Александр Мень и дело Бейлиса, Часть 2
Помимо судебно-медицинских экспертов, суд пригласил
специалистов-психиатров: знаменитый академик Бехтерев и заслуженный
профессор психиатрии Киевского университета Сикорский пришли к заключению,
что убийство не было делом рук ни душевно больных, ни половых психопатов:
убийцы действовали хладнокровно, преследуя определенную цель (мучительная
смерть с выточением крови), руки жертвы были связаны, мальчику крепко
зажимали рот, о чем свидетельствовали раны на губах. Он умирал долго и
страшно в течение почти получаса; особенно удивительным представлялось и
не могло быть объяснено экспертизой, что - согласно сохранившимся подтекам
крови на белье - все раны были нанесены при стоячем положении жертвы, в
котором ее должны были удерживать не менее двух помощников убийцы.
Профессор Сикорский вышел за рамки психиатрическо-патологической
экспертизы, установив на основании собственного знакомства с этим вопросом,
признаки ритуального убийства, хорошо известные специалистам (но,
разумеется, тщательно замалчивавшиеся печатью) по процессам Велижскому
(1823 г.), Саратовскому (1853 г.), Дамасскому (1840 г.), Тиса-Эсларскому
(1882 г.; Венгрия), Коницкому (1900 г.; Западная Пруссия), двум убийствам в
Богемии (1898 г. и 1899 г.) и бесчисленным процессам того же рода во всей
Европе в более ранние эпохи. В частности, именно стоячее положение жертвы -
совершенно невозможное при "обыкновенном" убийстве - является
характерным признаком ритуального убийства: это положение жертвы (почти
всегда малолетние дети, часто младенцы) видно на многочисленных
средневековых гравюрах, изображавших расследованные случаи этого рода
преступлений. Мы увидим ниже, что в таком же стоячем положении на еврейских
бойнях убивают животных (метод "шехита", запрещенный почти во
всех цивилизованных странах).
Начало процесса
Защита выставила
четырех экспертов по богослов-ской
и историко-религиозной стороне
вопроса: профес-соров Троицкого,
Коковцева и Тихомирова и
москов-ского раввина Мазе.
Обвинение выставило экспертом
католического пастора Пранайтиса,
магистра богосло-вия, профессора
древнееврейского языка и
иудаистики в Санкт-Петербургской
католической Духовной акаде-мии,
автора вышедшей в 1892 году на
латинском языке книги о талмуде
(редакция пишет названия
сатанин-ских книг, к каковым
относится и талмуд, с маленькой
буквы) и его отношении к христианам
и христианству.
Чтобы судить, насколько
профессору Троицкому, по мнению
о.Александра Меня, удалось
развенчать анти-семитский
"кровавый навет", нужно
познакомиться с единственным,
имеющимся по этому делу источником:
"Дело Бейлиса. Стенографический
отчет", издание ев-рейской газеты
"Киевская Мысль" (Киев, 1913 г.), в
трех томах, около1500 страниц
(материалы процесса, судя по всему,
были уничтожены киевской ЧК в
период полу-годового господства
советской власти в Киеве в 1919 го-ду).
Выступление Троицкого, с вопросами
к нему с обе-их сторон, продолжалось
добрых полдня 21 октября 1913 года и
приводится нами ниже, в несколько
сокра-щенном виде. Поскольку
"Стенографический отчет"
воспроизводит все сказанное в суде
без какой бы то ни было
литературной правки, то
естественно, что в уст-ной речи
часто опускалось сказанное в
другое время, не говоря уже о ее
стилистических недостатках. Нам
при-шлось, поэтому, дополнить текст
пропущенными сло-вами и снабдить
примечаниями, необходимыми для его
понимания современными читателями.
Пропуски отме-чены многоточием,
добавленные слова помещены в
уг-ловых скобках /.../, в круглых
скобках (...) стоят пояс-нительные
примечания и страницы
стенографического отчета в
указанном издании, римскими
цифрами обоз-начен том отчета. За
пояснения, пропуски и дополнения
ответственность несет, разумеется,
автор настоящей статьи.
