Для ответа на этот вопрос я не предлагаю принимать во внимание данные археологии и палеоантологии, неопровержимо доказывающие, что разные человеческие расы не имели общего предка. Вопрос состоит в том, можно ли назвать Адама первым человеком на основании источника, в котором он и упоминается, - Ветхого завета.
Общепринятым является мнение, что согласно Библии, Адам является родоначальником всего человечества. Так ли это на самом деле?
В 1 главе Книги Бытиё читаем:
Цитата:
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Здесь сказано, что сначала были созданы растения, потом животные, затем - человек, причём одновременно мужчина и женщина. Об их именах ничего не сказано.
Но уже во второй главе рассказывается совсем другая история:
Цитата:
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12. и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
То есть сперва был создан человек-мужчина, который был помещён в конкретном месте - на Ближнем Востоке. Потом были созданы растения, после этого животные. И только потом появилась на свет женщина, сделанная из ребра мужчины. Сказано также, что мужчина носил имя Адам.
Налицо явное противоречие между двумя главами, которое можно объяснить только двумя способами: либо здесь говорится о создании разных пород людей, либо эти два рассказа взяты из разных источников, принадлежащих разным авторам, а компиляторы их объединили, не позаботившись об устранении несоответствий. Последнее весьма вероятно, поскольку Ветхий завет вообще является компиляций разных источников, в т. ч. нееврейского происхождения, относящихся к разным временным периодам. Но любое объяснение не даст оснований для утвердительного ответа на поставленный вопрос.
Ещё один момент. В 4 главе Книги Бытиё говорится, что Ева родила от Адама двух сыновей - Каина и Авеля. После убийства Авеля Каин, получив гарантии неприкосновенности от Яхве-Элохима, поселился в земле Нод, где "познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха" (Быт. 4;17). От кого произошла жена Каина? Ведь из текста никак нельзя заключить, что она была его сестрой.
В той же строке говорится, что Каин построил город, назвав его в честь своего сына. Очевидно, что он не стал бы строить город для одной семьи. Да и в одиночку он едва ли был способен справиться с этой задачей. Значит, земля, на которой был возведён город, уже была заселена людьми, которые не были потомками Адама.
Само опасение Каина после убийства Авеля, что всякий, кто с ним встретится, убьёт его (Быт., 4;14), предполагает, что на планете к тому моменту уже жили люди помимо него и его родителей.
Вывод: из текста Ветхого завета нельзя заключить, что Адам был первым человеком. Можно предположить, что здесь говорится о создании определённой популяции или расы, родоначальником которой и назван этот Адам.