«Сложным явлением был Петр I, но... был человеком церковно- православным. Не позою было, когда ставил он кресты на местах спасения от опасностей; когда пользовался возможностью, чтобы читать и петь на клиросе, что знал в совершенстве; ... когда молитвенно склонялся перед прахом св. Митрофания Воронежского, при жизни его обличавшего; ... когда благоговейно приобщался святых Таин, готовясь к кончине...
Но с другой стороны, тщетной была бы попытка согласовать с церковным Православием поведение Петра... То была драма – не только его личная: общенациональная. Европеизация с неотвратимостью рока легла на Россию. Не внешний облик меняла она русской жизни. Она колебала основы внутреннего мiра, упраздняя сплошную целостность церковного сознания... Высшей ценностью явилась теперь уже не Церковь, которой служит Россия, в этом служении находя исчерпывающий смысл своего исторического бытия, а Государство Российское как самобытная ценность, требующая всех сил от своих подданных...
Великая Россия заслоняет Святую Русь!.. Не знало раньше отечество наше такого противопоставления: ... единой она была и цельной! Теперь ... два лика обозначаются у России, и весь вопрос к тому сводится: каково же соотношение между ними?..
Ко времени Петра мобилизация сил личности и общества во имя организации "мiра сего", во зле лежащего, довела наступательную активность Запада до меры, ранее не представимой. Россия, поскольку не хотела стать легкой жертвой такой Европы, должна была стать на путь такой же мобилизации и своих сил... Реформы Петра были актом самосохранения не от унижения, а от уничтожения европейской агрессией: глубокий смысл заключался в перенесении мощей св. благоверного Князя Александра Невского в Невскую столицу... Но как, под этим углом зрения, благоприятно ни оценивать дело Петра, оно в целом не могло не ранить совести русской и не сеять внутренней смуты...
Достижение Россией высшего могущества [в конце ХIХ – начале ХХ вв.], ... этот окончательный как бы апофеоз граждански-свободной Великой России, он-то именно и обернулся утратой Россией... того своего естества, которое давало Великой России одновременно право именоваться и считать себя Святой Русью!
Это ведь и обусловило крушение России Исторической – утратившей самое оправдание своего бытия в мiре...»
Архимандрит Константин (Зайцев)
http://www.rusidea.org/?a=25021003