Учиха Саске писал(а):
я правильно понял - "аксьон францез" - парламентская партия, с сильным представительством на местах, партфелями министров?
Никита Ананьев:
«Общество может склоняться к равенству, но в биологии равенство встречается только на кладбище» (Шарль Моррас)
В сознании современных обывателей, особенно тех, кто придерживается правых убеждений, Франция ассоциируется с чем-то левацким, революционным, социалистическим. При этом следует заметить, что такое представление имеет объективные предпосылки и причины, поскольку современная Французская республика является, к сожалению, довольно сильным оплотом левых, даже несмотря на правые националистические настроения части французов (около пятой части страны – 17,9% – проголосовала на 1-ом туре президентских выборов за Мари Ле Пен от правого «Национального Фронта», а за правоцентриста Саркози на 2-ом туре – и вовсе 48,36% населения). Однако, тем не менее, Франция, ещё с 1789 года, была и остаётся в консервативных русских и западноевропейских кругах страной с ярко выраженной «левизной».
Несмотря на это, в стране есть свои сильные консервативные и националистические философские традиции, корни которых исходят ещё ко временам Старого Порядка, и которые черпают свои идеи с Французского Королевства времён Бурбонов XVI–XVIII вв. Имена таких великих французских философов – идеологов консерватизма, как Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Франсуа де Шатобриан, известны сейчас любому образованному человеку из любой страны мира. В данной статье речь пойдёт о Шарле Моррасе и его организации «Action Francaise» («Французское действие»).
Шарль Моррас родился 20 августа 1868 года в небольшой рыбацкой деревне Мартиг, в провинции Прованс. По отцовской линии его предки были сборщиками налогов, что в преимущественно сельскохозяйственном консервативном Юге считалось довольно почётным занятием, по материнской линии его дед был мэром этого селения. В целом, его семья принадлежала к классу мелкой, достаточно зажиточной сельской буржуазии.
После трёх лет деревенской школы Моррас поступил в католическое училище в г. Экс, который давал соответствующее программе государственного лицея образование. Именно там начали укрепляться его политические убеждения. Выходцев из этого училища недаром во Франции называли «Blancs du Midi» - «Белые Юга», подразумевая под белым цветом верность идее Монархии и Католической Церкви, убежденных монархистов-легитимистов – сторонников старшей ветви французских Бурбонов по линии последнего короля Франции Карла Х Бурбона, младшего брата казненного революционерами Людовика XVI. Уже в училище Моррас знакомится с трудами классиков французского консерватизма эпохи Реставрации – Жозефа де Местра и Луи де Бональда, а также с произведениями философов, «эволюционировавших» от либерализма к консерватизму – Тэна и Ренана.
Закончив училище в 1885 году, молодой Моррас переезжает в Париж. Изначально, как известно, он хотел стать моряком, но неожиданная, почти полная потеря слуха поставили крест на его мечте, а священником он быть не хотел. В результате молодой выпускник выбрал путь журналиста, написав в этом же году большую статью о Фоме Аквинском, которая встретила восторженные отклики и была опубликована в серьезном журнале «Анналы христианской философии». С 18 лет Моррас в Париже, живет на гонорары, пишет по 2-3 статьи в неделю для различных изданий. Основные темы – философия, политика, наука, литература.
Тогда же, в Париже, его постепенно формировавшимся убеждениям пришлось пройти «тест на прочность». Морраса заставили уйти из культурно-просветительской организации «Фелибриж», большую часть членов которой составляли выходцы из Прованса, за статью, в которой он отстаивал право своей родной земли, как и других французских департаментов, на автономию – ту, которая существовала до 1789 года. Конечно, это входило в резкие противоречия с унитаризмом III Республики, и под давлением «сверху» он был вынужден оставить свои посты. Именно тогда к его монархическим и католическим убеждениям «добавились» элементы расизма (в них выразилось влияние Ле Бона, Жозеф Гобино же подвергался Моррасом критике на «преклонение перед германской расой», поскольку Моррас, будучи убеждённым французским националистом, никаких симпатий к Германии, мягко говоря, не испытывал) и стремление к возврату традиционной автономии французских департаментов (иначе говоря – провинций) времен Старого Порядка, которые были отменены после 1789 г.
