Митрофан Крушеван писал(а):
1. Достать ее не составляет никакого труда. Она есть в любой приличной библиотеке. Я держал ее в руках еще в 90-е гг.
В сети есть ее переиздание 2002 года, абсолютно идентичное.
Я вам привел эти страницы, на которые ссылается Кривошеев. И там нет этой цифры в 3 млн. 214 тыс. человек на 1 марта 1939. Там есть цифра в 3 754 104 человека из мобилизационного плана 1939/1940. Вот если из этой цифры, т.е. из цифры планируемой на 1939-1940 гг. численности вермахта, вычесть планируемое количество призывников на 1939-1940 гг. в размере 540 тыс человек, тогда и получится высосанная из пальца кривошеевская цифра в 3 млн 214 тыс человек.
2. Говорит во множественном числе, а ссылается на один источник. На Мюллера-Гиллебранда у которого этой цифры нет. Если бы у него были ссылки на иные источники он их указал бы. Но другого истоника по комплектованию вермахта у него не было. Это ж очевидно. Он просто не заморачиваясь поисками взял единственный общедоступный источник на русском языке, да поколдовав с цифрами получил нужный ему результат.
3. Оверманс включил потери гражданских специалистов вермахта в общие потери германских вооруженных сил.
Это Вы у Кривошеева прочитали, что он вычел из 3754,1 тыс. 540 тыс., или сами сфантазировали?
Тем более, что в книге нет цифры 540 тыс. призывников на 1939-1940 г. - тоже Ваша фантазия.
У Мюллера-Гиллебрандта вполне конкретно написано про мобилизационный план 1937-1938 г.г.:
- действующая армия - 1,38 млн. чел.;
- войска пограничных и укрепрайонов - 0,18 мнл.;
- строительные войска по большей части из Имперской службы труда - 0,54 млн.;
- армия резерва - 1,24 млн..
Итого: 3,34 млн. чел. в действующей армии и армии резерва.
Но это только сухопутные войска! Ведь ещё были Люфтваффе и Кригсмарине. Если они составляли 25% от всех вооружённых сил, то общая численность германских вооружённых сил в 1938 году должна была составить почти 4,4 млн. чел.!
Да, это мобилизационные планы, но численность кадровой армии мирного времени не отражает реальной численности всей армии.
Мюллер-Гиллебрандт пишет:
"Из сравнения данных 1937/38 г. и 1939/40 г. видно, что состав сухопутных сил значительно вырос как в численном, так и в качественном отношении. Но количество обученных солдат все еще не соответствовало потребностям армии. Значительная часть войск по-прежнему должна была комплектоваться из числа военнообязанных ландвера, которые с 1918 г. не проходили военного обучения и были в возрасте 39 лет и старше. Таким образом, как и прежде, при комплектовании армии прибегали к импровизации".Почитав книгу, понимаешь, что автор хорошо осведомлён о штатном расписании армии, о плановой численности дивизий, но мало имеет информации о том, сколько реально было призвано людей.
О Судетском кризисе он пишет:
"Для действий против Чехословакии были привлечены только кадровые дивизии армии мирного времени. Они были увеличены до штатов военного времени путем призыва резервистов, якобы на повторные учебные сборы. Нужное количество частей резерва ОКХ, а также армейских и корпусных частей было сформировано подобным же путем. Эти формирования почти не выходили из рамок планов, разработанных на случай мобилизации. Так как нужно было считаться с возможностью войны и против Франции, то было проведено предусмотренное планом мобилизации формирование путем призыва в два приема (также под видом «учебных сборов») 7 резервных дивизий (восьмая формировалась в Восточной Пруссии, и поэтому о ней здесь речь не идет). Эти 7 дивизий были передвинуты к западной границе".Можно отсюда понять, сколько резервистов было призвано?
Оттого приходится ориентироваться на исследование Кривошеева об оценочной численности германских вооружённых сил с учётом Вермахта, строительных частей, военных чиновников. Мюллер-Гиллебрандт в этом смысле не помощник. И потом Кривошеев всё-таки генерал-полковник, а Мюллер-Гиллебрандт генерал-майор. Надо слушаться старшего по званию!
Ну, а Оверманс может продолжать исследовать документацию, которая перестала вестись уже в апреле 1945 г.