Александр Мень и дело Бейлиса,
Часть 2


Помимо судебно-медицинских экспертов, суд пригласил специалистов-психиатров: знаменитый академик Бехтерев и заслуженный профессор психиатрии Киевского университета Сикорский пришли к заключению, что убийство не было делом рук ни душевно больных, ни половых психопатов: убийцы действовали хладнокровно, преследуя определенную цель (мучительная смерть с выточением крови), руки жертвы были связаны, мальчику крепко зажимали рот, о чем свидетельствовали раны на губах. Он умирал долго и страшно в течение почти получаса; особенно удивительным представлялось и не могло быть объяснено экспертизой, что - согласно сохранившимся подтекам крови на белье - все раны были нанесены при стоячем положении жертвы, в котором ее должны были удерживать не менее двух помощников убийцы. Профессор Сикорский вышел за рамки психиатрическо-патологической экспертизы, установив на основании собственного знакомства с этим вопросом, признаки ритуального убийства, хорошо известные специалистам (но, разумеется, тщательно замалчивавшиеся печатью) по процессам Велижскому (1823 г.), Саратовскому (1853 г.), Дамасскому (1840 г.), Тиса-Эсларскому (1882 г.; Венгрия), Коницкому (1900 г.; Западная Пруссия), двум убийствам в Богемии (1898 г. и 1899 г.) и бесчисленным процессам того же рода во всей Европе в более ранние эпохи. В частности, именно стоячее положение жертвы - совершенно невозможное при "обыкновенном" убийстве - является характерным признаком ритуального убийства: это положение жертвы (почти всегда малолетние дети, часто младенцы) видно на многочисленных средневековых гравюрах, изображавших расследованные случаи этого рода преступлений. Мы увидим ниже, что в таком же стоячем положении на еврейских бойнях убивают животных (метод "шехита", запрещенный почти во всех цивилизованных странах).

Начало процесса

Защита выставила четырех экспертов по богослов-ской и историко-религиозной стороне вопроса: профес-соров Троицкого, Коковцева и Тихомирова и москов-ского раввина Мазе. Обвинение выставило экспертом католического пастора Пранайтиса, магистра богосло-вия, профессора древнееврейского языка и иудаистики в Санкт-Петербургской католической Духовной акаде-мии, автора вышедшей в 1892 году на латинском языке книги о талмуде (редакция пишет названия сатанин-ских книг, к каковым относится и талмуд, с маленькой буквы) и его отношении к христианам и христианству.

Чтобы судить, насколько профессору Троицкому, по мнению о.Александра Меня, удалось развенчать анти-семитский "кровавый навет", нужно познакомиться с единственным, имеющимся по этому делу источником: "Дело Бейлиса. Стенографический отчет", издание ев-рейской газеты "Киевская Мысль" (Киев, 1913 г.), в трех томах, около1500 страниц (материалы процесса, судя по всему, были уничтожены киевской ЧК в период полу-годового господства советской власти в Киеве в 1919 го-ду). Выступление Троицкого, с вопросами к нему с обе-их сторон, продолжалось добрых полдня 21 октября 1913 года и приводится нами ниже, в несколько сокра-щенном виде. Поскольку "Стенографический отчет" воспроизводит все сказанное в суде без какой бы то ни было литературной правки, то естественно, что в уст-ной речи часто опускалось сказанное в другое время, не говоря уже о ее стилистических недостатках. Нам при-шлось, поэтому, дополнить текст пропущенными сло-вами и снабдить примечаниями, необходимыми для его понимания современными читателями. Пропуски отме-чены многоточием, добавленные слова помещены в уг-ловых скобках /.../, в круглых скобках (...) стоят пояс-нительные примечания и страницы стенографического отчета в указанном издании, римскими цифрами обоз-начен том отчета. За пояснения, пропуски и дополнения ответственность несет, разумеется, автор настоящей статьи.

