Александр Робертович писал(а):
Владимир Н. писал(а):
Обезьяна нет, а вот обезьяноподобный предок - другое дело.
Итак, ты всерьёз утверждаешь, что твои родители стоят ближе обезьяноподобным предкам? Соответственно твои дедушка, прадедушка к обезьяноподобным предкам ещё ближе?
В одном замечательном советском фильме юный умный герой пересказал друзьям ответ своего деда-старообрядца об эволюции. Идея такая. "Вы почему решили об обезьяны происходить? Да потому что в сравнении с обезьяной даже любой пьяница, валяющийся под забором - уже огромный прогресс. И можно гордиться даже тем, что ты- пьяница, а не обезьяна. А вот коли от Бога люди произошли, то тут наоборот!
Я ничего не утверждаю. Своё отношение к эволюции я выразил здесь страницей или двумя ранее. Для меня сей вопрос принципиального значения не имеет, так как христианство - это учение о спасении души, оно занимается вопросами духовного, а не естественнонаучного характера.
Однако, я считаю, что эволюционизм не противоречит христианству. Что с того, если даже предок человека был животным? У человека животное тело, оно соответствует по своему строению и функциям телу остальных приматов, которые таким образом являются родственными человеку по физиологии.
Душа и дух человеческий пребывают в теле, а это тело, в котором поселился образ Божий, оно ведь не было до этого куском глины или земли - это было животное тело, то есть вполне живое существо, которое не имело в себе человеческой души. Надо ведь понимать, что Библия написана простым языком для древних пастухов, и поэтому не было нужды в подробностях описывать происхождение человека. Ещё раз повторюсь: я этого не утверждаю, ибо я не специалист, но я не считаю эволюционизм неприемлемой теорией. Прочтите эти стихи А. К. Толстого, на мой взгляд удивительно точно всё сказано:
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо[1]:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система?
2
Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь . . . .,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа.
3
Всход наук не в нашей власти,
Мы их зёрна только сеем;
И Коперник ведь отчасти
Разошёлся с Моисеем.
4
Ты ж, еврейское преданье
С видом нянюшки лелея,
Ты б уж должен в заседанье
Запретить и Галилея.
5
Если ж ты допустишь здраво,
Что вольны в науке мненья —
Твой контроль с какого права?
Был ли ты при сотворенье?
6
Отчего б не понемногу
Введены во бытиё мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приёмы?
7
Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати —
Знать не может председатель
Комитета о печати.
8
Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти —
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти!
9
Ведь подобные примеры
Подавать — неосторожно,
И тебя за скудость веры
В Соловки сослать бы можно!
10
Да и в прошлом нет причины
Нам искать большого ранга,
И, по мне, шматина глины[2]
Не знатней орангутанга.
11
Но на миг положим даже:
Дарвин глупость порет просто —
Ведь твоё гоненье гаже
Всяких глупостей раз во сто!
12
Нигилистов, что ли, знамя
Видишь ты в его системе?
Но святая сила с нами!
Что меж Дарвином и теми?
13
От скотов нас Дарвин хочет
До людской возвесть средины —
Нигилисты же хлопочут,
Чтоб мы сделались скотины.
14
В них не знамя, а прямое
Подтвержденье дарвинисма,
И сквозят в их диком строе
Все симптомы атависма:
15
Грязны, неучи, бесстыдны,
Самомнительны и едки,
Эти люди очевидно
Норовят в свои же предки.
16
А что в Дарвина идеи
Оба пола разубраны —
Это бармы[3] архирея
Вздели те же обезьяны.
17
Чем же Дарвин тут виновен?
Верь мне: гнев в себе утиша,
Из-за взбалмошных поповен
Не гони его ты, Миша!
18
И ещё тебе одно я
Здесь прибавлю, многочтимый:
Не китайскою стеною
От людей отделены мы;
19
С Ломоносовым наука
Положив у нас зачаток,
Проникает к нам без стука
Мимо всех твоих рогаток,
20
Льёт на мир потоки света
И, следя, как в тьме лазурной
Ходят Божии планеты
Без инструкции ценсурной,
21
Кажет нам, как та же сила,
Всё в иную плоть одета,
В область разума вступила,
Не спросясь у Комитета.
22
Брось же, Миша, устрашенья,
У науки нрав не робкий,
Не заткнёшь её теченья
Ты своей дрянною пробкой!
<Конец 1872>