Следует вспомнить, какой была Третья Французская республика 1870-1890-ых гг. После революционных событий 1870-1871 гг., когда за свержением последнего французского императора Наполеона III последовало уничтожение оплота революционной заразы – Парижской Коммуны, абсолютное большинство в парламенте получили консервативные монархисты, а президентом страны стал престарелый маршал Мак-Магон, не скрывающий своих симпатий к монархическому строю. Однако восстановление монархии, к сожалению, не произошло. Среди монархистов был жесточайший раскол. Легитимисты называли претендентом на престол внука Карла X Генриха, графа Шамбора, который был (формально) королем Генрихом V в течение 5 дней – с момента отречения Людовика XIX (сына Карла Х, формально царствовавшего 20 минут, прошедших с момента отречения его отца до отречения его самого) и до объявления королем Луи-Филиппа Орлеанского. Орлеанисты намеревались передать корону внуку Луи-Филиппа I Луи, графу Парижскому, который придерживался либеральных убеждений и воевал на стороне САСШ в годы Гражданской войны 1861-1865 гг., бонапартисты видели монархом сына Наполеона III, принца Наполеона Эжена, которого они считали императором Наполеоном IV. В результате долгих переговоров между монархистами было решено передать французский трон графу Шамбору, но тот отказался, мотивируя это тем, что он хочет править только при наличии белого флага Бурбонов как государственного, а не при революционном триколоре. Все попытки его уговорить оказались тщетными, и в 1875 году перевесом в один (!) голос была принята республиканская конституция. Франция так и не стала королевством. Тем не менее, монархические убеждения в те годы были сильны у представителей всех слоёв населения - от родовитой французской аристократии, верно служившей королю и оказавшейся не удел в новой, республиканской Франции до традиционно консервативного и религиозного крестьянства, особенно в таких департаментах, как Вандея.
В 1898 г. Моррас вместе с единомышленниками создает Action Francaise – движение, которое станет крупнейшей монархической и одной из крупнейших националистических партий III Республики в первой половине ХХ столетия. Изначально это движение было легитимистским, но ввиду того, что старшая ветвь исчезла к моменту создания движения (граф Шамбор умер в 1879 году, не оставив наследников), в качества династии предполагались Орлеаны – младшая ветвь французских Бурбонов.
Политическую доктрину Шарля Морраса и его движения вполне можно «уместить» в 10 основных, фундаментальных пунктов:
1. Реставрация монархии (династия Бурбонов).
Монархия должна быть авторитарной, но не по образцу абсолютизма Людовика XIV, а, скорее, по образцу «свободной монархии» Франциска I. При монархии должна быть проведена деполитизация общества – запрещены партии и политическая пресса, распущен парламент. В то же время должна быть дана автономия провинциям, свобода творческой деятельности, свобода университетам, корпорациям, общественным палатам. Государство должно «сжаться» в своих функциях: оно держит под контролем политическую, отчасти экономическую и отчасти духовную сферы. Но в остальном этот контроль передаётся регионам, объединениям, институтам, по принципу «Авторитет сверху, свобода снизу». Ну и наконец, создаётся небольшая профессиональная армия вместо большой, основанной на всеобщей воинской повинности.
2. Децентрализация страны на основе традиционной автономии районов.
Французские провинции должны получить полную автономию в своей внутренней политике (самоуправление) и передавать «центру» лишь ограниченные полномочия. Провинции должны сами решать вопросы безопасности, науки, культуры, образования. Основная же задача «центра» - защита от внешних врагов. Эта традиция успешно функционировала до 1789 года, после Революции же ее заменили республиканским унитаризмом, которые душит своими разросшимися бюрократическими щупальцами свободу провинций жить по своим традициям.
3. Воссоединение Католической Церкви с государством.
Католицизм является исторической религией Франции, он же являлся государственно-образующей религией страны. Кроме того, Католическая Церковь является социальным институтом, который «дисциплинирует души». Духовная ипостась католичества должна играть одну из важнейших ролей в духовной сфере французского общества. Именно поэтому следует возродить ее прежнее влияние, соединив ее с государством, с монархией.
4. Создание корпоративного государства.
Общество должно быть построено на экономических, социальных и культурных объединениях – корпорациях, палатах, институтах, гильдиях, цехах, творческих союзах. Они должны решать основные вопросы внутренней политики в социальной и в экономической сфере. Всё это – естественные объединения, как и семья, и именно на них и строится общество. Государство только не допускает произвола и нарушений в системе.
5. Интегральный национализм.
Родной язык, кровь, религия, искусство, обычаи, традиции и нравы – вот что формирует нацию. Французская нация – не исключение. Франция – страна, сформированная французской нацией, её следует рассматривать как единое целое. Поэтому одна из важнейших задач государства – твёрдо защищать все основные устои французской нации.
6. Антилиберализм.
Либеральные идеи и постулаты Просвещения основываются на ложном постулате равенства всех людей. Эти идеи пришли в 1789 году и дезорганизовали Францию, начали движение страны в полную деградацию в политической, экономической, социальной и духовной сферах. До этого Франция была великим государством с процветающей культурой. Идеям Романтизма надо противопоставить идеи Классицизма, на которых, собственно, и основана Франция. А демократия приводит к власти Денег и духовному разделению общества. «Свобода» приводит к свободе богатых, «равенство» прокладывает худшим путь во власть, «братство» – это космополитизм, стирающий французскую идентичность.
7. Антисоциализм / антикоммунизм / антианархизм.