Профессор Троицкий
выступал после эксперта со стороны
обвинения пастора Пранайтиса,
который с полным убеждением, как
специалист, занимавшийся этим
вопросом в течение всей своей
научной и духовной карьеры,
высказался о наличии у евреев с
незапамятных времен убийств
христиан с ритуальной целью,
приведя исторические факты и
усмотрев их обоснование в
поло-жениях талмуда, шулхан-аруха,
зогара и других еврейс-ких
религиозных источников.
Как отвечали на вопросы
анкеты суда эксперты от обвинения и
защиты
Богословско-ритуальным
экспертам была судом предложена
анкета из 29 вопросов. Цитируем
Троицкого:
Профессор Троицкий (II том, стр. 354):
... Второй вопрос:
- Есть ли указание в
Библии на человеческие
жертвоприношения у евреев?
- По поводу этого
вопроса п.Пранайтис гово- рил, что
такие указания есть... Многие
библиис- ты склоняются к мнению, что
у евреев могли быть человеческие
жертвы, но нужно сказать, что эти
факты требуют особого
разъяснения... Хотя существуют
некоторые указания на
чело-веческие жертвоприношения, но
закон (имеется в виду Ветхий Завет -
П.Л.) всегда строго это запре-щал
..."
Пастор Пранайтис по
этому вопросу показал (II том, стр.
319): Открыто об употреблении
хрис-тианской крови ни в
шулхан-арухе, ни в каббале не
говорится, а указывается... убиение,
умерщвление, пролитие крови...
относительно всех неевреев, к
которым принадлежат /прежде всего/
христиане.
Профессор Троицкий (II
том, стр. 355):
Вопрос 4-й:
- Есть ли указание в
Библии, что убийство некоторых
людей и избиение иноплеменников
считалось евреями фактом, угодным
Иегове?
- ... В Библии имеется
только один факт из-биения
иноплеменных, как факт угодный
Богу, - это избиение Амалекитян.
Пастор Пранайтис,
говоря на эту тему, имел в виду не
Библию, т.е. Ветхий Завет, а талмуд -
позднейшее, чудовищно искаженное
"толкование" Библии
раввинскими школами, извратившими
Божие слово в пропо-ведь ненависти
ко всем "акумам" и "гоям",
т.е. неевреям, приравниваемым к
животным, заслуживающим
уничтожения. п.Пранайтис указал (II
том, стр. 318): ...Ко-гда появились
сомнения среди евреев, ... все ли
именно /отрицательные
характеристики в талмуде/
относятся к христианам, то Маймонид
(извест- ный еврейский талмудист ХII
века - П.Л.) открыто заявил, что все
эти /унизительные/ названия
отно-сятся к христианам, что все эти
христиане, к какому бы толку они не
принадлежали, все они -
идолопоклонники /заслуживающие
истребления/. Все постановления
талмудические ..., все, что там /в
Библии/ сказано относительно войны
с Амалекитянами, относительно их
истребления, отно- сится именно
таким же образом и к христианам.
...Относительно же того, как
поступать евре- ям с христианами,
сказано, что надо их избегать, не
иметь с ними никаких сношений,
всячески стараться им вредить, не
спасать в опаснос- ти и, вообще,
вредить им так, чтобы их совсем
истребить".
Профессор Троицкий (II
том, стр. 355): /следующий вопрос/
- Что такое талмуд,
шулхан-арух, каббала ... какое их
значение в жизни современного
еврейства и есть ли в них указание
на употребление евреями
христианской крови?
- Относительно этого
вопроса говорил мой предшественник
/п.Пранайтис/ , т.ч. многое из того,
что он сообщил, я не стану
повторять, ... но считаю нужным
добавить следущее: ... талмуд нельзя
представлять себе как сочинение
одного лица, ... это есть
произведение многих поколений
/раввинов/, ... вследствие чего
понятно, что в талмуде ... иногда
есть изречения, дышащие фанатизмом
... (стр. 357) Относительно указания в
шулхан-арухе и кабба- ле на
употребление евреями христианской
крови, ... ни в шулхан-арухе, ни в
каббале таких указаний не
заключается (см. дальше вопросы
Троицкому присяжных поверенных
Замысловского и Шмакова - П.Л.).