Профессор Троицкий выступал после эксперта со стороны обвинения пастора Пранайтиса, который с полным убеждением, как специалист, занимавшийся этим вопросом в течение всей своей научной и духовной карьеры, высказался о наличии у евреев с незапамятных времен убийств христиан с ритуальной целью, приведя исторические факты и усмотрев их обоснование в поло-жениях талмуда, шулхан-аруха, зогара и других еврейс-ких религиозных источников.

Как отвечали на вопросы анкеты суда эксперты от обвинения и защиты

Богословско-ритуальным экспертам была судом предложена анкета из 29 вопросов. Цитируем Троицкого:

Профессор Троицкий (II том, стр. 354):

... Второй вопрос:

- Есть ли указание в Библии на человеческие жертвоприношения у евреев?

- По поводу этого вопроса п.Пранайтис гово- рил, что такие указания есть... Многие библиис- ты склоняются к мнению, что у евреев могли быть человеческие жертвы, но нужно сказать, что эти факты требуют особого разъяснения... Хотя существуют некоторые указания на чело-веческие жертвоприношения, но закон (имеется в виду Ветхий Завет - П.Л.) всегда строго это запре-щал ..."

Пастор Пранайтис по этому вопросу показал (II том, стр. 319): Открыто об употреблении хрис-тианской крови ни в шулхан-арухе, ни в каббале не говорится, а указывается... убиение, умерщвление, пролитие крови... относительно всех неевреев, к которым принадлежат /прежде всего/ христиане.

Профессор Троицкий (II том, стр. 355):

Вопрос 4-й:

- Есть ли указание в Библии, что убийство некоторых людей и избиение иноплеменников считалось евреями фактом, угодным Иегове?

- ... В Библии имеется только один факт из-биения иноплеменных, как факт угодный Богу, - это избиение Амалекитян.

Пастор Пранайтис, говоря на эту тему, имел в виду не Библию, т.е. Ветхий Завет, а талмуд - позднейшее, чудовищно искаженное "толкование" Библии раввинскими школами, извратившими Божие слово в пропо-ведь ненависти ко всем "акумам" и "гоям", т.е. неевреям, приравниваемым к животным, заслуживающим уничтожения. п.Пранайтис указал (II том, стр. 318): ...Ко-гда появились сомнения среди евреев, ... все ли именно /отрицательные характеристики в талмуде/ относятся к христианам, то Маймонид (извест- ный еврейский талмудист ХII века - П.Л.) открыто заявил, что все эти /унизительные/ названия отно-сятся к христианам, что все эти христиане, к какому бы толку они не принадлежали, все они - идолопоклонники /заслуживающие истребления/. Все постановления талмудические ..., все, что там /в Библии/ сказано относительно войны с Амалекитянами, относительно их истребления, отно- сится именно таким же образом и к христианам. ...Относительно же того, как поступать евре- ям с христианами, сказано, что надо их избегать, не иметь с ними никаких сношений, всячески стараться им вредить, не спасать в опаснос- ти и, вообще, вредить им так, чтобы их совсем истребить".

Профессор Троицкий (II том, стр. 355): /следующий вопрос/

- Что такое талмуд, шулхан-арух, каббала ... какое их значение в жизни современного еврейства и есть ли в них указание на употребление евреями христианской крови?

- Относительно этого вопроса говорил мой предшественник /п.Пранайтис/ , т.ч. многое из того, что он сообщил, я не стану повторять, ... но считаю нужным добавить следущее: ... талмуд нельзя представлять себе как сочинение одного лица, ... это есть произведение многих поколений /раввинов/, ... вследствие чего понятно, что в талмуде ... иногда есть изречения, дышащие фанатизмом ... (стр. 357) Относительно указания в шулхан-арухе и кабба- ле на употребление евреями христианской крови, ... ни в шулхан-арухе, ни в каббале таких указаний не заключается (см. дальше вопросы Троицкому присяжных поверенных Замысловского и Шмакова - П.Л.).

