"Великорусский Народ" историко этнографические группы
Публикуется для некоторых "русских" и понятия не имеющих о народе, к которому они себя причисляют.
Примечание: статью написали сразу после заката коммунистических времен, когда в целях деления Руси
и уничтожения Православия не было принято признавать Белых Русов и Украинцев неотъемлемой частью
единого Русского народа. Однако авторам надо отдать должное в описании различных групп Русского
населения и их диалектов.
http://www.hrono.ru/etnosy/rusgeogr.html
Одним из важнейших факторов, повлиявших на состояние рус. нар. культуры с характерной для неё
многовариантностью, было развитие этнич. территории русских и переселенческие движения.
В связи с хоз. освоением окраин и вызванными им массовыми переселениями рус. нас. в разл. историч.
периоды из одних р-нов в другие происходило, с одной стороны,
смешение разл. обл. групп, образовавшихся ранее,
с другой -
формирование новых групп в ходе приспособления переселенцев к новым
условиям жизни и в результате контактов их с местным нас. (родственным или неродственным).
На новых местах в ходе сложных этнич. процессов в культуре и быту пришельцев вырабатываются
некоторые специ-фич. черты, хотя продолжают сохраняться и старые, принесённые из "родных" мест и
служащие своего рода историч. вехами в памяти народа.
Непрерывность этого процесса
составляет одну из характерных черт этнич. истории русских.
Архангельская губерния В едином рус. массиве с ярко выраженной общностью самосознания, языка и
культуры постоянно наличествуют разл. уровня этнич. подразделения, возникшие в разное время под
влиянием разл. причин и более или менее заметно различающиеся между собой.
Эти подразделения (зоны
или группы - областные, локальные, историко-культурные) отличались значительной стойкостью и прослеживались
с разной степенью чёткости ещё в нач. 20 в.
Так потомки
древнейшего коренного русского населения Карпатской Руси, частично Киевской Руси
(самоназв, русины, т. е. "сын Руси"; русичи, руснаки, карпатороссы, угророссы, русские галичане, угрские русины,
галицкие русины, буковинские русины, др. назв. - рутены) - жители основных исторических регионов современной
Западной Украины (Прикарпатской Руси и Закарпатской Руси; живут также в Польше, Словакии, Сербии, Франции, США и др.),
которые несмотря на многовековое существование в составе разл.
гос-в (особенно Австро-Венгрии), оторванность
от России и
украинизацию сохранили русское этническое самосознание, русский язык и православную веру.
Центральные губернии Ощутимые различия в культуре и быту наблюдались между двумя исторически
сложившимися большими этнографическими зонами русского народа: севернорусской и южнорусской, т. е.
между т. н. северными и южными великорусами. Северные великорусы занимали обширную территорию примерно от
бассейна Волхова на западе до Мезени и верховьев Вятки и Камы
на востоке, южные великорусы - жители южной
чернозёмной полосы России от бассейна Десны на западе до правого притока Волги Суры на востоке, от Оки на севере
до Хопра и среднего течения Дона на юге.
Олонецкаякая губернияЭто расхождение в традиционной культуре русских послужило причиной существования в
отечественной этнографии в течение некоторого времени мнения о том, что северных и южных великорусов можно принять
за отдельные самостоятельные народы.
Однако и северные, и южные великорусы обладают единым русским самосознанием.
Новгородская губернияШирокая полоса между северными и южными великорусами, главным образом в междуречье Оки и
Волги, считается переходной среднерусской зоной. Именно здесь в XIV в. начала складываться русская государственность
и происходило в дальнейшем формирование русской народности. В различных сторонах традиционной культуры
среднерусской группы как бы сплавлены в единое целое северные и южнорусские черты, которые скрещивались и
перерабатывались в новых условиях и на местной основе. В процессе изменений они приобретали зачастую уже не
локальный, а общерусский характер, например традиционный женский костюм с сарафаном и кокошником и жилище на подклете
средней высоты, распространявшиеся у русских повсюду. При
этом многие особенности московского культурного влияния
ощущались в разнос время в быту населения как севернорусских, так и южнорусских областей. Московские говоры легли
в основу формирования русского языка, сыграв таким образом огромную роль в процессе национальной консолидации
и развития национальной культуры русских.