(стр. 358) 8-ой вопрос:
- Каково отношение талмуда к иноплеменникам и не
содержится ли в нем прямых указаний
на то, что убийство иноплеменников
дозволено и является актом,
угодным Иегове?
- Этот вопрос - один из
/самых/ щепетильных для тех, кто
занимается талмудом... Насколько я
могу постигнуть этот вопрос
...отношение к иноплеменникам
зависит от того, насколько талмуд видит в них лицо
более или менее безопасное для существования
еврейства ... Если /иноплеменник/
представляется угрожающим основе
еврейства, то /он/ заслуживает
известное осуждение, даже вражду...
(стр. 359) Я должен сказать, что в
талмуде есть выражения, которые
подавали повод обличать
талмудистов в полной нетерпимости
и человеконенавистничестве. Это
выражение, на которое часто
ссылаются, - "лучшего из гоев
убей"- ...в некоторых местах
талмуда оно имеет такую
формулировку: "лучшего из гоев
убей во время войны". В этой
полной формулировке это выражение
ничего страшного не представляет.
... Это - обыч-ное военное право (см.
ниже вопросы Троицкому присяжного
поверенного Шмакова).
Вопрос 9-й:
- Когда впервые появилась каббала... и каково ее
отношение к Библии и талмуду? ...
- Литературой /иудаизма/ каббала стала счи-таться с начала II
века по Р.Х. Рабби Шимону-бар-Иехой... приписывается
составление книги зогар, которая имеет громадное значение в жизни
еврейства. и относительно которой вчера п.Пранайтис сообщил
достаточные сведения.
Пранайтис сказал о
каббале следующее (II том, стр. 318-319):
Собрана эта наука /была/ в III веке, ...
но получила окончательный вид
только в ХII-ХIII в.в. ... каббала есть
своего рода систематизация того,
что в талмуде преподается вскользь.
... По этому учению, при создании душ
божество перешло в израильские
души, но некоторые искры попали и не
в израильские, эти искры ждут
своего осво-бождения. ... Еврейство
/в каббале/ всегда называ-ется
внутренним ядром, а другие народы -
шелу-хой. Это ядро надо освобождать
... приношением жертвы, т.е.
убийством неевреев, чтобы
освобо-дить эти искры и, таким
образом, ускорить при-шествие
Мессии. Мессия не придет раньше, чем
эти искры будут освобождены из
шелухи.
... Об отношении каббалы
к Библии, т.е. к Ветхому Завету,
пастор Пранайтис сказал следующее
(II том, стр. 320):
- Каббала велит
толковать Библию совсем не в таком
смысле, в каком она написана. Она
/каббала/ говорит, что неужели нет
другого смысла, кроме явного... что
нужно глубже понимать смысл.
Профессор Троицкий (II
том, стр. 362):
19-ый вопрос:
- Какие разоблачения
сделали франкисты (еврейская
антираввинская и
антиталмудическая секта Якова
Фран-ка в Польше в ХVIII веке - П.Л.) по
поводу человеческих
жертвоприношений у евреев на
диспуте во Львове в 1759 году?
- Специально этим
вопросом я не занимался. На
основании того, что я читал, я
прихожу к заклю-чению, что, строго
говоря, несмотря на все обли-чения
франкистов, они все же не доказали,
что у евреев существуют
человеческие жертвоприно-шения.
20-й вопрос:
- Были ли в средние века
и в наше время случаи осуж-дения
евреев по обвинению в убийстве
христиан с рели-гиозными целями,
причем евреи были изобличены
соб-ственным сознанием и
нахождением, по их указанию,
ос-танков замученных ими жертв?..
(стр. 363)
- Здесь надо сказать: по побуждению религиозного
изуверства. Если бы было сказано
так, то я должен был бы ответить, что
этим вопросом во всей его широте я
не занимался. Я не имел тех актов,
исторических документов, которые
по это- му вопросу, насколько мне
известно, существуют в очень
большом количестве.
Мне известен только...