(стр. 358) 8-ой вопрос:

- Каково отношение талмуда к иноплеменникам и не содержится ли в нем прямых указаний на то, что убийство иноплеменников дозволено и является актом, угодным Иегове?

- Этот вопрос - один из /самых/ щепетильных для тех, кто занимается талмудом... Насколько я могу постигнуть этот вопрос ...отношение к иноплеменникам зависит от того, насколько талмуд видит в них лицо более или менее безопасное для существования еврейства ... Если /иноплеменник/ представляется угрожающим основе еврейства, то /он/ заслуживает известное осуждение, даже вражду... (стр. 359) Я должен сказать, что в талмуде есть выражения, которые подавали повод обличать талмудистов в полной нетерпимости и человеконенавистничестве. Это выражение, на которое часто ссылаются, - "лучшего из гоев убей"- ...в некоторых местах талмуда оно имеет такую формулировку: "лучшего из гоев убей во время войны". В этой полной формулировке это выражение ничего страшного не представляет. ... Это - обыч-ное военное право (см. ниже вопросы Троицкому присяжного поверенного Шмакова).

Вопрос 9-й:

- Когда впервые появилась каббала... и каково ее отношение к Библии и талмуду? ...

- Литературой /иудаизма/ каббала стала счи-таться с начала II века по Р.Х. Рабби Шимону-бар-Иехой... приписывается составление книги зогар, которая имеет громадное значение в жизни еврейства. и относительно которой вчера п.Пранайтис сообщил достаточные сведения.

Пранайтис сказал о каббале следующее (II том, стр. 318-319): Собрана эта наука /была/ в III веке, ... но получила окончательный вид только в ХII-ХIII в.в. ... каббала есть своего рода систематизация того, что в талмуде преподается вскользь. ... По этому учению, при создании душ божество перешло в израильские души, но некоторые искры попали и не в израильские, эти искры ждут своего осво-бождения. ... Еврейство /в каббале/ всегда называ-ется внутренним ядром, а другие народы - шелу-хой. Это ядро надо освобождать ... приношением жертвы, т.е. убийством неевреев, чтобы освобо-дить эти искры и, таким образом, ускорить при-шествие Мессии. Мессия не придет раньше, чем эти искры будут освобождены из шелухи.

... Об отношении каббалы к Библии, т.е. к Ветхому Завету, пастор Пранайтис сказал следующее (II том, стр. 320):

- Каббала велит толковать Библию совсем не в таком смысле, в каком она написана. Она /каббала/ говорит, что неужели нет другого смысла, кроме явного... что нужно глубже понимать смысл.

Профессор Троицкий (II том, стр. 362):

19-ый вопрос:

- Какие разоблачения сделали франкисты (еврейская антираввинская и антиталмудическая секта Якова Фран-ка в Польше в ХVIII веке - П.Л.) по поводу человеческих жертвоприношений у евреев на диспуте во Львове в 1759 году?

- Специально этим вопросом я не занимался. На основании того, что я читал, я прихожу к заклю-чению, что, строго говоря, несмотря на все обли-чения франкистов, они все же не доказали, что у евреев существуют человеческие жертвоприно-шения.

20-й вопрос:

- Были ли в средние века и в наше время случаи осуж-дения евреев по обвинению в убийстве христиан с рели-гиозными целями, причем евреи были изобличены соб-ственным сознанием и нахождением, по их указанию, ос-танков замученных ими жертв?.. (стр. 363)

- Здесь надо сказать: по побуждению религиозного изуверства. Если бы было сказано так, то я должен был бы ответить, что этим вопросом во всей его широте я не занимался. Я не имел тех актов, исторических документов, которые по это- му вопросу, насколько мне известно, существуют в очень большом количестве.

