Диакон Андрей Кураев
- Значит, Вы не шовинист?
- Что вы, конечно же, шовинист! Позвольте мне воспользоваться случаем, чтобы обратить внимание читателей на книгу современного французского историка Пюимежа «Шовен, солдат-землепашец: «Эпизод из истории национализма». Толстенная, страниц четыреста большого формата. Оказывается, слово шовинизм происходит от имени литературного персонажа Шовена. Это не исторический деятель, а литературно-сценический персонаж французских театров второй половины XIX века. Так вот, в пьесах разных авторов была одинаковая трактовка образа Шовена: это солдат, ветеран наполеоновских войн. В рассказе Альфонса Додэ, повествующем о Парижской коммуне, описывается его смерть. Баррикады перегородили Париж. Коммунары и стоящие напротив солдаты императорской армии уже готовы стрелять друг в друга. И в эту минуту между ними выбегает Шовен, уже старик и инвалид, призывает не стрелять, и падает, сраженный залпами с обеих сторон. Додэ кончает свой рассказ краткой эпитафией: «То был последний француз». В общем - «в солдате-землепашце Шовене как раз и воплощается мечта о национальном примирении, о слиянии всех французов, к какому бы классу и к какой бы партии они ни принадлежали, во всеобщей любви на земле, к воинской доблести и к нации... Такова высшая функция мира, та, которой все подчинено и которую превосходно передаёт гравюра Шарле, где старый служака разнимает двух молодых солдат, готовых схватиться друг с другом. «Мы французы, Шовен, дело можно уладить», - поучает он новобранца. Этот призыв к «национальному согласию» и по сей день лежит в основе речей французских политиков» .
Так вот, в этом смысле, я считаю, мы должны быть шовинистами. Русские должны радоваться друг другу, а не отворачиваться с угрюмым равнодушием, встречаясь на улицах чужих городов.
Но здесь сталкиваются две позиции. Одна говорит устами Честертона: «Хорошие люди любят другие народы. Плохие - забывают собственный». Другая озвучивает себя устами Карла Крауса: «Самое неприятное в шовинистах - это не столько их неприязнь к другим нациям, сколько любовь к своей собственной».
Итак, что же такое, в свете вышесказанного шовинизм - опасный экстремизм или неотъемлемая часть здорового национального самосознания?
- А патриотизм для Вас – ценность?
- Да. И это определяет некоторую нездравость в восприятии современной политики современным же Русским Православным человеком. Патриотизм - это аксиома Русского Православного сознания. Выводная из него теорема - поддержка сильного национального государства, государственническое мышление. Но сейчас у нас нет веры в то, что государство наше, не в смысле церковное, но хотя бы русское. Всё отчётливее оно принимает черты колониальной администрации, управляемой из-за границы и ради интересов транснациональных монополий.
- А что значит быть Русским?
- Я хотел бы обратить внимание на то, что в нашем языке наше национальное имя формулируется в грамматической форме имени прилагательного, а не существительного. О всех других народах мы говорим: немец, француз, грек, еврей, татарин…, т.е. мы употребляем имена существительные. А когда говорим о себе самих, мы говорим: Русский, т.е. характеризуем себя именем прилагательным. А раз оно прилагательное, значит должно к чему-то прилагаться. Тем стержнем, к которому прилагается слово «Русский», в нашей традиционной культуре было слово «христианин» - крестьянин. То есть главное - это вера, твоя душа, а твой язык, твоя культура - это то, что держится на этом стержне.
Сегодня же быть Русским - это значит плыть против течения, быть участником Русского Сопротивления. Я говорю о сопротивлении не как о вооружённом повстанческом движении, а как о дисциплине мысли и чувства. Скажем, так: хочешь быть патриотом - выключи телевизор. То есть защити своё сознание от промывки мозгов, научись думать самостоятельно, не голосуй вместе с толпой на всех референдумах. Будь человеком, а не ходячей телеприставкой.
«Церковь в мире людей» д.Андрей Кураев стр. 73 (в электронной версии).