сборник, в котором содержится
Велижское (1823 г.) и Саратовское (1853
г.) дело. Затем я недавно получил
дело относительно Дамасского
убийства (пастора Томаса в Дамаске
в 1840 г. - П.Л.). С этим актом я немного
ознакомился. ... Сам я этих
исторических фактов не изучал,
поэтому в данном случае дать
компетентного заключения не могу,
должен оговориться, что среди
подобного рода дел мне известно дело об убиении младенца Гавриила ... в
1690 году в городе Слуцке Минской
губернии. Там, как видно из Жития
этого младенца, он был замучен
еврея- ми, которые во время мучений
издевались над ним (над трехлетним
ребенком! - П.Л.) ... В настоящее время
мощи этого младенца почивают в
Слуцке. ... Потом, из других
Православных Святых, заму-ченных
евреями, упоминается имя Евстафия
(ви-димо, ошибка стенографа: должно
быть "Евстратия" - П.Л.) ... В
Археологическом музее /Киевской/
Духов-ной Академии ... на польском
языке записано, что он был замучен в
1761 году "от жидов". (Про-фессор
явно путает: инок Евстратий был
распят евре-ями в Херсонесе в 1097
году задолго до захвата южной Руси
поляками; поэтому сомнительно,
чтобы запись об этом в Киевском
археологическом музее была на
польском языке - П.Л.). Так что мое
личное знакомство /с этим вопросом/
ограничивается ... делами Велижским
и Саратовским ... затем делом
младенца Гавриила и тем, что я
видел в здешнем /археологическом
музее/... Поэтому особенно
определенно по дан-ному вопросу я
не имею возможности высказаться.
Но, насколько я ознакомился с
историей этого вопроса ... не
указывается, что убийства эти
совершались с целью ритуальной...
Насколь- ко мне этот вопрос знаком,
у меня такого убеж-дения не
сложилось ... поэтому, все подобные
фак-ты относительно убивания
младенцев и вообще детей,
замученных (стр. 364) евреями, я
отношу не к требованиям ритуала, а к
обыкновенной прес-тупности,
которая может быть и среди евреев, к
тем преступникам, от которых сами
евреи от-казываются.
(стр. 365) 29-й вопрос:
- Имеются ли данные, и
какие именно, что убийство Андрея
Ющинского было совершено из
побуждений религиозного
изуверства?
- Насколько я помню, мне
кажется, что таких данных не
существует. Вот, собственно говоря,
все, что я имел честь заявить.
Допрос профессора Троицкого
(стр. 366 ) Прокурор:
-... Значит, Вы
относитесь отрицательно к вопросу
об употреблении /евреями/
человеческой крови? А знакомы ли Вы
с учением евреев-мистиков (т.е.
каббалистов - П.Л.)? Существует ли
такое мистическое учение /каб-бала/?
Троицкий:
- Я знаком с ним очень
мало.
Прокурор:
- Скажите, профессор,
когда прекратились /у евреев/
кровавые жертвы?
Троицкий:
- В 70 году, после того,
как Иерусалимский храм был сожжен
императором Титом. После этого
кровавых жертв не было.
Прокурор:
- Каким образом можно
сочетать прекращение крова-вых
жертв с такими словами /в талмуде/:
"Сказал равви Иисус: Я слышал, что
жертвы приносятся, хотя нет храма; я
слышал, что жертва приносится, хотя
и не было возлияний"?
Троицкий:
- Это место мне
представляется неясным.
Прокурор:
- /По еврейскому учению/
кровь очищает от грехов?
Троицкий:
- Да.
Прокурор:
- Так что кровь имеет
громадное значение?
Троицкий:
- Громадное...
(стр. 369) Прокурор:
- Не заключается ли в
тексте, который я Вам сейчас прочту,
решения затронутого /перед тем/
вопроса (о приравнивании всех
неевреев к жертвенному козлу,
по-еврейски "сеир" - П.Л.):
"Кто проливает кровь
безбож-ников, совершает дело,
равноценное жертвоприноше-нию"?
Троицкий:
- Это имеет
каббалистическое значение. Я
сейчас не могу на это ответить (!? -
П.Л.).