Мне известен только... сборник, в котором содержится Велижское (1823 г.) и Саратовское (1853 г.) дело. Затем я недавно получил дело относительно Дамасского убийства (пастора Томаса в Дамаске в 1840 г. - П.Л.). С этим актом я немного ознакомился. ... Сам я этих исторических фактов не изучал, поэтому в данном случае дать компетентного заключения не могу, должен оговориться, что среди подобного рода дел мне известно дело об убиении младенца Гавриила ... в 1690 году в городе Слуцке Минской губернии. Там, как видно из Жития этого младенца, он был замучен еврея- ми, которые во время мучений издевались над ним (над трехлетним ребенком! - П.Л.) ... В настоящее время мощи этого младенца почивают в Слуцке. ... Потом, из других Православных Святых, заму-ченных евреями, упоминается имя Евстафия (ви-димо, ошибка стенографа: должно быть "Евстратия" - П.Л.) ... В Археологическом музее /Киевской/ Духов-ной Академии ... на польском языке записано, что он был замучен в 1761 году "от жидов". (Про-фессор явно путает: инок Евстратий был распят евре-ями в Херсонесе в 1097 году задолго до захвата южной Руси поляками; поэтому сомнительно, чтобы запись об этом в Киевском археологическом музее была на польском языке - П.Л.). Так что мое личное знакомство /с этим вопросом/ ограничивается ... делами Велижским и Саратовским ... затем делом младенца Гавриила и тем, что я видел в здешнем /археологическом музее/... Поэтому особенно определенно по дан-ному вопросу я не имею возможности высказаться. Но, насколько я ознакомился с историей этого вопроса ... не указывается, что убийства эти совершались с целью ритуальной... Насколь- ко мне этот вопрос знаком, у меня такого убеж-дения не сложилось ... поэтому, все подобные фак-ты относительно убивания младенцев и вообще детей, замученных (стр. 364) евреями, я отношу не к требованиям ритуала, а к обыкновенной прес-тупности, которая может быть и среди евреев, к тем преступникам, от которых сами евреи от-казываются.

(стр. 365) 29-й вопрос:

- Имеются ли данные, и какие именно, что убийство Андрея Ющинского было совершено из побуждений религиозного изуверства?

- Насколько я помню, мне кажется, что таких данных не существует. Вот, собственно говоря, все, что я имел честь заявить.


Допрос профессора Троицкого

(стр. 366 ) Прокурор:

-... Значит, Вы относитесь отрицательно к вопросу об употреблении /евреями/ человеческой крови? А знакомы ли Вы с учением евреев-мистиков (т.е. каббалистов - П.Л.)? Существует ли такое мистическое учение /каб-бала/?

Троицкий:

- Я знаком с ним очень мало.

Прокурор:

- Скажите, профессор, когда прекратились /у евреев/ кровавые жертвы?

Троицкий:

- В 70 году, после того, как Иерусалимский храм был сожжен императором Титом. После этого кровавых жертв не было.

Прокурор:

- Каким образом можно сочетать прекращение крова-вых жертв с такими словами /в талмуде/: "Сказал равви Иисус: Я слышал, что жертвы приносятся, хотя нет храма; я слышал, что жертва приносится, хотя и не было возлияний"?

Троицкий:

- Это место мне представляется неясным.

Прокурор:

- /По еврейскому учению/ кровь очищает от грехов?

Троицкий:

- Да.

Прокурор:

- Так что кровь имеет громадное значение?

Троицкий:

- Громадное...

(стр. 369) Прокурор:

- Не заключается ли в тексте, который я Вам сейчас прочту, решения затронутого /перед тем/ вопроса (о приравнивании всех неевреев к жертвенному козлу, по-еврейски "сеир" - П.Л.): "Кто проливает кровь безбож-ников, совершает дело, равноценное жертвоприноше-нию"?

Троицкий:

- Это имеет каббалистическое значение. Я сейчас не могу на это ответить (!? - П.Л.).

