнего крещения (крещальную формулу и воду), однако, на практике бывает по-разному. Известно, что когда, после Смутного времени, низлагали патриарха Игнатия, «присягавшего» Лжедимитрию, то в вину ему, между прочим, было поставлено и то, что он полячку «Маринку» (супругу самозванца), принимая в Русскую Церковь, не крестил, как положено, а всего лишь помазал миром. Стало быть, в нашем Отечестве тогда был-таки обычай крестить католиков, обращающихся к Православию. Может быть, не всех, чтобы, по слову свт. Василия, «по причине строгости, не сделать их более медлительными в обращении», но что он был – это несомненно. Спорить тут, думается, безполезно: сторонники того и другого (крещения или миропомазания) найдут достаточно оснований для своих позиций. Святитель Василий, как видим, не спорил, хотя, очевидно, и не отказывался от своего мнения - крестил обращающихся енкратитов. И сейчас, насколько мне известно, эти две вещи сосуществуют в нашей Церкви: католиков принимают и через крещение и через миропомазание (это чаще),- в зависимости, видимо, от людей и условий. Во всяком случае, в Синтагме м. Властаря (древнего канониста) сказано, что «своего мнения св. Василий Великий не выдавал за положительное правило, предоставляя решение соборам».
|