(стр. 370 ) Прокурор:
- Как Вы толкуете
/указание талмуда/ "Лучшего из
гоев убей"? Вы добавляете "во
время войны"; но разве "во
время войны" было указано /в
тексте талмуда/?
Троицкий:
- Я должен сказать, что я
получил /в последние дни/ несколько
писем по этому поводу, где
указы-валось, что мной в
предварительной экспертизе была
допущена неточность и были указаны
не все тексты из талмуда. На этом
основании я счел бы своим
нравственным долгом сообщить, что
мной была допущена некоторая
неточность ...
(стр. 371) Прокурор:
- ... Я хочу спросить Вас,
чем же заменены кровавые жертвы в
храме /у евреев, после его
разрушения/? А с другой стороны, Вы
знаете сочинения Серафимовича,
Неофита - бывших евреев -
сознающихся в том, что кровавые
человеческие жертвы приносятся...
Откуда это взялось? Что это -
фантазия сумасшедших?
Троицкий:
- Я должен сказать, что к
такого рода свиде-тельствам надо
относиться с большой
осто-рожностью. Я не знаком с
Серафимовичем. Го-ворят, что евреи
примешивают кровь в мацу, но это
мнение я считаю фантастическим
бредом ... Насколько я научно знаком
с предметом, и из сво-их личных
отношений с евреями, - у меня были
ученики-евреи, были знакомые среди
евреев, кото-рые со мной всегда
/были/ откровенны и ничего от меня
не скрывали - насколько я знаком со
всем этим, я совершенно этого не
допускаю.
Прокурор:
- Вы, значит, не
допускаете /такой возможности/
по-тому, что беседовали с евреями и
у Вас есть евреи-зна-комые. Больше я
вопросов не имею... (стр. 372)
Присяжный Поверенный
Замысловский (поверенный
гражданской истицы, матери
Ющинского):
- ... Известно ли Вам, что
во Львове на диспуте (меж-ду
франкистами и талмудистами в 1759
году, см. выше - П.Л.) одна часть
евреев публично обвиняла другую,
что у них есть тайна крови?
Троицкий:
- /Мне/ неизвестно.
Замысловский:
- Вы говорите, что у
Неофита (бывший раввин и сын
раввина, перешедший в христианство
и разоблачивший в 1803 году
ритуальные убийства у евреев - П.Л.)
все бас-ни, что Вы даже допустить не
можете употребления ев-реями
христианской крови. Но ведь нашлись
вот евреи, и их было довольно много,
которые на публичном диспуте во
Львове решились с текстами и
доказательствами в руках обвинять
другую часть евреев в том, что они
употребляют /христианскую/ кровь.
Как же Вы совмещаете /с этим/ Ваше
заявление, что все это
средневековые басни и дикие
фантазии?
Троицкий:
- Я бы на это дал ...
ответ, если бы мне представили все
эти тексты, все эти книги,
обличающие евреев в ритуальном
убийстве. Если бы я там увидел то, о
чем Вы говорите, то я, конечно, от
всех своих слов отрекся бы.
Замысловский:
- Но это же факт, что
одна часть евреев публично
об-виняла другую /в
жертвоприношениях христиан/, это же
исторический факт.
Троицкий:
- Но подробностей
содержания этого факта я не имею,
т.к. с этим делом я знаком очень
поверх-ностно.
(стр. 373) Замысловский:
- Теперь последний
вопрос, чтобы покончить с этим
/Львовским/ диспутом: не известно ли
Вам, что и еврей-ские, и
христианские писатели утверждали,
что победа на нем, в смысле
доказательности, осталась за
фран-кистами? ... Даже Гретц
(известный немецко-еврейский
историк, автор двухтомной
"Истории евреев" - П.Л.), который
является апологетом еврейства,
признает, что на этом диспуте
франкисты, если и не одержали
победы, то, во всяком случае, не были
побеждены. Не припом-ните ли Вы у
Гретца такое место?
Троицкий:
- Сейчас не могу
припомнить.