(стр. 370 ) Прокурор:

- Как Вы толкуете /указание талмуда/ "Лучшего из гоев убей"? Вы добавляете "во время войны"; но разве "во время войны" было указано /в тексте талмуда/?

Троицкий:

- Я должен сказать, что я получил /в последние дни/ несколько писем по этому поводу, где указы-валось, что мной в предварительной экспертизе была допущена неточность и были указаны не все тексты из талмуда. На этом основании я счел бы своим нравственным долгом сообщить, что мной была допущена некоторая неточность ...

(стр. 371) Прокурор:

- ... Я хочу спросить Вас, чем же заменены кровавые жертвы в храме /у евреев, после его разрушения/? А с другой стороны, Вы знаете сочинения Серафимовича, Неофита - бывших евреев - сознающихся в том, что кровавые человеческие жертвы приносятся... Откуда это взялось? Что это - фантазия сумасшедших?

Троицкий:

- Я должен сказать, что к такого рода свиде-тельствам надо относиться с большой осто-рожностью. Я не знаком с Серафимовичем. Го-ворят, что евреи примешивают кровь в мацу, но это мнение я считаю фантастическим бредом ... Насколько я научно знаком с предметом, и из сво-их личных отношений с евреями, - у меня были ученики-евреи, были знакомые среди евреев, кото-рые со мной всегда /были/ откровенны и ничего от меня не скрывали - насколько я знаком со всем этим, я совершенно этого не допускаю.

Прокурор:

- Вы, значит, не допускаете /такой возможности/ по-тому, что беседовали с евреями и у Вас есть евреи-зна-комые. Больше я вопросов не имею... (стр. 372)

Присяжный Поверенный Замысловский (поверенный гражданской истицы, матери Ющинского):

- ... Известно ли Вам, что во Львове на диспуте (меж-ду франкистами и талмудистами в 1759 году, см. выше - П.Л.) одна часть евреев публично обвиняла другую, что у них есть тайна крови?

Троицкий:

- /Мне/ неизвестно.

Замысловский:

- Вы говорите, что у Неофита (бывший раввин и сын раввина, перешедший в христианство и разоблачивший в 1803 году ритуальные убийства у евреев - П.Л.) все бас-ни, что Вы даже допустить не можете употребления ев-реями христианской крови. Но ведь нашлись вот евреи, и их было довольно много, которые на публичном диспуте во Львове решились с текстами и доказательствами в руках обвинять другую часть евреев в том, что они употребляют /христианскую/ кровь. Как же Вы совмещаете /с этим/ Ваше заявление, что все это средневековые басни и дикие фантазии?

Троицкий:

- Я бы на это дал ... ответ, если бы мне представили все эти тексты, все эти книги, обличающие евреев в ритуальном убийстве. Если бы я там увидел то, о чем Вы говорите, то я, конечно, от всех своих слов отрекся бы.

Замысловский:

- Но это же факт, что одна часть евреев публично об-виняла другую /в жертвоприношениях христиан/, это же исторический факт.

Троицкий:

- Но подробностей содержания этого факта я не имею, т.к. с этим делом я знаком очень поверх-ностно.

(стр. 373) Замысловский:

- Теперь последний вопрос, чтобы покончить с этим /Львовским/ диспутом: не известно ли Вам, что и еврей-ские, и христианские писатели утверждали, что победа на нем, в смысле доказательности, осталась за фран-кистами? ... Даже Гретц (известный немецко-еврейский историк, автор двухтомной "Истории евреев" - П.Л.), который является апологетом еврейства, признает, что на этом диспуте франкисты, если и не одержали победы, то, во всяком случае, не были побеждены. Не припом-ните ли Вы у Гретца такое место?

Троицкий:

- Сейчас не могу припомнить.

(стр. 374) Замысловский:

- ... Вы говорили, что да, евреи убивают христиан, - отрицать Вы не можете - но это вовсе не ритуальные убийства, а обычные. Но, позвольте, значит, Вы при-равниваете все убийства... и с воровством, и с ограб-лением, к Саратовскому и Велижскому делу?

