Первые Земские Соборы на Руси

Идея и традиции Земских Соборов имеет в истории России глубокие духовные и государственные корни. Духом соборности проникнута и Православная Вера, которая легла в основание Московской Руси и, в меньшей степени, Императорской России. Сначала это были Церковные Соборы, первый из которых созвал в Киеве в 1051 году Ярослав Мудрый. Позже, после объединения разрозненных княжеств в Московское Государство, возникла идея государственной соборности, впервые обозначившаяся в бурное и славное царствование Государя Иоанна Васильевича Грозного - первого Российского Самодержца, венчанного на Царство и справедливо прозванного народом Грозным за твердое стояние в Вере и непримиримость к многочисленным врагам России. 27 февраля 1549 года, созвав Земской Собор, он объединил в единое духовное целое Православную Веру, Самодержавную власть и русский народ, чем спас Россию от разорения и иноземного пленения.

Первые Церковно-Земские Соборы отличались широким представительством мирян и множеством обсуждаемых вопросов, которые касались не внутреннего устроения Церкви, а укрепления ее стен и ограды - Православного Самодержавного Царства. Именно тогда, по прозорливому предвидению Грозного Царя выковывалось на грядущие времена в сражениях с супостатами обоюдоострое оружие Опричнины. Создание Опричнины позволило Иоанну Васильевичу утихомирить внутренние междоусобицы, очистить кровеносную систему государственного организма от дурной крови, нанести сокрушительное поражение давнему врагу Православия Ливонскому Ордену и взять под свою крепкую руку новые земли. Так грозный и властный Царь дал свободу Русскому Государству и русскому народу.

Промыслу Божию было угодно, чтобы опыт Земских Соборов вскоре пригодился России, как это и случилось в Смутное время, когда смерть сына Иоанна Грозного прекратила прямую царствующую династию Рюриковичей. Не стало Царя в Московской Земле, а те Цари, которые восходили в смутные дни на осиротевший Престол, не могли быть настоящими Царями. Настоящий Царь мог быть Царем лишь по Господнему, а не по человеческому постановлению, и только такой Божий избранник мог установить на Руси “сладостной тишины свободный день”.

В то время как и теперь, на Руси существовала секта жидовствующих, без которых, как мы теперь уже знаем, невозможно какое бы то ни было революционное или антидинастическое возмущение или брожение. К этой секте принадлежали не только миряне, но и лица духовного звания. Плоды тайной деятельности иудейских талмудических жрецов можно обнаружить при внимательном изучении истории. Известно, например, что Лжедмитрий Второй был обрезанным иудеем, и после смерти в его комнате был найден талмуд.

Непосредственной причиной первой русской смуты послужило организованное тайными талмудическими жрецами убийство малолетнего Царевича Димитрия - законного наследника Престола, принявшего “заклание неповинное от изменников своих” и причисленного Православной Церковью к Лику новоявленных Святых страстотерпцев Христовых. 28 мая 1991 года исполнилось ровно 400 лет со дня этого трагического события, за которым последовали хаос, беззаконие, нашествие иноземцев и реки крови, пролитые в братоубийственных сражениях.

Тяжело было положение России в годы Первой Смуты. Поляки были в Москве, Тушинский Вор - под Москвою, Новгород Великий занят шведами, по всему Дикому Полю - южной степи - бродили шайки разбойников, страна разорена, а бояре спорили о власти. Казалось, еще немного, и Русскую Землю, лишенную Державного Царского водительства, затопчут сильные соседи и поделят на куски. Но в огне испытаний Русь сохранила главное свое достояние, главную силу, свой остов - Святой Животворящий Крест. Народ оставался верен Православию, и Господь не оставил Россию.

Он дал ей вождей: Патриарха Гермогена, простого посадского человека Козьму Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского, которые повели русских людей к победе над внешними и внутренними врагами, к Церковному и Земскому Собору. Пожар Смуты обернулся для не забывшей Бога России очистительным пламенем, из которого наше Отечество вышло еще более крепким. России было ниспослано успокоение и, главное, - Державная династия Романовых в лице избранного “всею Землею” на Царство внучатого племянника Царя Иоанна Грозного Михаила Федоровича Романова - юного и неопытного, но зато непричастного к распрям, терзавшим Россию во время Смуты. Земской же Собор и помогал ему управлять Государством, ограждая молодого Царя от покушений жаждущих власти, и установил прочный порядок в Государстве.

Нового Царя называли “избранным от Бога прежде его рождения”, ибо призвал его на Царство Земской Собор, благословленный Святой Церковью Христовой. Грамота об избрании Михаила Федоровича на царство говорит во всеуслышание: “Бог его, Государя, на такой великий Царский Престол избрал не по чьему-либо заводу; избрал его мимо всех людей, по Своей неизреченной милости; всем людям о его избрании Бог в сердце вложил одну мысль и утверждение”.

Здесь необходимо отметить, что особенность соборного решения заключается в том, что оно принимается единодушно. В этом его коренное отличие от так называемых демократических выборов и коммунистических съездов, где голосовали единогласно, но далеко не все были в душе согласны с тем или иным “единогласным” решением.

Демократия и соборность суть понятия совершенно чуждые друг другу. Демократия приходит к своим решениям путем простого подсчета голосов, и волею большинства действует вопреки воле меньшинства. Это большинство - чрезвычайно опасно, особенно сегодня, когда наш народ в массе своей уже далеко отошел от Истины, заложенной в Христовом Учении. Без твердых духовных ориентиров, которые дает нам Православная Вера, это самое большинство легко обольщается любой подкидываемой ему сионскими мудрецами идеей и начинает действовать, подавляя правое меньшинство. Никогда не следует забывать, что по большинству голосов жиды распяли Христа. Именно поэтому в Священном Писании сказано: “Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исход, 23,2).

Когда же мы обращаемся к Православной соборности, то видим, что она действует совершенно иным порядком. Решения Вселенских Соборов, например, утверждались многозначительными словами: “Изволися Духу Святому и нам...”, и завершались возгласом: “Все так веруем!” То есть, решения Соборов оказывались словесным выражением истины, единой верою и в едином духе всеми созерцаемой. Единодушие происходило от того корня внутренней, сердечной жизни, из которого вырастала во всех сердцах совершенно во всем одинаковая единая Вера, питаемая словом Божиим: “Все так веруем!” В этих словах, говорящих о ясном видении людьми незримой Духовной Истины, и лежит соборность.

Именно так, в единой Вере и в едином Духе, была принята на Земском Соборе 1613 года великая клятва на верность Царственному Дому Романовых до скончания века, в которой мы находим следующие слова:

“Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем. А кто же пойдет против сего соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы”.

Отсюда, из этой соборной клятвы, пошло Самодержавие Царей из Дома Романовых, и от этого дня возродилась Россия к новому, небывалому дотоле могуществу. При Царях и Императорах рода Романовых Россия достигла невиданного расцвета, стала первой державой мира. Русь, оставшись верной Кресту и Престолу, вышла из испытаний в сиянии еще большей славы.




Статьи 1997 года