(стр. 374) Замысловский:
- ... Вы говорили, что да,
евреи убивают христиан, - отрицать
Вы не можете - но это вовсе не
ритуальные убийства, а обычные. Но,
позвольте, значит, Вы
при-равниваете все убийства... и с
воровством, и с ограб-лением, к
Саратовскому и Велижскому делу?
(стр. 375) Троицкий:
- ... Я говорил, что
убийства совершались, в том числе
среди еврейства есть преступные
ти-пы, от которых в данном случае
отказывается и сам еврейский
религиозный закон, ... допускаю да-
же убийства с целью издевательства
над религи- ей христиан ... /например/
в отношении младенца Гавриила.
Однако, благочестивые евреи,
насколько мне известно, относятся с
уважением к благочес-тию христиан.
Замысловский:
- Так что всякий
благочестивый еврей от таких
зло-деев отстраняется? А не
известно ли Вам, что в Сара-товском
деле было ходатайство от
еврейского общества, от выдающихся
еврейских деятелей, чтобы дело это
совсем прекратить; другими словами,
еврейство не толь-ко не
отстранилось от /изобличенных/ лиц,
осужденных по Саратовскому делу на
каторгу, но, наоборот, подтвер-дило,
что дело этих лиц есть дело всего
еврейства?
Троицкий:
- Хотя я и читал
Саратовское дело, но не так
внимательно, чтобы запомнить все
детали.
Замысловский:
- Вы нам говорили о
Житии Святого Гавриила... Из-вестно
ли Вам, что он был лишен жизни путем
/нане-сения/ массы колотых ран, и что
даже на мощах, ко-торые имеются /до
сего времени/, видны эти уколы?
Троицкий:
- Мне известно, что в
Житии об этом гово-рится.
Замысловский:
- Дальше: известно ли
Вам, что по Велижскому делу... (стр.
376) установлено, что был убит
мальчик 4-х лет от роду?
Троицкий:
- Известно.
Замысловский:
- Известно ли Вам, что
ему тоже был нанесен ряд колотых
ран ... колюще-режущим орудием?
Троицкий:
- Сейчас я этого не
помню.
Замысловский:
- Известно ли Вам, что
ему завязали рот и что, по
удостоверению врача, он был
"рассудительно замучен", как
выразился врач?
Троицкий:
-Я не помню.
Замысловский:
- Не известно ли Вам еще,
что злодеяние было совер-шено на
раздетом ребенке, ибо на рубашке
его /в кото-рой был обнаружен труп/
не было никаких признаков крови?
Троицкий:
- Нет, не известно.
Замысловский:
- Раз Вам неизвестны
такие детали, ... как же Вы решаетесь
говорить, что это убийство - не
ритуальное?
Председатель суда:
- Господин поверенный,
... входить в спор с экспер-том не
разрешается.
Замысловский:
- Тогда я поставлю
вопрос иначе: в виду того, что
теперь зачитаны такие детали,
которые Вам неизвестны, но которых
Вы не отрицаете, не перемените ли Вы
своего мнения, /т.е./ что убийство
было ритуальным? Кровь /из жертвы/
выточена, уколы нанесены...
Троицкий:
- Велижское дело
произвело на меня впечатле-ние, что
там ... следователю, вероятно, было
очень трудно добраться до истины...
Относи-тельно трупа /мальчика/ факт
представляется не-сомненно в том
виде, как его описывали судебный
следователь и врач. Нужно было
допытаться, где причина такого
состояния трупа... Для этого явились
свидетели, но /они/ оказались
совершенно не удостоверяющими, что
убийство это было совершено
евреями.
Замысловский:
- А Вы Саратовское дело
знаете? В Велижском деле свидетели
/евреев/ не подвели, а в Саратовском
подвели. Вы не отрицаете этого
факта?
Троицкий:
- В Саратовском деле я
не отрицаю известного
издевательства над мальчиком,
мальчик был обре-зан (два мальчика,
10 и 11 лет, были связаны, им были
за-вязаны рты, они были раздеты,
обрезаны и убиты путем полного
обескровливания тела - П.Л.).