(стр. 375) Троицкий:

- ... Я говорил, что убийства совершались, в том числе среди еврейства есть преступные ти-пы, от которых в данном случае отказывается и сам еврейский религиозный закон, ... допускаю да- же убийства с целью издевательства над религи- ей христиан ... /например/ в отношении младенца Гавриила. Однако, благочестивые евреи, насколько мне известно, относятся с уважением к благочес-тию христиан.

Замысловский:

- Так что всякий благочестивый еврей от таких зло-деев отстраняется? А не известно ли Вам, что в Сара-товском деле было ходатайство от еврейского общества, от выдающихся еврейских деятелей, чтобы дело это совсем прекратить; другими словами, еврейство не толь-ко не отстранилось от /изобличенных/ лиц, осужденных по Саратовскому делу на каторгу, но, наоборот, подтвер-дило, что дело этих лиц есть дело всего еврейства?

Троицкий:

- Хотя я и читал Саратовское дело, но не так внимательно, чтобы запомнить все детали.

Замысловский:

- Вы нам говорили о Житии Святого Гавриила... Из-вестно ли Вам, что он был лишен жизни путем /нане-сения/ массы колотых ран, и что даже на мощах, ко-торые имеются /до сего времени/, видны эти уколы?

Троицкий:

- Мне известно, что в Житии об этом гово-рится.

Замысловский:

- Дальше: известно ли Вам, что по Велижскому делу... (стр. 376) установлено, что был убит мальчик 4-х лет от роду?

Троицкий:

- Известно.

Замысловский:

- Известно ли Вам, что ему тоже был нанесен ряд колотых ран ... колюще-режущим орудием?

Троицкий:

- Сейчас я этого не помню.

Замысловский:

- Известно ли Вам, что ему завязали рот и что, по удостоверению врача, он был "рассудительно замучен", как выразился врач?

Троицкий:

-Я не помню.

Замысловский:

- Не известно ли Вам еще, что злодеяние было совер-шено на раздетом ребенке, ибо на рубашке его /в кото-рой был обнаружен труп/ не было никаких признаков крови?

Троицкий:

- Нет, не известно.

Замысловский:

- Раз Вам неизвестны такие детали, ... как же Вы решаетесь говорить, что это убийство - не ритуальное?

Председатель суда:

- Господин поверенный, ... входить в спор с экспер-том не разрешается.

Замысловский:

- Тогда я поставлю вопрос иначе: в виду того, что теперь зачитаны такие детали, которые Вам неизвестны, но которых Вы не отрицаете, не перемените ли Вы своего мнения, /т.е./ что убийство было ритуальным? Кровь /из жертвы/ выточена, уколы нанесены...

Троицкий:

- Велижское дело произвело на меня впечатле-ние, что там ... следователю, вероятно, было очень трудно добраться до истины... Относи-тельно трупа /мальчика/ факт представляется не-сомненно в том виде, как его описывали судебный следователь и врач. Нужно было допытаться, где причина такого состояния трупа... Для этого явились свидетели, но /они/ оказались совершенно не удостоверяющими, что убийство это было совершено евреями.

Замысловский:

- А Вы Саратовское дело знаете? В Велижском деле свидетели /евреев/ не подвели, а в Саратовском подвели. Вы не отрицаете этого факта?

Троицкий:

- В Саратовском деле я не отрицаю известного издевательства над мальчиком, мальчик был обре-зан (два мальчика, 10 и 11 лет, были связаны, им были за-вязаны рты, они были раздеты, обрезаны и убиты путем полного обескровливания тела - П.Л.).

Замысловский:

- Вам известно, что в Житии Святого Гавриила сказа-но, что его тело было выброшено, т.е. не закопано /и не спрятано/, а выброшено, оно было найдено выброшен-ным? (В ряде процессов было установлено со слов изобли-ченных убийц, что это - непременная часть ритуала: тело жертвы должно быть найдено, чтобы показать 7власть евреев над христианами; это имело место и в случае Ющинского, см. выше - П.Л.).