Коммунизм и социализм приводят к «экономической уравниловке», что неприемлемо, также они по сути революционны, а любая революция есть хаос, анархия, террор, разрушение традиционной структуры общества. Анархизм, разрушив государство, не сможет построить на его месте ничего дельного, он утопичен, а, следовательно, неосуществим. Анархисты честны в своём стремлении разрушать, но из их проектов может выйти только чудовищная деспотия, ибо деспотия также продукт Революции.
8. Антипротестанизм.
Протестантизм, во-первых, духовно противоположен католицизму, является революционной идеологией, ведёт с ним ожесточенную борьбу, прославляет индивидуализм, разрушает сообщества людей. Во-вторых, он исторически служил врагам Франции – Германии и Великобритании, и, в-третьих, принес с Реформацией либеральные идеи Просвещения. Поэтому с его влиянием и его проявлением в любом виде следует ожесточённо бороться.
9. Антимасонство.
Масонство – это антихристианская революционная секта, ведущая борьбу с католицизмом и традиционными консервативными ценностями. Она пришла во Францию вместе с Революцией, и должна быть ликвидирована в стране.
10. Антисемитизм.
Евреи дурны не сами по себе, но потому и только потому, что они – чужаки, пришедшие в страну и имеющие в ней непропорционально большое влияние, особенно в политике и экономике. Поэтому их влияние в этих сферах следует ограничить.
1920-е и первая половина 1930-ых гг. были пиком популярности Action Francaise. Численность движения достигала в этот период 60 тыс. человек. Социальная база французских роялистов состояла из представителей аристократии, духовенства, крупных предпринимателей и генералитета (в частности, будущий лидер Французского Государства – «режима Виши», Филипп Анри Петен, герой Первой мировой войны, был близок к ним), но основную поддержку движение получало от обеспеченных студенчества, а также городского мелкого и среднего класса. Они также составляли основу «Королевских молодчиков» (Camelots du Roi) – молодёжного и отчасти военизированного крыла Action Francaise.
6 февраля 1934 г. роялисты участвовали в массовых демонстрациях правых и крайне правых движений против правительства радикала Эдуарда Даладье. Однако, к сожалению, попытка правых активистов штурмом взять здание парламента провалилась. Единственным успехом была отставка Даладье и приход на пост премьер-министра консерватора Гастона Дюмеружа.
Во второй половине 1930-ых ситуация изменилась. Во-первых, в июне 1936 года победу на парламентских выборах одержал блок левых партий Народного Фронта – коммунистов, социалистов и радикалов, который тут же запретил все «военизированные формирования», в числе которых были и «Королевские молодчики». Так Action Francaise лишилась своего боевого крыла. Во-вторых, Папа Римский осудил Асtion Francaise за их «галликанскую идеологию» - идею независимости французской Католической церкви от Рима. Это повлекло за собой некоторый «отток» некоторых ревностно католически настроенных людей из движения. Булла с осуждением была отменена только в 1939 г.
В годы гражданской войны в Испании французские роялисты однозначно встали на сторону Национальной армии генерала Ф.Франко, и многие представители движения участвовали в борьбе с красной заразой в составе «батальона Жанны д’Арк» - французского добровольческого подразделения, воевавшего вместе с франкистами и состоявшего преимущественно из представителей правых французских партий.
Начало Второй мировой войны Action Francaise встретили, заняв «патриотическую» позицию, прежде всего мотивированную их германофобством, однако создание правительства маршала Петена и Французского Государства 10 июля 1940 года было встречено монархистами с ликованием, а Шарль Моррас назвал это событие «божественным сюрпризом». Главная цель петеновской Франции – «изменить людей и переосмыслить систему управления страной, структуры французского общества, создать нечто противоположное республиканскому устройству, либеральному капитализму, индивидуализму и универсализму современного общества» – была близка политическим идеям Морраса.
В 1944 году, после вступления объединённых сил союзников на французскую землю, Французское Государство прекратило своё существование (хотя до 22 апреля 1945 г. функционировало «правительство Виши в изгнании»), а вместе с ним исчезла и поддерживающая его монархическая партия. Моррас был арестован и подвергнут суду как «видный деятель и идеолог вишистского режима», в результате чего был осуждён на пожизненное тюремное заключение. Он умер в 1952 году в тюремной больнице в г.Тур.
В современной Франции существует возрождённое в 1947 г. «Французское действие», но оно является, к сожалению, лишь тенью той крупной политической организации, которая играла важную роль в политической жизни III Республике в 1930-е гг. Однако само творческое наследие Морраса – многочисленные его философские и публицистические труды, из которых можно отдельно выделить недавно переведённое на русский язык произведение «Будущее интеллигенции» (1905 г.) – безусловно, будет полезным багажом идей не только для французских, но для всех европейских националистов, в т.ч. и для русских.