Московская губерния Особая группа с переходными признаками между северными и средними, средними и южными великорусами
на западе древней территории расселения русских - в районе р. Великая, верховьев Днепра и Зап. Двины.
Как своеобразная подгруппа среди великорусов выделяется русское население Среднего Поволжья, сформировавшееся в основном
в XVI -XVIII вв. из выходцев из разных русских областей. В местных географич. условиях в тесном соседстве с разнообразным
по национальному составу нерусским населением Поволжья оно приобрело особые черты, отличающие его от
наседения др. средне-русских областей (бытование некоторых видов орнамента, сходных по форме и по расцветке с
украшениями народов Поволжья, специфика внутреннего убранства жилища, применение особого вида плуга - сабана для
вспашки почвы и др.).
Орловская губерния Русские северо-восточного района Приуралья примыкают к севернорусской группе
и по окающему диалекту,
и по многим особенностям материальной и духовной культуры (в т. ч. в области сельскохозяйственной техники, в пище, в
свадебном обряде). Но вместе с тем они характеризуются и некоторыми чертами, свойственными жителям
среднерусской зоны (в жилище, в одежде, в орнаменте). Такое сочетание связано с историей колонизации этих районов
с Севера, из центральных областей и из Поволжья. Наибольшей монолитностью отличается севернорусская этнографическая
зона, но и здесь выделяется группа поморов, расселившаяся на северной окраине коренной территории обитания
северных великорусов на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы
сформировались из выходцев из севернорусских и
отчасти центрально-русских областей, ассимилировав некоторые местные группы финно-угорского, саамского и ненецкого
происхождения. Главным занятием поморов издавна были рыболовство и промысел морского зверя,
под влиянием которых и сложился их своеобразный хозяйственный быт.
Костромская губерния Пестротой локального своеобразия отличалось население лесостепной и степной полосы европейской
части России, наиболее разнообразное по своему происхождению. В зап. части южнорус. зоны исследователям по данным
19 - нач. 20 вв. удалось выявить ряд небольших групп, возможно генетически связанных с древнейшим местным нас.,
пережившим в этих р-нах господство монголо-татарских кочевников, К ним относятся т. н. полехи - возможно, жители полесья,
т. е. некоторых старых поселений лесистых и болотистых мест, в бассейне Десны и Сейма; горюны, проживавшие по
совр. адм. делению в Сумской обл. Украины, бывшие монастырские крестьяне - саяны (Курская обл.), цуканы (Воронежская
обл.) и др. В их языке и традиц. формах культуры прослеживаются
архаич, черты, свидетельствующие о южнорус.
происхождении этих групп и о связях нек-рых из них (полехов, горюнов) в отдалённом прошлом с белорусами и отчасти
литовцами (у саянов).
Подобно полехам, у нек-рых юго-вост. групп P., живущих в заокской части Рязанской и Тамбовской областей, ещё в 20-х гг. 20 в.
вразл. сторонах народной культуры, осооенно в орнаменте, в расцветке костюма, в убранстве жилища, прослеживались
старые связи с народами Поволжья, что отчётливо заметно на примере группы, известной под назв. рус. мещёры, возникшей,
возможно, в результате ассимиляции славянами аборигенного фин. нас. Рус. Мещера локализовалась в сев. частях
Рязанской и Тамбовской областей, Часть мещёры отсюда в 16 - 18 вв. переселилась дальше на Ю.-В.: островки этого нас., давно
уже обрусевшего, обнаружились на терр. Пензенской и Саратовской областей.
Курская губерния Значительным своеобразием в культурно-бытовом отношении выделялись казаки - нас. Ю.-В. (от бассейна
Хопра до бассейна Кубани и Терека - гл. обр., бывшая область войска Донского, вост. часть Новороссии, Кубанская, Терская
области и др.), территориально и исторически связанное с нас. южнорус. областей и соседней Украины. По языку,
по особенностям культуры и быта казачество в свою очередь было далеко не единообразным. Причины его
неоднородности в значительной степени кроются в истории его
формирования. В России насчитывалось одиннадцать
казачьих войск.
В осн. части рус. нас. Сибири также выделялось несколько больших и малых групп. В целом среди старожильческого нас. Зап.