Троицкий:

- Я помню относительно Саратовского дела, что (стр. 377) тело мальчика (мальчиков! - "Эксперт" берется судить о деле, с которым явно не знаком - П.Л.) нашли выброшенным в болото. А по Велижскому делу не помню.

(стр. 378) Присяжный поверенный Шмаков (второй поверенный матери Ющинского):

- Покорнейше прошу ответить мне: существует ли в зогаре (главная книга каббалы - П.Л.) такого рода утверждение, что евреи сейчас находятся в четвертом периоде пленения, и что /тот/, кто господствует над Израилем, тот как бы господствует над всем миром? ... Там еще говорится, что им /евреям/ принадлежит весь мир, т.к. они /одни/ составляют весь мир ... Вы об этом знаете?

Троицкий:

- Я этого в настоящее время не припоминаю.

Шмаков:

- Затем, не сказано ли там /в зогаре/, что израильтяне /будут/ действовать так, чтобы господство над всеми на-родами перешло в еврейские руки, и по этому поводу в зогаре приведена лестница, которую Иаков видел во сне?

Троицкий:

- Не помню.

Шмаков:

- Тоже не помните. А затем, помните ли Вы трактат в зогаре где говорится, что надо действовать, чтобы христиане, "ноцри", не имели больше никакого господства над израильтянами?

Троицкий:

- Я в настоящее время не помню... чтобы там так говорилось о христианах.

Шмаков:

- Не сказано ли там дальше: "Наше пленение будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится владычество акумов (т.е. - христиан - П.Л)?.. Затем Вы цитировали здесь выражение "на войне" (об убийстве лучшего из гоев - П.Л.), но ведь это выражение "на войне" содержится только в одном трактате, а именно, в трактате талмуда абода-зара, а Вы сами говорили, что в книге мехильта (вероятно, речь идет о трактате талмуда мегилла - П.Л.) и в других этого выражения нет...

Троицкий:

- Там, кажется, этого выражения нет.

Шмаков:

- Затем была еще та же цитата из трактата соферим... Там этого тоже нет?

Троицкий:

- Там, как будто, есть.

Шмаков:

- По крайней мере в переводе Переферковича (переводчик талмуда на русский язык - П.Л.) этого нет. Значит, из трех трактатов, где это упоминается ("лучшего из гоев - убей!"), только в одном сделана оговорка "на войне"?..


(стр.379) Присяжный поверенный Карабчевский (явная ошибка стенографа: знаменитый адвокат Карабчевский, защищая Бейлиса, такого сказать не мог; речь идет, видимо, о присяжном поверенном Замысловском, со стороны обвинения - П. Л.):

- Скажите, пожалуйста, если об убийстве ребенка в обвинении указывается, что (в нем участвовали) шесть человек, (стр. 380) из которых двое были законоучители (т. е. раввины - П.Л.), а другие следили, что бы все совершалось по точному ритуалу ..., то, как Вы полагаете, стоит ли этот вопрос на религиозной почве?

Троицкий:

- Смотря ... что здесь подразумевается.

Замысловский:

- Если было обескровливание (жертвы), употребление крови (в Саратовском деле кровь была найдена и употребление ее установлено - П.Л.), если все совершалось по определенному ритуалу, если (в убийстве) участвовали шесть человек, если определенную роль (при убийстве) играло "духовное" лицо (т. е. раввин - П. Л.), то, как Вы полагаете, касается такое убийство всего еврейского народа или нет?

Троицкий:

- Я бы сказал, что (в этом случае) ставится вопрос об особой ритуальной церемонии убийства... ставится вопрос о ритуальном убийстве.


Часть 1    Часть 2    Часть 3    Часть 4    Часть 5   

Статьи 1995 года