Замысловский:
- Вам известно, что в
Житии Святого Гавриила сказа-но,
что его тело было выброшено, т.е. не
закопано /и не спрятано/, а
выброшено, оно было найдено
выброшен-ным? (В ряде процессов было
установлено со слов изобли-ченных
убийц, что это - непременная часть
ритуала: тело жертвы должно быть
найдено, чтобы показать 7власть
евреев над христианами; это имело
место и в случае Ющинского, см. выше
- П.Л.).
Троицкий:
- Я помню относительно Саратовского дела, что (стр. 377) тело
мальчика (мальчиков! - "Эксперт" берется судить о
деле, с которым явно не знаком - П.Л.) нашли выброшенным в болото.
А по Велижскому делу не помню.
(стр. 378) Присяжный поверенный Шмаков (второй
поверенный матери Ющинского):
- Покорнейше прошу
ответить мне: существует ли в
зогаре (главная книга каббалы - П.Л.)
такого рода утверждение, что евреи
сейчас находятся в четвертом
периоде пленения, и что /тот/, кто
господствует над Израилем, тот как
бы господствует над всем миром? ...
Там еще говорится, что им /евреям/
принадлежит весь мир, т.к. они /одни/
составляют весь мир ... Вы об этом
знаете?
Троицкий:
- Я этого в настоящее
время не припоминаю.
Шмаков:
- Затем, не сказано ли
там /в зогаре/, что израильтяне
/будут/ действовать так, чтобы
господство над всеми на-родами
перешло в еврейские руки, и по этому
поводу в зогаре приведена лестница,
которую Иаков видел во сне?
Троицкий:
- Не помню.
Шмаков:
- Тоже не помните. А затем, помните ли Вы трактат в зогаре где
говорится, что надо действовать, чтобы христиане, "ноцри",
не имели больше никакого господства над израильтянами?
Троицкий:
- Я в настоящее время не помню... чтобы там так говорилось о
христианах.
Шмаков:
- Не сказано ли там
дальше: "Наше пленение будет
продолжаться до тех пор, пока не
прекратится владычество акумов
(т.е. - христиан - П.Л)?.. Затем Вы
цитировали здесь выражение "на
войне" (об убийстве лучшего из
гоев - П.Л.), но ведь это выражение
"на войне" содержится только в
одном трактате, а именно, в трактате
талмуда абода-зара, а Вы сами
говорили, что в книге мехильта
(вероятно, речь идет о трактате
талмуда мегилла - П.Л.) и в других
этого выражения нет...
Троицкий:
- Там, кажется, этого выражения нет.
Шмаков:
- Затем была еще та же цитата из трактата соферим... Там
этого тоже нет?
Троицкий:
- Там, как будто, есть.
Шмаков:
- По крайней мере в переводе Переферковича (переводчик талмуда на
русский язык - П.Л.) этого нет. Значит, из трех трактатов, где это
упоминается ("лучшего из гоев - убей!"), только в одном
сделана оговорка "на войне"?..
(стр.379) Присяжный поверенный Карабчевский (явная ошибка
стенографа: знаменитый адвокат Карабчевский, защищая Бейлиса,
такого сказать не мог; речь идет, видимо, о присяжном поверенном
Замысловском, со стороны обвинения - П. Л.):
- Скажите, пожалуйста, если об убийстве ребенка в обвинении
указывается, что (в нем участвовали) шесть человек, (стр. 380)
из которых двое были законоучители (т. е. раввины - П.Л.), а другие
следили, что бы все совершалось по точному ритуалу ..., то, как Вы
полагаете, стоит ли этот вопрос на религиозной почве?
Троицкий:
- Смотря ... что здесь подразумевается.
Замысловский:
- Если было обескровливание (жертвы), употребление крови (в
Саратовском деле кровь была найдена и употребление ее установлено -
П.Л.), если все совершалось по определенному ритуалу, если (в
убийстве) участвовали шесть человек, если определенную роль
(при убийстве) играло "духовное" лицо (т. е. раввин - П.
Л.), то, как Вы полагаете, касается такое убийство всего еврейского
народа или нет?
Троицкий:
- Я бы сказал, что (в этом случае) ставится вопрос об особой
ритуальной церемонии убийства... ставится вопрос о ритуальном
убийстве.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Статьи 1995 года
|