Значение Земского Собора

Огромное значение Приамурского Земского Собора сразу было понято местной печатью. “Слово” в статье “Праздник закончился” 11 августа писало: “Новая власть, идя под лозунгом провозглашения монархии в России, должна встретить сочувствие среди подавляющего большинства русского народа не только здесь, но и там, за гранью, охраняемой красной интернациональной бандой”.

Еще любопытнее отношение харбинской конституционно-демократической газеты “Русский Голос”, относившейся до сих пор довольно холодно к монархической идее. Корреспонденции с Собора показали ей, что монархические лозунги восторженно встречены всем Собором. В передовой статье 11 августа к/д орган пишет:
      “Тот факт, что принципы монархии в Приморье провозглашены не рейхенгалльским съездом монархических организаций, не другой какой-либо партийной группой, а Земским Собором, хотя и местного значения, совещанием сотен людей, хотя и определенных антисоциалистов, но разнопартийных, разномыслящих по многим государственным вопросам, - этот факт нельзя не занести на страницы истории, описывая, “не мудрствуя лукаво”, события текущей жизни. Можно относиться к нему с рылеевскими чувствами удивления и сомнения, но исторического значения его никто не может отрицать...
      Нашим европейским друзьям и недругам нужно отрешиться от ложного понятия, воспитанного эпохой войны, что России нужны трафаретные формы европейской государственности...
      Народ даст стальную опору русской исторической власти, он одухотворит ее, новое вино, испепелившее старые меха, найдет нарочитые внешние формы, родные духу народа, соответствующие пережитому, и нарождающиеся”
.


      “Государственное строительство в Приморье после Собора Указом Правителя № 10 от 15 августа 1922 года было намечено следующим образом. Основой городской, земской и казачьей единицей местного самоуправления становится приход. Каждый гражданин по вере его приписывается при приходе своего вероисповедания. Граждане, не исповедующие чисто и свято никакой религиозной веры, не могут быть гражданами Приамурского Края и подлежат выселению за его пределы. (Серьезная ошибка. “Анафема не тому, кто не верует, а тому, кто не так верует”, - говорили в древности монахи. Всякий неправославный попадает в ад быстрее всякого атеиста. - ред.). Церковный приход управляется советом, в который выбираются граждане не моложе 25 лет, свободные от уголовной ответственности. Совет прихода ведает административными, экономическими, хозяйственными, образовательно-воспитательными, судебными и контрольными делами прихода. Во главе его: по духовному руководству - местный пастырь Церкви, а по гражданскому - председатель. Члены совета выбираются по жребию, производимому пастырем. В назначенный день прихожане собираются в храме. После молитвы устанавливается урна, в которую прихожане опускают свои личные номера. Затем священник вынимает необходимое количество из них; таким образом, составляется совет прихода. Лица недостойные и не соответствующие, заменяются следующими, получившими очередной жребий. Благодаря этому в принцип самоуправления полагаются усмотрение и воля Божия”
      (газета “Вечер”, 21 августа 1922 г.).

Церковные приходы объединялись в Советы церковных приходов городов и земских районов. Соединения церковных приходов, по мысли Правителя, должны были заменить и земские самоуправления. Функции ведомств внутренних дел, промышленности, торговли, народного просвещения и призрения должны были постепенно перейти в местном масштабе в органы приходских самоуправлений. Органы центральной власти должны были сохранять значение руководяще-контрольного характера.

Таким образом, в основу возрождения Державы был заложен совершенно новый принцип государственного строения - церковный приход и организуемое в его рамках гражданское самоуправление со всеми правами бывшего волостного земства, чем создавалась та народно-государственная ячейка, из которой путем выбора народных представителей должен был организоваться Земской Собор и краевые и уездные советы. (Очень интересный подход к государственному строительству, который должен быть взят на вооружение новой русской властью, но касаться он должен исключительно Православных приходов. К лицам, исповедующим ислам или буддизм, должны быть применены иные методы государственного управления, разумеется, без притеснения иноверцев, лояльных к русскому руководству. - ред.). По твердому убеждению Правителя, указанный государственный строй проводит содружество гражданской, духовной и народной власти по всем отраслям управления, и по мере того, как народ будет переходить от революционного мышления к подчинению законам правды, он станет осуществлять эту Правду и создавать христианскую государственность.

Надо отметить, что, несмотря на тяжелейшее политическое и экономическое положение новой власти, она впоследствии неуклонно пыталась следовать этой идее, в чем, конечно, в первую очередь, видна заслуга М.К.Дитерихса, бравшего пример своей деятельности с Государя Императора Николая Второго. В различных местах Приморья прошли Земские съезды, на которых лично присутствовал Правитель. Поучительны условия, которым должен был отвечать выборный от каждого населенного пункта: быть крепким в вере во Всевышнего Бога, иметь в этом населенном пункте свое хозяйство, иметь от роду не менее 25 лет и быть семейным, не иметь за собой в прошлом уголовных преступлений.

Большое значение в жизни всего государства отводилось Церковному Собору. Совещание епископов, собравшихся в сентябре 1922 годи в Никольске-Уссурийском, постановило в соответствии с предначертанием Правителя “Дабы укрепить паству Приамурского Земского Края в истине и свете отцовской и дедовской Веры (Указ № 36 от 15 сентября 1922 года) - созвать 22 октября 1922 года во Владивостоке Дальневосточный Поместный Собор”. Была рассмотрена и принята программа занятий Собора. Ожидалось прибытие на Собор около 50 его членов и среди них - архиепископа Мефодия Харбинского, епископов: Мелетия, Сафрония, Ионы, Симона, Нестора, а также архиепископа Сергия Японского, архиепископа Иннокентия Переяславского из Пекина и начальника Православной миссии в Сеуле иеромонаха Феодосия. Сверх того, в Соборе должны были участвовать наличествующие участники Всероссийского Поместного Церковного собора 1917-1918 годов и выборные от мирян, военного духовенства и приходов.

Даже по первым шагам восстановления на земле Приамурского Земского Края исконных начал российской народной жизни и государственности видно, какое значение имеет Земской Собор 1922 года в истории России. Впервые за годы гражданской войны аморфное, стоявшее прежде лишь на отрицании Советской власти, Белое движение оформилось как сугубо религиозное и открыто монархическое, восстановив на огромных просторах русской тихоокеанской украины исконную национальную Державную Власть под скипетром Царственного Дома Романовых, чего не знали ни Крым, ни Дон, ни Сибирь.

Созыв Земского Собора во Владивостоке был попыткой “перешагнуть” целую историческую эпоху в жизни России, начавшуюся реформаторской ломкой Петра I, стремлением проникнуть “вглубь” русской истории, где сохранялся вдали от современного безбожия фундамент народности и государственности.

Перед лицом окончательной катастрофы, примириться с которой было выше их сил, тысячи русских людей отправились на поиски духовного истока, столетиями исцелявшего раны России, наносимые изнутри и извне.

Трехмесячное правление генерала М.К.Дитерихса дало удивительные образцы этого возвращения. Новшества в государственном и жизненном устроении следовали одно за другим. Белая Армия была переименована в Земскую Рать, военачальников стали называть воеводами, а сам М.К.Дитерихс стал Воеводой Земской Рати.

Последовательно возрождая христианскую государственность, М.К.Дитерихс своим Указом № 14 от 21 августа 1922 года закрыл все существующие игорные дома, “принимая во внимание, что допущение в Общественных Собраниях, клубах и игорных домах азартных игр в карты, кости и домино не согласуется с основными религиозно-нравственными принципами”. (Прекрасное и мудрое постановление! - ред.).




Статьи 1997 года