Не о том. Смотрите внимательно. Аристотель называет правдоподобными положениями те, которые приняты большинством, или очень уважаемыми людьми. Вот в примере с Волгой, таковым положением является то, что мы знаем со школьных уроков географии "Волга впадает в Каспийское море". Что же Аристотель может делать с правдоподобными положениями ? Только проверять их непротиворечивость друг-другу. Ну вот представьте, если бы в одном учебнике было бы написано, что Волга впадает в Каспийское море, а в другом, что Каспийское море находится в Австралии, а в третьем, что Австралия с Евразией никак не соединяется. Тогда бы мы сказали, что хотябы одно из этих положений не правдоподобно, а только кажется таковым, на самом же деле ложно. Но не смогли бы мы, не имея другой информации (других тождественно истинных или хотябы правдоподобных положений), определить, какое именно из этих положений ложно. Однако, на наше счастье, все учебники в этих вопросах согласны друг с другом, да к тому же географические карты бывают, где сразу же все такие правдоподобные положения изображены, так что видно, что они не противоречат друг-другу. Однако, это остается лишь правдоподобным. Почему же мы, даже не проверив это, используем географию для так сказать логического планирования наших путешествий ? А вот это находится за рамками логики. Мы принимаем такие положения не в качестве правдоподобных, а в качестве тождественно истинных. Основано это на нашей традиции верить науке, на привычке, и вообще на жизненном опыте. Другими словами, мы так рефлексируем. Хорошо это или плохо ? Когда как. С одной стороны, мы и шагу бы не смогли шагнуть без таких рефлексий, с другой стороны, они бывает обманывают. Вот почему трудно многим объяснять, что теория Дарвина не верна ? Да потому что та же вот самая рефлексия, что наука обычно не врет, которая в одном случае хорошо срабатывает, в этом случае плохо.
Ну а вот про то что катаклизмы могут быть, здесь нечто иное, хотя в чем то и схоже. Здесь вот вероятность в силу вступает.У Аристотеля, как я понимаю, говорится о возможности в метафизике, но это не логика, хотя конечно вероятностные представления как таковые имелись по-видимому у людей всегда. Но это опять-таки за рамками логики. Если мы не вычисляем строго вероятности (или не умеем, или просто не имеем достаточной информации), то мы просто опять-таки рефлексируем на основе некоего опыта, что скорее всего будет так-то и так-то, скорее всего в ближайшее время такого катаклизма, что Волга изменит свое русло, не будет. И вот результат такой рефлексии используем уже не как наиболее вероятное, а принимаем за аксиому, которую далее используем в логических построениях.
Но это еще далеко не все. Понимаете, логика не остановилась на уровне, который сформулировал ее первооткрыватель. А еще появилась теория вероятности, а еще есть нечеткая логика, а еще есть контекстная логика, а еще есть представление теории вероятности, как надстройки над контекстной логикой. А еще есть разные, как мне по крайней мере представляется, отклонения, как например конструктивная логика.
А еще вот так бывает. Вот есть некая система аксиом. Из них выведены ряд теорем, но при этом, не доказано, что она непротиворечива. Вот, в частности, до сих пор не доказано, что непротиворечива геометрия Эвклида, как и геометрия Лобачевского. Доказано только следующее утверждение: "Если нет противоречий в геометрии Эвклида, то их нет и в геометрии Лобачевского".
|