Сибири преобладали окающий диалект и севернорус. особенности в традиц. культуре, тогда как среди старожилов-сибиряков
Вост. Сибири обнаруживаются также группы
с акающим наречием и южнорус. традициями в культуре и быту.
Тульская губернияСреди русских Сибири имеются и такие небольшие
группы, к-рые ярко выделяются некоторыми
особенностями быта. К ним относятся, напр., бухтарминцы, или каменщики, проживающие по pp. Бухтарма и Уймон
на Алтае - потомки старообрядцев, нек-рых других беглых, поселившихся здесь в горах ("в камнях") с 18 в.
В районе Усть-Каменогорска (также на Алтае) локализуются т. н, поляки - потомки старообрядцев,
переселенных сюда во
2-й пол. 18 в. после раздела Польши. В Забайкалье (в Бурятии) и в Читинской обл. потомки тех же старообрядцев
известны также под назв. семейских (может, оттого, что переселялись они целыми семьями).
Диалект семейских и поляков - акающий, каменщиков (бухтарминцев) - окающий.
В силу известной замкнутости быта всех этих групп до недавнего времени у них стойко сохранялись своеобразные черты,
в частности, сильны были пережитки патриархальных нравов и обычаев, долго бытовал старый традиц. костюм и т.п.
В то же время у нек-рых из этих групп, напр. у бухтарминцев, под влиянием соседних нерусских народов подверглись
изменению жен. одежда (появились шаровары у женщин), орнамент и многие другие элементы быта.
Воронежская губерния Небольшие группы русских за Полярным кругом, которые переселились сюда из европ. части
России в 16-18 вв., русскоустьинцы (с. Русское Устье на Индигирке) и марковцы (с. Марковка в устье Анадыря), находясь в
особых природных условиях, многое восприняли от местного нас.: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство,
нек-рые виды одежды, но сохранили нац. самосознание, свой фольклор и язык.
Из смешения с коренными народами Сибири возникли такие своеобразные рус. группы, как якутяне (жители ямщицких
селений по р. Лена), камчадалы (на Камчатке), колымчане (на р. Колыма), затундренные крестьяне (на pp. Дудинка и Хатанга),
воспринявшие многие черты быта и язык якутов. К настоящему времени все эти группы почти слились с местным рус. населением.
Своеобразны также компактные группы русских на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Прибалтике и в Закавказье,
в респ. Ср. Азии и в Казахстане.
Костюм уральской казачки Таковы, напр., уральцы - потомки казаков-старообрядцев, переселенных в 18 в. с Яика после
разгрома пугачевского восстания, и живущих в Каракалпакии, в Казахстане на берегах АмуДарьи и Сыр-Дарьи.
В культурно-бытовом отношении представляют интерес и др. группы русских Казахстана и Ср. Азии. Особую группу составляют
потомки рус. старообрядцев, с 17 в. обосновавшихся за тогдашним "шведским рубежом" на эст. землях зап. Причудья
и т. д.
Пензенская губерния В районах переселения русских, в т. ч. в таких р-нах, как Поволжье, Сев. Кавказ, Сев, Казахстан, юг
Сибири и Дальнего Востока, происходили активные процессы этнич. сближения пришедших с местными народами, выражавшиеся
гл. обр. в разл. культурных взаимовлияниях.
Тамбовская губерния В целом русские периферийных групп, оказавшись в новых природно-хоз. условиях и в тесном
соприкосновении с др. народами, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя в основном свой традиц.
культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты быта, заимствуя иногда многие
элементы культуры, особенно хозяйственной, у местного нас. русские приносили с собой и распространяли среди местного нас.,
оказавшиеся полезными хоз. навыки и приёмы, содействовали, напр., развитию земледелия и распространению оседлости у ранее
кочевых народов, созданию промышленности, стр-ву городов и росту культуры. Несмотря на многовариантность своих
проявлений, рус, нар. культура оставалась единой: основу её составляли прочные этнич. традиции, к-рые вместе с инновациями,
входившими в быт на разных исторических этапах, составляли нац. своеобразие.
Использованы материалы кн.: Народы России. Энциклопедия.
Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994





